Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Зачем Владимир Путин приехал в Пекин

 Фото: kremlin.ru Фото: kremlin.ru Сегодня президент РФ Владимир Путин стал одним из главных спикеров второго дня форума «Один пояс - один путь», проходящего в Пекине. Он заявил, что Россия поддерживает новую экономическую стратегию Китая и будет активно в ней участвовать. Но эксперты уверены - России уготовано не самое центральное место в проекте, и для того, чтобы стать равноправными партнерами Китая, нам предстоит очень постараться

- Все, что предлагается Китаем, чрезвычайно необходимо и крайне востребовано. Именно поэтому Россия не только поддерживает проект, но и будет участвовать в его реализации вместе с Китаем, - заверил президент РФ.

Отвечая на опасения ряда экспертов, что Китай может поглотить российскую экономику, Путин отметил - Москва не боится экспансии Китая на свой рынок.

Проект «Один пояс - один путь» не может быть реализован в обход России - как в буквальном смысле, так и в политическом. РФ имеет широкие возможности, чтобы помочь КНР в реализации проекта. Например, выступая посредником в спорных ситуациях. При этом мы не несем ответственности за реализацию инициативы, а наша репутация не стоит на кону

- Россия - не та страна, которая чего-то боится. И понятно, что действия Китая не направлены на какое-то поглощение. Мы не принимаем тех решений, которые могут пойти нам во вред. И соглашаемся только с теми инициативами, которые идут нам на пользу. Интеграция на пространстве Евразии должна опираться на общепризнанные правила и выстраиваться прозрачно, - сообщил Путин.

Одноименная форуму идея «Один пояс - один путь» была выдвинута Пекином еще в 2013-м - как инициатива по объединению двух проектов: «Экономического шелкового пути» и «Морского шелкового пути XXI века». Их цель - создание новых логистических и торговых коридоров из Азии в Европу. Магистральные пути «экономического пояса» должны пройти из Китая через Центральную Азию и Россию до Европы и Балтийского моря; через Центральную и Западную Азию - к Персидскому заливу и Средиземному морю; а также в Юго-Восточную и Южную Азию - к Индийскому океану.

По мнению экспертов, реализация столь грандиозного проекта выдвигает Китай на вершину геополитического строительства. Но при этом несет огромные риски - ведь для его успеха требуется сотрудничество всех вовлеченных стран. И тут у Китая уже возникли большие проблемы. Одна из них - бойкот форума со стороны Индии. Причина - категорический протест Дели против реализации китайско-пакистанского «экономического коридора». Он проходит по территории Гилгит-Балтистан, за которую спорят Индия и Пакистан. Отсутствие на форуме Индии стало «щелчком по носу» для Пекина. Еще один неприятный момент - страны ЕС отказались подписать совместное с Китаем заявление на саммите. Европейцы хотели, чтобы КНР соблюдал социальные и экологические стандарты, но китайцы отказались это делать.

При этом проект «Один пояс - один путь» не может быть реализован в обход России - как в буквальном смысле, так и в политическом. РФ имеет широкие возможности, чтобы помочь КНР в реализации проекта. Например, выступая посредником в спорных ситуациях. При этом мы не несем ответственности за реализацию инициативы, а наша репутация не стоит на кону. По мнению эксперта ОК-информ, велика вероятность того, что у Москвы по ходу реализации проекта «Один пояс - один путь» возникнет масса возможностей оказать Пекину ряд ценных услуг, за которые тому придется расплачиваться. А иметь Пекин в должниках - весьма неплохая перспектива.

Станислав Ткаченко, политолог, руководитель магистерской программы «Дипломатия» СПбГУ:

- Конечно, в приезде президента Путина на форум «Нового шелкового пути» в Китае есть взаимовыгодный интерес, но для Пекина и Москвы он разный. Для руководства КНР крайне желательно, чтобы в нем приняли участие все ключевые страны Евразии. И в ситуации, когда в форуме наотрез отказалась участвовать Индия, присутствие лидера РФ было для китайцев жизненно важно. Если бы Россия последовала примеру Индии, то по репутации «Нового Шелкового пути» был бы нанесен сокрушительный удар.

У России, конечно, немного другая мотивация. Мы с некоторой ревностью смотрим на проекты Китая - у нас и в помине нет таких огромных финансовых и экономических ресурсов, нет такой мощной и быстро растущей экономики. И в Москве очень бы хотели, чтобы эти китайские инициативы учитывали и уважали наши особые интересы на постсоветском пространстве. Поэтому главный посыл Путина в Пекине был - чтобы главным партнером Китая в проекте «Нового Шелкового пути» выступал Евразийский экономический союз (куда, помимо РФ, входят Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия), а также чтобы Россия имела в нем статус равноправного партнера - так, чтобы китайские интеграционные проекты стояли на одном уровне с нашими, а в итоге - возникла бы связка «мощная китайская экономика + геополитическое влияние РФ в Евразии».

Россия изо всех сил стремится поднять уровень торгово-экономических связей с КНР до уровня политических. И когда наши «западные партнеры» говорят, что «для Китая Россия находится далеко на вторых ролях», они хотят столкнуть лбами Пекин и Москву, это их давняя заветная мечта

Нужно честно признать - в Пекине это явно не получилось. Китайцы не обратили особого внимания на наши попытки поднять ЕАЭС до уровня экономического партнера, тем более - партнера равноправного. Думаю, что для нас это задача на будущее. РФ будет и дальше продвигать идею о том, что китайцы должны учитывать наши интересы, чтобы зоны влияния на пространстве СНГ были все-таки поделены. Сделать это будет непросто - Китай не видит равноправных экономических партнеров в Евразии, а его экономика как минимум вшестеро больше нашей. Тем не менее хотя бы попытаться разговаривать на равных все равно стоило.

Многие эксперты говорят - Китай вообще не слишком заинтересован в нашем участии в проекте «Нового Шелкового пути», его приоритеты и амбиции простираются гораздо дальше. Тем не менее с начала «нулевых» китайская дипломатия в отношении России - предельно тактичная, уважительная и спокойная. Недаром каждый новый лидер КНР свой первый визит всегда наносит именно в Россию, и встречается с президентом РФ чаще, чем с кем-либо другим на планете. И наших лидеров в Китае всегда принимают на высшем уровне. Но при этом в Китае помнят - взаимный товарооборот с РФ не сопоставим, допустим, с размерами китайской торговли с США (в 2016-м ее объем составил 520 млрд долларов, с нами он равняется 66 млрд долларов).

Россия изо всех сил стремится поднять уровень торгово-экономических связей с КНР до уровня политических. И когда наши «западные партнеры» говорят, что «для Китая Россия находится далеко на вторых ролях», они хотят столкнуть лбами Пекин и Москву, это их давняя заветная мечта. Но такой сценарий на сегодня - из области фантастики. У нас есть особые интересы в Центральной Азии, и Китай относится к ним с уважением, а мы, в свою очередь, поддерживаем Пекин в его глобальных начинаниях вроде «Нового Шелкового пути».

Поэтому есть надежда, что в рамках этого проекта мы получим какую-то часть товаропотоков (а значит, и денег) между Европой и Азией. Скорее всего, не по Транссибу, а через Поволжье, Центральную Россию и дальше - через Москву и Петербург - в Европу. У нас - огромные амбиции, но, поскольку инфраструктурно к их реализации мы пока не очень готовы, то будет реализована только их часть.

Что касается крупных совместных проектов, то больших соглашений в Пекине мы на этот раз не подписали - что бы ни говорили федеральные российские СМИ. «Новый Шелковый путь» - все-таки китайская инициатива, мы должны под нее подстраиваться, увязывать ее нашими приоритетами (такими, как освоение Западной Сибири и Дальнего Востока). Сейчас китайские проекты проходят мимо этих регионов, или - в лучшем случае - лишь слегка их затрагивают. Поэтому самой логикой НШП мы пока вынуждены быть на вторых ролях. Но в этом и состоит задача дипломатии - мы приветствуем глобальные проекты КНР и хотим, чтобы Китай тоже чем-то нам ответил. Например, начал реализовывать свои проекты где-нибудь во Владивостоке, Находке, на Камчатке и т. д. В общем, сейчас слово - за китайцами.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Иван, битмейкер, 20 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии