Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Домашний арест для «сидельцев с комфортом»

 Фото: https://pixabay.com Фото: https://pixabay.com После того как Басманный суд посадил 60-летнего экс-министра Алексея Улюкаева под домашний арест, в обществе вновь возникли разговоры на тему, насколько адекватно это наказание тому ущербу, который нанес государству обвиняемый

Многим вспомнился знаменитый домашний арест фигурантки дела «Оборонсервиса» Евгении Васильевой. Она 2,5 года тянула срок в своей 13-комнатной квартире, записывая на видео свои песни и периодически сбегая «в самоволку» на шопинг по бутикам. ОК-информ попытался разобраться в том, насколько серьезным наказанием является домашний арест.

Пару лет назад, когда сотрудник Минобороны Васильева и оппозиционер Навальный одновременно сидели под домашним арестом, злые блогеры живописали их быт так: «В их квартирах дорогой антиквариат радует глаз, джакузи ублажают их тела, а холодильники ломятся от деликатесов. Такой “арест” похож на небольшой рай. Вызываемый мастер по нанесению декоративной штукатурки быстро изменяет дизайн скучных стен, чтобы Навальному и Васильевой не приедался их цвет. Сидят два голубка в своих богатых норах и не работают. Как говорят в Одессе: “Шоб мы так жили, как вы сидите”».

Конечно, в этом описании слишком много эмоций. Но отчасти автор завистливого панегирика прав: порой условия домашнего ареста позволяют обвиняемым сохранить высокий уровень жизни. В основном тогда, когда обвиняемый до ареста был богат и имел положение в обществе.

Элитная тюрьма Улюкаева

К экс-министру экономического развития Алексею Улюкаеву все это имеет прямое отношение. Согласно решению Басманного суда о его домашнем аресте, во время следствия он будет сидеть в своей квартире по адресу Минская улица, 1г - в жилом комплексе «Золотые Ключи-2». Элитный комплекс возведен строительной компанией Mirax Group экс-олигарха Сергея Полонского. Тот, кстати, сам сейчас сидит в одном из московских СИЗО по обвинению в крупном мошенничестве.

Дом-«тюрьма» Улюкаева стоит в природоохранной зоне Раменского заповедника, на берегу реки Раменки. В «Золотых ключах-2» тесть прогулочная зона с альпийскими горками, пруд с мостиками и большая детская площадка.

Дом-«тюрьма» Улюкаева стоит в природоохранной зоне Раменского заповедника, на берегу реки Раменки. В комплексе - три жилых корпуса переменной этажности (от 14 до 22 этажей), под ними - двухуровневый подземный паркинг на тысячу машиномест. В «Золотых ключах-2» также есть обширная прогулочная зона с альпийскими горками, пруд с декоративными мостиками и большая детская площадка.

Нижние этажи комплекса занимают супермаркет и салон красоты, сауна с бассейном и прачечная, ресторан и развлекательный клуб, химчистка и фитнес-центр. Один из бассейнов комплекса находится на крыше одного из корпусов. В прогулочном парке есть даже свой небольшой зоопарк - с ламами, оленями, кроликами, горным бараном, белками и лисицами. Поэтому у бывшего министра будет масса возможностей хорошо отдохнуть и восстановиться после тяжкого труда в МЭР.

Территорию «Золотых ключей-2» охраняет частное охранное предприятие, туда запрещен заезд даже гостям жильцов(!). Такси и грузовики, выполняющие заказы небедных местных обитателей, имеют право въезжать в комплекс не более чем на 20 минут. На территории комплекса, во многих уголках которого установлено видеонаблюдение, живут и другие известные люди.

Один из бассейнов комплекса находится на крыше одного из корпусов. В прогулочном парке есть даже свой небольшой зоопарк - с ламами, оленями, кроликами, горным бараном, белками и лисицами.

Например, там находится одна из квартир Тимура Юнусова (известного как рэпер Тимати). Здесь же обитает Наталья Подольская, белорусско-российская поп-певица, представлявшая РФ на Евровидении-2005. Прямо во дворе комплекса можно встретить певца и композитора Владимира Преснякова-младшего и телеведущую Дану Борисову. Цена самой дешевой квартиры в «Золотых Ключах-2» - 40 млн рублей (около 600 тысяч долларов).

Впрочем, общаться с соседями в ходе «отсидки» экс-министру нельзя - суд запретил ему любое общение. Исключение сделано лишь для близких родственников и адвокатов. Сразу после решения суда на Улюкаева надели специальный браслет, который позволяет отслеживать все его передвижения. По словам тех, кому довелось носить эту конструкцию, она - легкая, незаметная и практически не мешает в быту.

Скрашивать домашний арест в ЖК «Золотые Ключи» Улюкаеву поможет его жена. Ходить в магазин за продуктами, судя по всему, будет она же, благо проблем с деньгами быть не должно: только за 2015-й она задекларировала доход в 15 млн рублей. Жену экс-министра зовут Юлия Хряпина, ей 33 года. До недавнего времени Хряпина работала в Институте экономической политики им. Гайдара, ее имя также упоминалось в ходе публикации «панамского архива». С 2006-го по 2009-й она возглавляла офшорную компанию Ronnieville Ltd на Британских Виргинских островах. На Хряпину записаны пять земельных участков и два дома в Крыму, упомянутых в декларации Улюкаева. Кроме нее, приехать в гости к экс-министру могут отец Вали Хусаинович и мать Раиса Васильевна, а также сын от первого брака Дмитрий.

13-комнатная камера Евгении Васильевой

Евгения Васильева прославилась осенью 2012-го после коррупционного скандала в Минобороны, ставшем причиной отставки министра Анатолия Сердюкова. Она сидела под домашним арестом рекордные 2,5 года: с 23 ноября 2012-го по 8 мая 2015-го. Васильева «тянула срок» у себя дома - в 13-комнатной квартире в Москве на Молочной улице, 6. Дом также был элитным - 5 этажей на 10 квартир, причем этажом выше жил ее непосредственный начальник - министр обороны Валерий Сердюков.

С 23 ноября 2012-го по 8 мая 2015-го. Васильева «тянула срок» у себя дома - в 13-комнатной квартире в Москве на Молочной улице, 6. Дом также был элитным - 5 этажей на 10 квартир.

Поначалу суд постановил, что Васильева не имеет права выходить из квартиры ни при каких условиях - даже в магазин за едой. В этот период продукты ей приносила специальная помощница, и, судя по рассказам последней, питалась экс-чиновница куда лучше, чем простые смертные.

Для помощницы существовали такие правила: «Каждый понедельник необходимо покупать цветы - 15 роз (70-80 см) на Дорогомиловском рынке. Подопечная не ест мясо, рыбу ест только белую и речную. Если готовите что-то с капустой, не забывайте класть туда соленый огурец. Не предлагать никакие сласти, кроме фруктов в желе. Масло только оливковое. Пища не должна быть жирной. Подопечная не ест кремовые и сливочные супы, а также соусы к салатам. Никакого майонеза. Анчоусы, спаржа - никогда. Когда едете с тележкой кормить подопечную, на подносе всегда должны быть соль, перец, сухарики и зелень в маленькой пиалке».

При этом Васильева даже во время домашнего ареста не позволяла себе выглядеть дешевле, чем член английской королевской семьи. В ходе ареста она часто обращалась к судье и использовала любой предлог, чтобы «сбежать на шопинг»: дорогие украшения и фирменные шмотки были ее страстью. Как правило, Васильева шла за покупками в ЦУМ - была неравнодушна к бутикам Max Mara, а также предпочитала итальянские бренды Loro Piana и Ermanno Scervino. В летний сезон покупала себе платья за 100 тысяч рублей и (по скидке) норковый палантин за 600 тысяч рублей. Часто заглядывала в бутик Louis Vuitton. Никогда не покупала обувь дешевле 30-40 тысяч рублей.

Домашнее заключение для Васильевой завершилось в мае 2015-го - суд приговорил ее к пяти годам колонии общего режима. Из этого срока она отсидела меньше двух месяцев и была освобождена условно-досрочно.

Навальный и Удальцов: отжимания и компьютерные игры

Как сообщали три года назад оппозиционные порталы, видные оппозиционеры Сергей Удальцов и Алексей Навальный такого комфорта, как Васильева, в домашнем заключении не видали, но в целом неплохо проводили время. Координатор «Левого фронта» Удальцов по методу Рахметова отжимался в день по 200 раз, «эвакуировав» своих детей на Украину.

- Не помню, чтобы он бездельничал, - говорила его супруга Анастасия Удальцова. - Было много дел по суду. Адвокаты трудились бесплатно, поэтому Сергей им много помогал: писал ходатайства, стенографировал заседания. Много читал Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Долго читал свое дело - в нем было больше ста томов. Для души перечитывал одного из любимых писателей - Андрея Платонова. Много занимался физкультурой - по 200-300 отжиманий в день. Бытовых проблем мы не испытывали: Сергей мог сам и «стиралку» запустить, и посуду помыть. У нас нет правила, что я должна у плиты стоять, а муж - работать, - сообщала жена Удальцова.

В свою очередь, лидер «Партии прогресса» Алексей Навальный валялся перед телевизором и резался со своим сыном в игровую приставку. Несмотря на запрет суда выходить в Интернет, Навальный все же присутствовал в Сети - блог за него вела супруга Юлия Навальная. В этом блоге были примерно такие записи: «Которые ходят по квартире довольные и хвастаются, что убили какого-то Дьябло с первого раза, - те Захар и Алексей Навальные».

Нестерова и Нотяг: «сидеть по-петербургски»

Нынешний год народил еще двух резонансных «домашних сидельцев» из Петербурга. В конце июня Красногвардейский суд отправил под домашний арест депутата ЗакСа Светлану Нестерову. Ее обвинили в хищении бюджетных средств, выделенных на соцподдержку пенсионеров и ветеранов. По версии следствия, в рамках депутатской поправки она похитила почти 5 млн рублей. Адвокатам Нестеровой стоило немалых усилий убедить судью, что технических средств для ее домашнего ареста вполне достаточно. Муж и сын Нестеровой ради этого даже на какое-то время покинули общую квартиру.

В конце июня Красногвардейский суд отправил под домашний арест депутата ЗакСа Светлану Нестерову. Ее обвинили в хищении бюджетных средств, выделенных на соцподдержку пенсионеров и ветеранов.

На депутата также надевали «охранительный браслет» - для предотвращения ее отъезда за границу. Дело в том, что дочь Нестеровой живет в Британии и имеет британское гражданство. Парламентарий довольно часто посещала Лондон и вполне могла укрыться у дочери. Данных об «отсидке» Нестеровой в своей квартире, расположенной на Октябрьской набережной в Невском районе, почти не поступало. Депутат и в лучшие времена на дух не переносила журналистов, а после попадания под следствие испытывала на них острую аллергию. Известно лишь, что все необходимые продукты ей приносили ближайшие родственники - муж и сын.

Попал под домашний арест и ее коллега по Заксобранию Вячеслав Нотяг - в апреле-2016 его обвинили в получении взятки от главы строительной компании «Воин-В» Олега Глущенко. Нотяг за деньги якобы «корректировал» свою позицию по поводу реновации в Ульянке, где «Воин-В» вел работы и сталкивался с протестами местных жителей. Сначала Нотяга поместили в СИЗО «Кресты», но 26 мая в камере ему стало плохо, и врачи диагностировали у него ишемический инсульт. Нотяга срочно перевезли в больницу имени Гааза, и там на выездном заседании Кировский райсуд прописал ему домашний арест.

Это наказание депутат, по данным СМИ, отбывал в своем загородном доме в Курортном районе города. И хотя ему запретили выходить за территорию участка и общаться с кем-либо, кроме близких родственников, эти запреты были во многом излишни. После инсульта Нотяг перемещался в основном в инвалидной коляске, а его речь была серьезно поражена.

Особенности домашнего ареста

Является ли домашний арест наказанием? По мнению юристов, не совсем. Это - один из видов меры пресечения, она применяется к тем, кто ожидает суда по своему делу. После того как человека в чем-то обвинили, суд решает, что с ним делать на время следствия. Домашний арест в России появился недавно - в конце 2009-го. Под домашним арестом часто оказываются фигуранты резонансных дел: помимо Улюкаева, Васильевой и Навального, это директор Библиотеки украинской литературы Наталья Шарина, видеоблогер Руслан Соколовский и т.д. По делам со схожими обвинениями, но не имевшими резонанса в обществе, простых россиян чаще всего отправляют в СИЗО. Иногда следствие предлагает обвиняемым перевод из следственного изолятора под домашний арест - но в обмен на признательные показания и сотрудничество со следствием.

Суд может назначить домашний арест вместо СИЗО, если у обвиняемого есть смягчающие обстоятельства: маленький ребенок, серьезное заболевание, отсутствие судимостей.

Суд может назначить домашний арест вместо СИЗО, если у обвиняемого есть смягчающие обстоятельства: маленький ребенок, серьезное заболевание, отсутствие судимостей. При этом у него должна быть квартира или дом - место, где он будет отбывать арест. Но домашний арест - редкая мера пресечения. За первое полугодие 2016-го суды назначали ее 2 420 раз. За тот же период в СИЗО по схожим обвинениям отправили 63,5 тысячи человек.

Закон позволяет создать разные условия домашнего ареста. Чаще всего, его делают максимально жестким: запрещают выходить из дома, общаться с кем бы то ни было, отправлять и получать письма, пользоваться телефоном и интернетом. По закону, обвиняемый может попросить суд о более мягких условиях - например, разрешить ходить на работу или на прогулки. Если обвиняемый тяжело заболел, ему могут разрешить отбывать домашний арест в больнице (как получилось с депутатом Нотягом).

Когда обвиняемому надевают на ногу специальный браслет, в квартире-«камере» устанавливают точку приема сигнала. Если он прервался, то инспектор ФСИН приезжает выяснить, что случилось. Кроме того, обвиняемому могут установить «прослушку» на телефон (если он разрешен) и камеры наблюдения, но об предупреждают заранее. В спальнях, ванной и туалете камеры не ставят. Если обвиняемого заподозрят в нарушении условий домашнего ареста, суд может отправить его в СИЗО - настоящую тюрьму, где условия неизмеримо хуже. Поэтому условия домашнего ареста, как правило, никто не нарушает.

Обвиняемый, сидящий под домашним арестом обычно не имеет возможности ходить на работу. Но по закону работодатель не имеет права его уволить: считается, что домашний арест - уважительная причина, чтобы не ходить на работу.

По закону, максимальный срок домашнего ареста - два месяца, но его могут продлевать по ходатайству следователя. Если человека обвиняют в совершении нетяжкого преступления, то предельный срок домашнего ареста - не более полугода. Для тяжких и особо тяжких преступлений сроки домашнего ареста - полтора года и больше.

Как не рехнуться под домашним арестом? Один из оппозиционеров, «отсидевший» дома полгода, рассказал: «Чтобы не сойти с ума в четырех стенах, начинаешь максимально занимать свое время. Я делал все домашние дела: готовил, убирал, стирал. Научился неплохо готовить зразы с грибами, печь коврижку, шарлотку. Пересмотрел почти все стоящие сериалы. Занимался на тренажерах. После того как разрешили прогулки, обязательно гулял час в день по району. Если суд не запретил общение с людьми, то это очень помогает. Меня очень поддерживали друзья, коллеги, соратники, которые почти каждый день приходили в гости. А вот когда суд ограничивает общение, действительно можно сойти с ума».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Катя, юрист, 33 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии