Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Виталий Чуркин: от «маленького слушателя Ильича» до звезды дипломатии

 Фото: wikipedia.org Фото: wikipedia.org Поздним вечером в понедельник в Нью-Йорке скончался постпред России в Совбезе ООН Виталий Чуркин. Сегодня ему должно было исполниться 65, и его смерть в такой момент повергла в шок как наших дипломатов, так и коллег по ООН. Впервые за многие годы сегодняшнее заседание всемирной организации началось с минуты молчания - как дань памяти одному-единственному человеку. Зато какому!

Мало кто знает, но будущий блестящий дипломат уже в 13-летнем возрасте стал кинозвездой. Маленький Виталик снялся в советских кинофильмах «Синяя тетрадь» (1963-й год), «Ноль три» (1964-й), а позднее - в первом фильме дилогии режиссера Марка Донского о Ленине «Сердце матери». Особенно запомнилась советским зрителям «Синяя тетрадь» - эпическая сага о жизни Ленина в Разливе, где он размышлял о судьбах России. Маленький Виталик сыграл сына хозяина - рабочего Емельянова, бесстрашно укрывшего пролетарского вождя в своем легендарном шалаше.

Тогда мало кто мог предположить, что в недалеком будущем мальчик-актер, с проникновенным лицом слушавший измышления Ильича, станет одним из символов российской дипломатии. Причем, по мнению экспертов, ее символом он был в самые разные для страны времена.

Виталий Чуркин, отвечавший в МИДе за связи со СМИ, стал первым среди советских дипломатов «ньюсмейкером» - человеком, сообщавшим прессе о содержании переговоров лидеров государств.

Его карьера пошла в гору в эпоху перестройки - при министре иностранных дел Шеварднадзе советский МИД вдруг «повернулся лицом» к прессе. А сами отечественные журналисты начали осваивать ранее неведомые западные понятия, такие как «брифинг», «эксклюзив» или «дипломатический источник». Тогда по инициативе наивного Горбачева начались переговоры с Западом об объединении двух Германий, иракский диктатор Хусейн оккупировал Кувейт, а СССР пытался играть роль посредника между Ираком и Западом.

Виталий Чуркин, отвечавший в МИДе за связи со СМИ, стал первым среди советских дипломатов «ньюсмейкером» - человеком, сообщавшим прессе о содержании переговоров лидеров государств. По мнению многих, во многом благодаря Виталию Ивановичу наша международная журналистика быстро стала современной и динамичной, сбросив с себя заскорузлые советские догмы.

Многих российских дипломатов тогда сильно впечатлило и то, насколько легко и непринужденно он выступал на каналах американского ТВ. До Чуркина это не было принято: советские дипломаты были традиционно мрачны и молчаливы. Но Виталий Чуркин стал первым в истории пресс-секретарем посольства СССР, превратившимся в «звезду американских СМИ».

После распада СССР, в начале «лихих 90-х», Чуркин занимался мирным урегулированием в пылающей Югославии. И вновь масс-медиа, освещавшие конфликты в Хорватии и Боснии, узнавали от него о последних дипломатических инициативах Москвы. Он постоянно появлялся перед прессой в Загребе, Сараево и Белграде, пытаясь убедить воюющие стороны пойти на компромиссы, спасая братьев-сербов от очередных санкций и бомбардировок. По мнению многих, именно он стал одним из авторов новой дипломатической модели взаимодействия России и США при разрешении локальных конфликтов.

По мнению многих, именно он стал одним из авторов новой дипломатической модели взаимодействия России и США при разрешении локальных конфликтов.

В последующие годы дипломата Чуркина ждал новый вызов - из «партнера и почти союзника» Запада РФ постепенно превращалась в его оппонента. В эти годы Чуркин служил послом России в Брюсселе (дипломатической столице Европы), в канадской Оттаве, а с 2006 года - постпредом в Нью-Йорке, при ООН. По сути, это одна из высших ступенек «дипломатического Олимпа» - выше только пост министра иностранных дел.

В 2014-м, с началом украинского кризиса, отношения между Москвой и Западом обострились до предела. С этого момента Чуркин стал самым узнаваемым нашим дипломатом после главы МИДа Лаврова. Его словесные дуэли с американскими, британскими и украинскими коллегами часто становились главным сюжетом теленовостей.

При этом Чуркина искренне уважали даже непримиримые оппоненты. Бывший постпред США при ООН Сюзан Райс вчера написала в своем «Твиттере»: «Виталий был достойным противником, но при этом - другом». Ей вторит ее преемница Саманта Пауэр: «Чувствую огромное опустошение в связи с кончиной Виталия. Дипломатический маэстро, он делал все, чтобы навести мосты между Россией и США». Такие оценки и вправду дорогого стоят: судя по полемике в стенах ООН, у этих дам были все причины, чтобы ненавидеть нашего дипломата. А они его уважали и ценили.

Сегодня российские дипломаты, журналисты и политики сходятся во мнении: «Смерть Чуркина - это очень большая потеря для страны, особенно в нынешней ситуации».

- Роль Чуркина в отстаивании интересов РФ трудно переоценить. Он был очень яркий, острый на язык, мощный дебатер. Настоящий дипломат старой школы. Сейчас МИДу будет очень тяжело, если вообще возможно найти ему достойную замену, - считает директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.

«Как бы трудно ни приходилось, он блестяще решал поставленные задачи и не знал поражений», - заметил в прощальной речи Владимир Путин.

В этом политолог, безусловно, прав. Как известно, главная сила дипломата - в том, чтобы «держать удар». В ответ на яростные, часто абсолютно голословные обвинения оппонентов нужно иметь волю не раскричаться, не дать волю эмоциям, а тонко и интеллигентно «отбить мяч» на сторону противника. Так, чтобы кричать и брызгать слюной захотелось уже ему. В конце концов, даже самому «железному» дипломату трудно сдержаться, когда твою страну открыто обвиняют в обстрелах, скажем, Южной Осетии. Хотя даже те, кто обвиняет, прекрасно знают, что локальную войну начала совсем другая страна.

Но и в таких случаях Чуркин стоял, как стена - невозмутимый и ироничный. За последние годы, особенно с началом украинского кризиса, «отбивать мячи» Чуркин научился блестяще. Даже в самой безнадежной ситуации оппоненты по ООН не могли вывести его из себя и начинали бурно реагировать сами. Чаще других не выдерживала, кстати, та же американка Сэм Пауэр - все-таки дама, и ее нервы трудно назвать железными. В такие моменты Виталий Чуркин мягко просил госпожу Пауэр «не брызгать слюной».

Чуркин проработал постпредом в ООН более 10 лет - огромный, почти нереальный срок. Особенно с учетом того, какого невероятного напряжения нервов и сил требует эта работа. В конце концов, даже у Виталия Ивановича не выдержало сердце: внешне казавшийся «железным», на деле он все же был живым человеком. Человеком, о дипломатических подвигах которого всегда были прекрасно осведомлены в Кремле. «Как бы трудно ни приходилось, он блестяще решал поставленные задачи и не знал поражений, - заметил в прощальной речи Владимир Путин. - Виталий Иванович был настоящим патриотом и гражданином». По мнению инсайдеров, в ближайшее время Чуркину будет вручена высокая государственная награда. К несчастью, на этот раз посмертно.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Евгений, пиарщик, 24 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии