Отставка Митина: чего хочет власть от новых губернаторов?
В рейтинге политической выживаемости губернаторов у Митина была оценка «три с минусом»: по словам экспертов, он остро конфликтовал с местными элитами, вяло занимался развитием экономики региона, неважно привлекал инвестиции и т.д. Тем не менее его прощание с Новгородчиной вышло прочувствованным.
«Почти 10 лет моя жизнь была неразрывно связана с Новгородской землей. Я принял решение не выдвигать свою кандидатуру на выборах в сентябре и заранее обратился к президенту с просьбой дать мне новое поручение. Это мой обдуманный и взвешенный шаг. Хочу поблагодарить всех, кто работал со мной, всех жителей области. Я искренне полюбил Новгородскую землю и считаю ее родной», - сообщил Сергей Митин на сегодняшней пресс-конференции. ОК-информ поговорил с экспертами о том, чем старые губернаторы больше не устраивают федеральный центр и чего ждут в Кремле от новых глав субъектов федерации.
Дмитрий Гавра, политолог:
- На мой взгляд, связь между различными «рейтингами эффективности губернаторов» и реальными увольнениями немного искусственная: рейтинги фиксируют объективно существующие проблемы в тех регионах, где популярность их глав низка. Таких рейтингов в России составляется несколько, в том числе - Управлением внутренней политики Администрации президента. И все они формируются не на вкусовых предпочтениях их авторов и не на личных симпатиях, а на результатах опросов как федеральных, так и региональных экспертов.
C губернаторских постов сегодня должны уйти люди, во многом уже выработавшие свой ресурс, свою энергетику. У всех у них накопилась психологическая усталость, приведшая к «консервации кадров», консервации региональных проблем.
Стоит учитывать, что внутреннюю политику в АП сегодня формирует новый человек - Сергей Кириенко. Это очень активный и эффективный менеджер, склонный к достаточно быстрым и жестким кадровым решениям. И в случае, когда все основные показатели по трем губернаторским рейтингам совпадают, это называется «триангуляцией», то есть является фактически руководством к действию для людей, которые контролируют ситуацию в регионах.
Давайте внимательнее посмотрим на тех, кто уходит. Басаргин, Наговицын и Митин - это, по сути, ветераны губернаторского корпуса, чиновники с серьезным негативным историческим «шлейфом». Мне кажется, с губернаторских постов сегодня должны уйти люди, во многом уже выработавшие свой ресурс, свою энергетику. У всех у них накопилась психологическая усталость, приведшая к «консервации кадров», консервации региональных проблем и т.д. По сути, во всех трех регионах создалась ситуация, которую можно охарактеризовать как «застой». Всем им нужна хорошая «встряска», которая в административной логике невозможна без смены первого лица. Так что для «старой гвардии» настало время уступить дорогу молодым.
Очевидно, что все эти перестановки делаются Кремлем с прицелом на выборы, которые намечены на сентябрь-2017. Любые выборы в регионе - это период активизации политических элит, способ отказа от политики старых властей, а также от взятых ими на себя невыполнимых обязательств. Вспомните, как из Петербурга уходила Валентина Матвиенко, оставившая целый ворох дорогостоящих проектов вроде Орловского тоннеля, которые городу было просто «не поднять». Новому губернатору Полтавченко было несложно отказаться от таких обязательств - просто потому, что он их не давал.
Грядущие в 2018-м президентские выборы особых неожиданностей не сулят, и имя будущего лидера РФ мы все сегодня уже хорошо знаем. Тем не менее в Кремле предпочитают изменить обстановку в тех регионах, где есть сомнения в способности властей мобилизовать избирателей на выборы.
Думаю, что текущие отставки губернаторов - нормальная плановая ротация кадров, из логики которой пока что выбивается «кейс Худилайнена» - действующего главы Карелии. Он тоже фигурировал в «расстрельном списке» губернаторов, и к нему были прямые претензии из федерального центра. Но при этом он стал единственным главой региона, который во всеуслышание заявил, что никуда уходить не собирается. Посмотрим, как у него получится «пройти по лезвию ножа».
В администрации президента сейчас активно меняют критерии оценки работы губернаторов. На мой взгляд, самые важные из них - «индекс социального самочувствия региона» плюс низкий «индекс конфликтности». Да, грядущие в 2018-м президентские выборы особых неожиданностей не сулят, и имя будущего лидера РФ мы все сегодня уже хорошо знаем. Тем не менее в Кремле предпочитают изменить обстановку в тех регионах, где есть сомнения в способности властей мобилизовать избирателей на выборы.
Еще один важный критерий - умение выстраивать баланс интересов местных элит. Если губернатор сидит на своем посту целых 10 лет, это значит, что там нет социальной мобильности, «социальных лифтов», а весь местный бизнес ориентирован на интересы старой управляющей команды. Это порождает внутреннее напряжение в элитах, а новый губернатор волей-неволей вынужден выстраивать отношения и с региональной оппозицией (разумеется, системной).
Важен и такой критерий, как умение главы региона работать с гражданским обществом. Президент не случайно упомянул об этом в последнем Послании федеральному собранию. Это один из «клапанов» для того, чтобы в регионе не нарастало социальное напряжение, а такая работа - далеко не самая сильная сторона старого губернаторского корпуса. Кириенко же этот фактор в своей работе наверняка будет жестко учитывать.
Павел Салин, глава Центра политологических исследований (Москва):
- Новгородская область - регион по всем параметрам средний, не богатый и не бедный, но с достаточно серьезным потенциалом, который не был реализован. Да, таких серьезных проблем у Митина с местными элитами, как у экс-главы Пермского края Басаргина, на Новгородчине не было. Но реализовать потенциал региона ему не удалось, к тому же в прошлом году ему исполнилось 65. Поэтому в Кремле решили отправить его в отставку, чтобы не обострять ситуацию.
По слухам, Митин не собирался бороться за этот пост, у него не было влиятельных покровителей в Москве. Похоже, он изначально был настроен на то, чтобы найти другое, адекватное место работы, более соответствующее его предпенсионному возрасту.
По слухам, Митин не собирался бороться за этот пост, у него не было влиятельных покровителей в Москве. Похоже, он изначально был настроен на то, чтобы найти другое, адекватное место работы, более соответствующее его предпенсионному возрасту. В целом же Новгородская область обладает серьезным потенциалом, и его сменщику достанется хорошая база. Допустим, можно сделать из города такой большой «сборочный цех» по производству стройматериалов, которые обеспечат потребности Москвы, Петербурга и других регионов с развитым строительным рынком. Вопрос в том, удастся преемнику реализовать этот потенциал или нет.
Наиболее вероятный кандидат в преемники Митина - глава Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин. Вероятность его назначения - не ниже 90%, потому что Никитин подходит на этот пост по всем параметрам. Он молод, является выходцем из бизнеса и смог реализовать себя на госслужбе, «с нуля» создав эффективное агентство. Думаю, для Никитина, если он будет назначен, это будет интересный вызов, ведь уровень ответственности и самостоятельности губернатора гораздо больше.
По данным инсайдеров, в скором будущем весьма вероятна смена глав Рязанской и Ивановской областей, там губернаторы находятся примерно в той же ситуации, что и Митин. Вероятно, Карелия на очереди. Что касается Свердловской и Саратовской областей, то там ситуация намного сложнее: есть желание в Москве поменять их губернаторов, но у тех есть достаточно мощная «группа поддержки».