Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Узбекистан на пороге смены власти

 Фото: Сергей Гунеев/РИА «Новости» Фото: Сергей Гунеев/РИА «Новости» Возникшие на днях слухи о тяжелой болезни президента Узбекистана Ислама Каримова постепенно трансформируются в подтверждения его кончины. По первой информации его дочери Лолы Каримовой-Тилляевой, Каримов «находится в реанимации после кровоизлияния в мозг». Официальный Ташкент молчит, а некоторые узбекские СМИ пишут: многолетнего лидера уже несколько дней как нет в живых

Эксперты говорят: даже в случае, если Каримову удастся выжить, полноценно управлять государством он уже не сможет. Пока политологи пытаются определить, кто станет преемником Каримова, «ОК-информ» анализирует, как могут измениться отношения РФ и Узбекистана в ближайшем будущем.

Последствия «олимпийской вечеринки»

По словам источников в Узбекистане, Ислам Каримов потерял сознание поздно вечером 26 августа - через пару часов после банкета в честь узбекских спортсменов, участвовавших в Олимпийских играх в Рио. Говорят, что на радостях узбекский лидер немного переборщил с праздничными тостами - и вот результат.

По словам источников в Узбекистане, Ислам Каримов потерял сознание поздно вечером 26 августа - через пару часов после банкета в честь узбекских спортсменов, участвовавших в Олимпийских играх в Рио.

Впрочем, слухи о тяжелой болезни (и даже о кончине) Каримова возникали уже как минимум трижды, но до сих пор официальный Ташкент их никак не комментировал. На этот раз, похоже, все серьезно - в конце концов, Каримову, который непрерывно правит республикой с 1989-го, уже 78 лет, и с каждым годом его здоровье слабеет.

Особенно огорчило узбеков то, что в больницу их верховный лидер попал прямо накануне Дня независимости, отмечаемого 1 сентября. Народ привык, что в эти дни именно он играет центральную роль в праздничных мероприятиях: читает официальные поздравления, принимает высоких гостей, встречается с гражданами и т.д. Однако в этом году открытием празднеств, похоже, придется заняться премьер-министру Шавкату Мирзияеву.

В России слухи о возможной кончине Каримова восприняли с тревогой. С Узбекистаном нашу страну связывает многое, и кто, а главное - в каком русле будет теперь вести узбекскую политику, для Москвы - вопрос совсем не праздный.

Что поставлено на карту

От смены власти в Узбекистане для России - пока только теоретически - зависит многое.

Россия и Узбекистан - довольно крупные торговые партнеры. По данным Федеральной таможенной службы, внешнеторговый оборот России и Узбекистана по итогам 2015-го составил 2,8 млрд долларов (российской экспорт - 2,2 млрд долларов, импорт - 60 млн долларов). По данным узбекских источников, в республике работают 885 совместных с РФ предприятий, из них - 154 компании со стопроцентным российским капиталом. В России насчитывается 293 предприятия, созданные совместно с узбекскими партнерами.

За последние 5 лет сумма российских инвестиций в узбекскую экономику превысила 6 млрд долларов (только в 2015-м они составили 1, 2 млрд). Из них 95% пришлись на нефтегазовую отрасль и сферу телекоммуникаций.

За последние 5 лет сумма российских инвестиций в узбекскую экономику превысила 6 млрд долларов (только в 2015-м они составили 1, 2 млрд). Из них 95% пришлись на нефтегазовую отрасль и сферу телекоммуникаций. Кроме того, Россия - важнейший рынок труда для жителей Узбекистана. На ноябрь 2015-го в РФ работали почти 2 млн узбеков, которые по итогам года выслали на родину более 3 млрд долларов. Эта сумма, по словам экономистов, составляет важнейшую часть дохода многих узбекских семей.

Как известно, от первого лица на Востоке всегда зависит очень многое. Сосредоточив в своих руках огромные властные ресурсы, Каримов вел свой корабль к тем берегам, которые он считал верными. При этом Узбекистан то входил, то выходил из ОДКБ и Таможенного союза. Кроме того, при нем у страны весьма непросто складывались отношения с соседями - стоит вспомнить хотя бы резню в Киргизии между киргизами и узбеками, устроенную после свержения Курманбека Бакиева в 2010-м. Кроме того, в последние годы у Ташкента периодически вспыхивали пограничные конфликты с Таджикистаном и Киргизией.

Есть и нерешенные проблемы безопасности, связанные с пограничьем между Узбекистаном и Афганистаном. Из Афганистана до сих пор исходит угроза вторжения боевиков. Более того, она постоянно усиливается: в приграничье Афганистана появились уже не только большие отряды талибов, но и батальоны приверженцев «Исламского государства» (запрещенного в РФ). Военспецы говорят: несколько тысяч вооруженных и прекрасно обученных боевиков в любой момент мог двинуться в «священный поход на Ташкент». А временное отсутствие единого лидера в стране - отличный момент для начала вторжения.

При этом республика обладает очень мощной и мобильной армией. В последние годы Ташкент приобрел у РФ целый ряд современных вооружений, а сотни высших узбекских офицеров прошли переподготовку в российских военных вузах. Впрочем, в условиях относительного безвластия эффективность узбекской армии может серьезно снизиться. А Россия в случае нападения боевиков с территории Афганистана вряд ли сможет быстро помочь соседу - еще в июне 2012-го Узбекистан вышел из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Три претендента на высший пост

По словам экспертов, сами узбеки прекрасно знают тех политиков, которые способны взять в свои руки управление страной в случае смерти Каримова. Это глава Службы национальной безопасности Рустам Иноятов, премьер-министр Шавкат Мирзияев, а также его первый зам, министр финансов Рустам Азимов.

Узбекистан - очень закрытая страна с традиционным восточным обществом, в котором вопросы назначения лидера решаются либо путем договоренностей кланов, либо в результате их борьбы между собой.

- Самым вероятным наследником из этих троих является премьер Мирзияев. Иноятов имеет огромное влияние среди узбекских силовиков, но он никогда не выказывал желания стать президентом. Азимов, ключевая фигура в финансовом мире Узбекистана, известен как человек более прозападных взглядов, - говорит эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов (newizv.ru). - В этом смысле Мирзияев - самый надежный кандидат в преемники Каримова. Он не только близок к семье Каримова, но и во многом отвечает интересам России. А Москва, как ни крути, до сих пор является определяющим партнером для Узбекистана.

Впрочем, пока о смерти Каримова официально не объявлено, никаких разговоров о кандидатуре преемника в республике возникнуть не может.

- Узбекистан - очень закрытая страна с традиционным восточным обществом, в котором вопросы назначения лидера решаются либо путем договоренностей кланов, либо в результате их борьбы между собой, - говорит эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов (federalpress.ru). - В последние годы подковерная борьба на высшем уровне велась между группой силовиков и группой, члены которой занимали государственные посты, но при этом были тесно связаны с крупным бизнесом. Многие политические силы в республике сейчас заняли выжидательную позицию - как внутри, так и за пределами страны. Среди них - и либералы, ориентированные на Запад, и исламские радикалы, - говорит эксперт.

«Взрывной потенциал» Узбекистана

По мнению аналитиков, узбекским властям в случае смерти Каримова важно сохранить стабильность и быстро выбрать нового лидера, поскольку в местном обществе есть серьезный «взрывной» потенциал. Положение в социально-экономической сфере страны далеко не блестящее: сотни тысяч узбеков живут за порогом бедности. При этом многие граждане видят, что основные ресурсы страны сконцентрированы в руках нескольких кланов, а экономическая ситуация в соседнем Казахстане - куда лучше, чем у них (казахское ВВП - 220 млрд долларов., узбекское - 35 млрд).

По мнению аналитиков, узбекским властям в случае смерти Каримова важно сохранить стабильность и быстро выбрать нового лидера, поскольку в местном обществе есть серьезный «взрывной» потенциал.

Как сообщало летом 2016-го агентство «Фергана», экономический кризис в РФ сильно ударил и по Узбекистану. Объем валютных переводов от узбекских мигрантов из России сократился в полтора раза, и это обрушило реальный курс местной валюты - сума (с 2900 до 4500 - 4900 сумов за доллар), резко выросла инфляция. Но даже этот повысившийся курс в 4 500 сумов узбекские власти удерживали отчаянными мерами - так, в стране полностью прекратили конвертацию валюты для всех предприятий и организаций, в том числе и по стратегическим международным проектам.

Узбекские экономисты (на условиях анонимности) сделали печальный вывод: полная остановка конвертации сума фактически парализовала деловую активность, очень мешает большинству предприятий страны реализовывать инвестиционные проекты и заключать новые иностранные контракты. В Узбекистане уже давно катастрофически не хватает иностранной валюты, потребности в которой местный черный рынок не может покрыть и на четверть.

Угрожающие масштабы приняла и задолженность по зарплатам. За первое полугодие 2016-го банковская система Узбекистана недосчиталась более 3 трлн сумов, что привело к невыплатам зарплат и пенсий на сумму более триллиона. Но самым тревожным сигналом для госсистемы (учитывая, что Узбекистан - по сути, «полицейское государство») стал рост долгов перед сотрудниками Службы национальной безопасности, МВД и Минобороны страны. В целом узбекские силовики недополучили за полгода более 100 млрд сумов.

Помимо глубокого зарплатного кризиса, резко обострилась и бензиновая проблема. В областях и районах Узбекистана уже давно привыкли к километровым очередям на АЗС, к отсутствию бензина по несколько дней, к его чрезвычайно низкому качеству и растущему черному рынку топлива. Дошло до того, что госкомпания «Узпасстранс» была вынуждена резко увеличить интервалы движения городского пассажирского транспорта из-за нехватки дизельного топлива. В итоге даже в Ташкенте граждане начали брать штурмом автобусы на конечных остановках.

Россия выжидает

В целом, по мнению экспертов, проблемы во внутренней и внешней политике Узбекистана до последнего времени нарастали словно снежный ком. И сейчас уже ясно, что ломать голову над их решением предстоит новому поколению управленцев и экономистов. Главное - чтобы в стране нашлось достаточное количество квалифицированных кадров. Как считают местные эксперты, в течение четверти века бессменный Каримов делал все, чтобы в стране, кроме него, не осталось ни одного толкового специалиста, имеющего собственное мнение и способного взять на себя ответственность в трудную минуту.

В течение четверти века бессменный Каримов делал все, чтобы в стране, кроме него, не осталось ни одного толкового специалиста, имеющего собственное мнение и способного взять на себя ответственность в трудную минуту.

Усугубляет выход из нынешнего кризиса и то, что Узбекистан – страна далеко не единая в региональном отношении, в ней есть проблемы и национального, и межконфессионального порядка. Кроме того, есть крупные международные игроки, заинтересованные в том, чтобы Узбекистан шел в фарватере именно их политики - это и Пекин, и исламский мир, и Вашингтон, и, конечно, Москва.

Аналитики говорят: России далеко не безразлично, кто станет следующим президентом Узбекистана. По их мнению, Москва сейчас должна занять выжидательную позицию, не пытаясь влиять на выбор преемника. Но при этом продолжать озвучивать все выгоды политической и экономической интеграции Узбекистана с Россией. Ведь потенциал для усиления сотрудничества по-прежнему велик: есть крепкие торговые отношения, обширные связи по линии ВТС, крупные совместные проекты в энергетике, телекоммуникациях и т.д.

А главное - есть надежда на то, что Узбекистан все же изменит свою позицию и присоединится к Евразийскому экономическому союзу - тем более что он в нем когда-то состоял.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Игорь, музыкант, 24 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии