Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Меркель и Эрдоган приехали в Сочи поторговаться

 Фото: http://kremlin.ru Фото: http://kremlin.ru Два майских дня станут во многом определяющими для российской внешней политики - как в Европе, так и на Ближнем Востоке. 2 мая в Сочи приехала канцлер Германии Ангела Меркель, которая провела переговоры с Владимиром Путиным «с глазу на глаз». В их ходе, как считают эксперты, могла решиться дальнейшая судьба газопровода «Северный поток-2», идущего по дну Балтики из РФ в Германию. А также, вполне возможно, шла речь о возможном пересмотре санкций в отношении России. По слухам, Берлин под давлением немецкого бизнеса намерен предложить Москве отмену большинства ограничений и нормализацию отношений

Аналитики уверены: майская поездка Меркель в Сочи может стать началом нового, «посткрымского» подхода к России, совпадающего с приоритетами Вашингтона. Не то чтобы фрау Ангела радикально изменила взгляд на Россию - просто давление на Берлин немецкого бизнеса, ежемесячно теряющего миллиарды евро из-за санкций, на фоне грядущих парламентских выборов в ФРГ становится для нее труднопереносимым.  Сегодня канцлер вынуждена быть гибкой - чтобы не потерять в ходе осеннего референдума верных спонсоров и, как следствие, - власть.

Будучи фактическим лидером ЕС, Меркель боится и того, что Путин с Трампом, которые готовятся лично переговорить в конце мая, могут решить ключевые вопросы без нее и оставить ее вне игры.

Будучи фактическим лидером ЕС, Меркель боится и того, что Путин с Трампом, которые готовятся лично переговорить в конце мая, могут решить ключевые вопросы без нее и оставить ее вне игры. Наконец, канцлер приехала обсудить новые условия игры из-за изменившейся геополитики. К тому же фрау Меркель негласно поддерживает строительства газопровода «Северный поток-2» из России в ФРГ - на карту поставлены национальные интересы Германии. Поскольку процесс прокладки труб вскоре стартует, двум лидерам надо определить, как обойти оставшиеся «подводные камни» в политике Еврокомиссии, способные торпедировать этот проект. 

Визит в Сочи турецкого лидера Реджепа Эрдогана, назначенный на 3 мая, также не будет легким. Анкара хочет продолжить по-крупному играть в Сирии - с целью блокировать ее северные приграничные районы и выгнать оттуда курдов. Недаром недавно Эрдоган заявлял, что «Турция не остановится на операции “Щит Евфрата” против запрещенного “Исламского государства” и готова к новым боям против террористов». Но начинать новое вторжение в Сирию без согласия Путина Эрдоган не рискнет. 

В кармане у него есть очень сильный козырь - проект газопровода «Турецкий поток», который вот-вот начнет прокладываться подрядчиками «Газпрома» по дну Черного моря. Турция очень хочет стать главным «газовым хабом» на юге Европы, но при этом старается выбить из Москвы максимум бонусов - как экономических, так и политических. И торг за закрытыми дверями сочинской резиденции будет особенно жестким. Тем не менее, считает эксперт ОК-информ, нынешние геополитические позиции России сильны настолько, что позволяют Владимиру Путину ставить свои условия и Меркель, и Эрдогану. Так что общемировая обстановка после их визитов к лидеру РФ вполне может еще больше измениться в пользу России.

Станислав Ткаченко, политолог, руководитель магистерской программы «Дипломатия» в СПбГУ:

- Сам факт визита Меркель в Сочи очень интересен - ведь Германия уже вступила в предвыборный период. Парламентские выборы в ФРГ обещают стать самыми интересными за последние 12 лет. По идее, Путин вполне мог бы и не приглашать Меркель в Сочи. Или провести формальную встречу с ней в другом месте. Но сам факт ее приглашения говорит об одном: в Кремле высоко оценивают шансы канцлера на переизбрание. Если бы Кремль планировал «жесткий разговор о противоречиях», то саммит наверняка провели бы в Москве. Но Путин понимает: обстановка для канцлера такова, что она просто вынуждена быть дружественной и говорить скорее о позитиве, а не об «агрессии на Донбассе».

Если бы Кремль планировал «жесткий разговор», то саммит наверняка провели бы в Москве. Но Путин понимает: обстановка для канцлера такова, что она просто вынуждена быть дружественной и говорить скорее о позитиве.

И Москве, и тем более Берлину очевидно: крупный немецкий бизнес уже буквально «объелся санкциями». Падение товарооборота между двумя странами почти катастрофическое - с 70 млрд долларов в 2014-м до 40,7 млрд в 2016-м. И в ближайшее время немецкие бизнесмены будут требовать отмены антироссийских санкций с удвоенной силой. Многие мировые эксперты в сентябре 2014-го были просто шокированы тем, как безропотно «акулы бизнеса» ФРГ восприняли введение секторальных санкций против нашей страны.  Но сегодня санкции длятся уже почти три года, и для России, если говорить прямо, они довольно болезненны. Но и в Германии сотни деловых людей все чаще задают себе вопрос: «А на каком основании мы терпим все большие убытки?» Давление на Меркель и ее окружение постоянно возрастает, и в какой-то момент количество должно перейти в качество.

Одним из главных вопросов встречи Путина и Меркель наверняка такой: как выйти из режима санкций, чтобы при этом Германия не потеряла лицо, а Россия не выглядела победителем Берлина? Сегодня позиция Кремля по этому вопросу такова: мол, «они сами ввели санкции, сами теряют деньги, пусть сами и думают, что делать с кашей, которую они заварили». Но стоит европейцам снять часть санкций, как и наши патриоты, и часть истеблишмента завопят: «Ура, мы победили!» Немцы, которые хотят снятия санкций не меньше, чем мы, хотели бы избежать такого развития событий.

Что касается «Северного потока-2», то второй газопровод мощностью 55 млрд «кубов» газа в год очень нужен и нам, и Германии. Во-первых, несмотря на потуги европейцев снизить зависимость от «Газпрома», его доля на рынке ЕС за последние 10 лет выросла на 10%. Сегодня РФ поставляет в Европу треть необходимого ей газа. При этом львиную его долю будет распределять среди партнеров по ЕС как раз Германия - что выгодно ей со всех сторон. Это - хороший пример того, что в важнейших случаях внимания на санкции можно и не обращать, а постепенно и вовсе свести их значение к нулю.   

Путин, несмотря на всю антироссийскую пропаганду, - до сих пор весьма популярный политик в Германии. И возможность поладить с ним явно добавит предвыборных очков в копилку Меркель.

Наконец, Путин, несмотря на всю антироссийскую пропаганду, - до сих пор весьма популярный политик в Германии. И возможность поладить с ним явно добавит предвыборных очков в копилку Меркель. В массе своей средний избиратель в ФРГ тоже заинтересован в нормальных отношениях с Россией. Простые немцы задаются вопросом: «Почему из-за санкций мы теряем рабочие места?» В конце концов, по поводу Крыма вопрос уже снят. А по поводу Донбасса многие вопрошают вслед за министром Лавровым: «Если урегулирование зависит от России и Украины, то почему санкциями наказывают только Москву?»

Что касается Эрдогана, то тут стоит признать: после недавнего референдума в Турции он приезжает в Сочи куда более сильным лидером, чем прежде. Ему почти удалось консолидировать в своих руках всю власть, и теперь ему надо гармонизировать на новом уровне как внутренние отношения (с военными и обществом), так и внешнеполитические связи. Эрдоган не может бросить без поддержки приграничные районы Сирии, где живут туркоманы. И не может допустить образования в Сирии независимых курдских анклавов.

«Сирийская карта» - предмет для серьезнейшего торга между Москвой и Анкарой. Да, мы хотели бы восстановить территориальную целостность Сирии, но без учета турецких интересов это сегодня невозможно. Тут нужны долгие, многоэтапные переговоры, на которых может быть достигнут взаимный компромисс. Главное для Эрдогана - чтобы Россия и Путин ни в коем случае не выступили открыто в поддержку курдов.  

Эрдоган всегда восхищался Путиным и старался построить «властную вертикаль» в Турции по примеру РФ. А двум лидерам со схожим политическим видением легче найти общий язык.

Как и в случае с Меркель, не менее важным вопросом переговоров Путина и Эрдогана является энергетика. Взаимное соглашение о прокладке по дну Черного моря газопровода «Турецкий поток» уже заключено, но пока речь идет только об одной «нитке» - вместо четырех, запланированных изначально. Для нас этот проект принципиально важен - именно «турецкий поток» позволит нам полностью отказаться от транзита газа по территории Украины в Болгарию, Румынию и Турцию. Но в перспективе на кону стоит намного больше - речь идет о рынках Балканских стран, Греции, южной Италии, фактически - о газовом рынке всей Южной Европы.

Поэтому России нужны еще как минимум две-три «нитки» газопровода, и Эрдоган это отлично понимает. У него - широкое поле для торга как по цене на газ для самой Турции, так и по объемам прокачки «голубого топлива». А новости об открытии новых гигантских газовых месторождений в Средиземном море - на шельфе Израиля и Египта - только разжигают его аппетиты. И дают ему дополнительные козыри для торга с Москвой.

Впрочем, думаю, что Владимиру Путину все же удастся договориться как минимум о строительстве второй «нитки» «Турецкого потока». Дело в том, что Эрдоган всегда восхищался Путиным и старался построить «властную вертикаль» в Турции по примеру РФ. А двум лидерам со схожим политическим видением легче найти общий язык.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей, фрилансер, 31 год Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии