Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Михаил Погребинский: Почему Порошенко побоялся разогнать «Бессмертный полк»

 Фото: РИА Новости / Стрингер Фото: РИА Новости / Стрингер В день празднования 72-й годовщины Победы над фашистской Германией украинские власти сделали все возможное, чтобы пышных торжеств не было. Впрочем, это не помешало тысячам украинцев провести шествия «Бессмертного полка» в крупных городах страны. Из-за провокаций националистов памятные шествия в Киеве, Одессе и Днепре закончились драками, более 50 человек были задержаны, десятки пострадали в ходе локальных столкновений

В этом году украинские власти столкнулись со своеобразной дилеммой. С одной стороны, полноценного праздника Победы в стране допустить было нельзя. С другой - невозможно было грубо разгонять шествия «Бессмертного полка», ведь в эти дни Киев буквально наводнен западными журналистами и гостями, приехавшими на «Евровидение». В итоге массовые акции в честь Дня Победы прошли относительно мирно, а полиция защитила ветеранов и пророссийски настроенных граждан от национал-радикалов.

Правда, после 9 мая последовали «оргвыводы». Глава пресс-службы МВД Украины Артем Шевченко назвал прошедшие акции «политической провокацией», а министр внутренних дел Арсен Аваков отправил в отставку главу полиции Днепра Игоря Репешко и начальника областного управления ведомства Андрея Бидыло из-за массовых беспорядков, случившихся в городе в День Победы. Реальная подоплека увольнения - то, что полицейские слишком жестко «прессовали» националистов, пытавшихся разогнать местный «Бессмертный полк». О том, почему киевские власти на этот раз ничего не смогли сделать с празднованием 9 мая, ОК-информ рассказал украинский политолог.

Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

- Меня, честно говоря, поразил даже не сам масштаб шествий «Бессмертного полка» в украинских городах (в конце концов, людей, сохранивших ясную историческую память, в стране осталось много), а профессиональная работа полиции в ходе этих акций. Полицейские смогли весьма эффективно организовать охрану этих мероприятий от националистов - вот это было для меня неожиданно. Понятно, что полиция делала это по команде «сверху», а не по собственной инициативе. А те инциденты, которые все же случились в ходе акций, по нынешним украинским меркам были вполне «вегетарианскими». 

«Полицейские смогли весьма эффективно организовать охрану мероприятий от националистов - вот это было для меня неожиданно. Понятно, что полиция делала это по команде "сверху"».

Правда, по итогам 9 мая власти все же сами испугались своих же решений и уволили, например, руководство днепровской полиции. В этом городе силовики особенно жестко пресекали действия «атошников» и прочих радикалов, которые пытались помешать ветеранам и просто вменяемым людям провести акции памяти. Теперь руководство МВД и Генпрокуратуры Украины обещает новые репрессии в отношении полицейских.

Все произошедшее - верный признак того, что у киевских властей начинает постепенно появляться понимание того, что они не навсегда. И что за все то, что они творили и творят, в том числе с народными праздниками и общественным сознанием, впоследствии придется отвечать. И только уже совсем «отмороженные» люди продолжают действовать в соответствии с принципами «евромайдана». Например, тому же главе МВД Арсену Авакову места на Украине при любой другой власти не будет, ему придется бежать из страны - так же, как и генпрокурору Юрию Луценко. А вот остальные начинают задумываться о том, что при такой тяжелой экономической ситуации, которая сложилась на Украине, когда сотни тысяч людей находятся просто на грани выживания, устроить еще и избиение стариков-героев в центре Киева значило бы вызвать огромную волну народного гнева. И власти допустить такой беспредел просто не решились. В итоге участники «Бессмертного полка» на этот раз оказались защищены от выходок националистов.   

Тот факт, что сама акция оказалась многочисленной, в центр Киева с георгиевскими лентами и портретами своих предков пришли десятки тысяч человек, - это было довольно ожидаемо. Нельзя за два-три года вытравить у людей реальную память о войне, и я эту общественную атмосферу в стране прекрасно ощущаю. Если раньше ко мне на улице за час-полтора прогулки по Киеву подходили всего один-два человека с благодарностью за мою позицию, то сейчас за это же время могут подойти уже шесть-семь человек. Судя по всему, украинцы перестают бояться своих убеждений, прислушиваются к своему внутреннему голосу, это совершенно очевидно. По моим наблюдениям, те же киевляне все меньше боятся вставать в оппозицию этой бандитской власти.

Некоторые эксперты считают, что «мягкая» позиция Порошенко и компании в отношении 9 мая обусловлена двумя факторами. Во-первых, это боязнь окончательно испортить свой имидж в Европе, где память о Второй Мировой жива в сознании очень многих граждан. Во-вторых, в Киеве помнят о том, что в стране живут тысячи живых ветеранов Великой Отечественной и десятки тысяч их родственников. 

«Судя по всему, украинцы перестают бояться своих убеждений, прислушиваются к своему внутреннему голосу, это совершенно очевидно».

Но мне кажется - украинское руководство не сильно озабочено реакцией европейских лидеров и политического класса на гонения на ветеранов ВОВ. В Киеве привыкли - Европа им все прощает, что бы они ни делали. Достаточно назвать чудовищную трагедию в Одессе, которую европейцы предпочли вообще не заметить. Поэтому заявление правозащитной организации Amnesty International, которая вчера осудила противодействие проведению «Бессмертного полка», выглядело для меня полным сюрпризом. Это означает, что в политике европейцев тоже кое-где начинают появляться нотки здравомыслия.

Однако общий тренд для правящих и медиа-элит Европы в целом остается прежним. Например, тот же телеканал «Евроньюс» показал «Бессмертный полк» в Киеве, в котором прошли тысячи горожан. А дальше они взяли интервью - но не у участников шествия, а у некого «представителя радикальной молодежи», который с сильным галицийским акцентом сообщил о том, что «вот, мол, русские тут ходят с георгиевскими ленточками, и это проявление неуважения ко мне, просто провокация». Других мнений «Евроньюс» не дает. Вот вам образец европейской медиа-объективности, профессионализма и неангажированности!  

По сути, им плевать на то, что творят на Украине национал-радикалы. Для них этот парень не нацист и не фашист, он просто «радикальная молодежь». Так зачем ты с Западной Украины в Киев-то приехал?! Езжай себе во Львов и учи там своих земляков с ленточкой не ходить! А он приехал в столицу, учит всех, как жить, и при этом даже не может правильно говорить по-украински!

Я настаиваю на том, что относительно спокойное шествие «Бессмертного полка» в Киеве и других городах - признак того, что киевские власти уже побаиваются общественного мнения. Которое все больше склоняется к тому, что Майдан и его сторонники принесли Украине только горе, раскол и нищету. К тому же Порошенко и компания не хотят во время «Евровидения» допустить избиения нацистами стариков, ведь все это на следующий же день может попасть в европейские газеты. А в остальном эти люди никак не изменились - и не изменятся.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Константин, студент ИТМО, 17 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии