Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Сергей Шелин: Референдум об исключении депутатов из ЗС – это просто пиар-ход

 Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс В петербургский Горизбирком внесена оригинальная инициатива: общественники и депутаты Заксобрания Петербурга намерены провести общегородской референдум по… исключению из ЗакСа оппозиции. Лишить мандатов предлагается шестерых парламентариев, активно выступающих против передачи Исаакиевского собора в безвозмездное пользование Русской православной церкви

Слово «референдум» в последние месяцы стало для Петербурга знаковым. Оппозиционеры в ЗС делают все возможное, чтобы провести в городе плебисцит по статусу Исаакия, музей в котором не устраивает Смольный. Депутаты от «Яблока», «Справедливой России» и «Партии Роста» обращаются в суды различных инстанций, а также регулярно вносят эту инициативу в повестку дня Заксобрания Петербурга. Их оппоненты-«единороссы» уже дважды исключали вопрос из планов парламента. Но оппозиционные депутаты не сдаются - и теперь «в назидание» им в ЗакСе демонстративно «задумались о проведении референдума», посвященного изгнанию неугодных лиц.  

Инициативная группа предлагает по итогам референдума забрать мандаты у шестерых депутатов. Вопрос, который планируется задать горожанам, звучит так: «Считаете ли вы необходимым отозвать депутатов ЗакСа Михаила Амосова, Оксану Дмитриеву, Алексея Ковалева, Максима Резника, Бориса Вишневского и Сергея Трохманенко?». После рассмотрения в Избиркоме эту инициативу должны направить на согласование в парламент. Впрочем, как считают эксперты ОК-информ, это начинание, скорее всего, закончится ничем.

Сергей Шелин, политолог, публицист:

- На мой взгляд, инициатива об «исключении депутатов из ЗС» - это обычный пиар-ход, политтехнологический прием. Он направлен на то, чтобы создать информационный шум, способный заглушить разговоры о необходимости проведения референдума по поводу передачи Исаакиевского собора РПЦ. Мол, давайте «приклеим» к серьезной теме еще и «клоунский» референдум об исключении депутатов. Хотя этот вопрос просто не может быть предметом референдума - это ясно каждому, кто хоть немного знает законы и Устав Петербурга.

Сам факт появления такой инициативы способен серьезно ударить по имиджу городского парламента и его председателя. Но проблема в том, что ни один из органов российской власти, начиная с Госдумы, давно уже не заботится о своем авторитете в глазах избирателей.

В целом, эта инициатива укладывается в общий тренд происходящего в последние годы в Заксобрании города. Многие считают, что городской ЗакС все менее напоминает «место для дискуссий». И все более соответствует «оговорочке по Фрейду», приписываемой экс-спикеру Думы Борису Грызлову: «Парламент не место для дискуссий». Наш парламент - это неотъемлемая часть российской властной машины. Да, когда-то именно петербургское ЗС было наиболее «живым», дискуссионным парламентом в стране. Но сегодня оно становится еще одним «винтиком» в системе власти.  

Случаи изгнания депутатов из парламентов в новейшей российской истории уже бывали. Тут можно вспомнить изгнание депутата от «Яблока» из псковского Заксобрания. Или изгнание из Госдумы депутатов Гудкова и Пономарева, в свое время затеявших «охоту на "золотых кренделей"». Но для этого тогда не потребовалось никакого референдума - достаточно было обычных парламентских процедур. Так что в данном случае речь идет не о лишении мандатов шести народных избранников, а лишь об отвлечении внимания горожан от референдума по статусу Исаакия.

Понятно, что сам факт появления такой инициативы способен серьезно ударить по имиджу городского парламента и его председателя. Но проблема в том, что ни один из органов российской власти, начиная с Госдумы, давно уже не заботится о своем авторитете в глазах избирателей. Это общий тренд для нашей системы власти.

В целом, парламент Петербурга по своим внутренним порядкам становится похож на ЗакС любого другого региона РФ. Но интересно другое - да, атмосфера в прошлом созыве петербургского ЗС была гораздо свободнее, там легче дышалось, а работать с ним было интереснее. Но, если вспомнить детали, то при всей свободе дискуссий никаких решений, которые бы всерьез затрагивали власть, он не принимал. Даже прошлый созыв ЗС в конечном итоге всегда и почти во всем соглашался и с региональной, и с федеральной властью. Но былая свобода слова, царившая в Мариинском, сегодня, по всей видимости, признана «пережитком прошлого». И традиции городского парламентаризма, казавшиеся многим незыблемыми, постепенно уходят в прошлое.

Ирина Иванова, депутат ЗС Петербурга от КПРФ:

- Это, на мой взгляд, странная инициатива. Как их можно взять и исключить из парламента, в который их выбрали горожане? Да еще в таком количестве? Тут сразу вспоминается диалог из «Бриллиантовой руки»: «Гипс можно снять» - «Когда?» - «Тогда, когда будет нужно».  

Референдум может стать отличной рекламой для самой оппозиции - если его вдруг решат провести, то явка горожан будет совершенно сумасшедшая. Ведь люди у нас всегда «горой стоят» за несправедливо обиженных.

Хотелось бы напомнить, что Петербург - это особый город, тут живут особые жители. Они могут долго терпеть всякие глупости, но в какой-то момент одна из них станет «последней каплей». К тому же даже самому руководству ЗС совершенно неинтересно убирать оппозиционеров из парламента. Тем более, что они ничем не мешают - да, они могут выступать, кричать, шагать «не в ногу», пытаться отклонить какие-то инициативы. Но даже если все оппозиционные фракции соберутся вместе, даже если к нам присоединится ЛДПР - мы все равно не сможем наложить вето на принятие какого-то закона. Для этого требуется минимум 26 голосов, а у всех не-«единороссов» в ЗС вместе взятых их всего 14. 

В конце концов, ЗС - это законодательная власть, мы должны принимать законы, которые способствуют укреплению демократии в стране, улучшают жизнь наших граждан и т.д. А оппозиция пытается спорить по насущным проблемам, высказывать другую точку зрения. В конечном счете она полезна для работы парламента и обеспечивает «систему сдержек и противовесов» в Мариинском дворце. Каждый здравомыслящий руководитель хотел бы иметь умного оппонента. Мне, например, Вячеслав Макаров представляется вполне разумным политиком. Так что изгонять оппозицию из ЗС опасно для него самого.

К тому же референдум может стать отличной рекламой для самой оппозиции - если его вдруг решат провести, то явка горожан будет совершенно сумасшедшая. Ведь люди у нас всегда «горой стоят» за несправедливо обиженных. Зачем руководству ЗакСа  «раскрутка» оппозиционеров? На такой риск в городском парламенте просто никто не пойдет.     

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Леха, студент, 19 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии