Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

«Светлый образ» Собчака переживет эпоху Путина

 Фото: Алексей Варфоломеев / РИА Новости Фото: Алексей Варфоломеев / РИА Новости Сегодня исполнилось бы 80 лет Анатолию Собчаку - первому мэру Ленинграда, одному из главных деятелей перестройки и авторов Конституции РФ. Незаурядность этой личности такова, что и сейчас, спустя десятилетия, она вызывает споры. Именно Собчака избрали главой Ленсовета, а 12 июня 1991 года он с огромным отрывом победил в борьбе за пост мэра. В августе 1991-го его слова «ГКЧП не пройдет!», сказанные на стотысячном митинге на Дворцовой площади, услышала вся страна. Ввода войск в город удалось избежать

В оценке дальнейших событий мнения расходятся. Одни считают, что Собчак, прирожденный законодатель, ошибся, пойдя в Смольный. Другие ругают его за неумение хозяйствовать. Третьи вспоминают, что он устраивал роскошные приемы, приглашая на них зарубежных артистов и моделей, пока закрывались заводы и фабрики, а люди скатывались в нищету. Четвертые уверены, что он попал в жернова двух эпох - советской и демократической - и они его перемололи. Эксперт ОК-информ отметил главное - личность Анатолия Собчака полностью соответствовала тому времени, в котором он жил и действовал.

Дмитрий Гавра, политолог:

- Собчак - удивительный человек, который очень точно вписался в свое время. Его судьба, вроде бы завершившись, начала вторую жизнь как легенда - в которой при этом нет ничего, что было бы связано с периодом, когда его ученик Владимир Путин стал президентом.

Собчак - фигура, абсолютно соразмерная тому времени, в которое он жил. Его карьера началась в 1989-м, со знаменитых выборов народных депутатов СССР. В ней было сразу несколько пиковых моментов, а закончилась она вовсе не в момент вынужденной эмиграции в Париж. Она завершилась, когда все политическое сообщество обсуждало перспективы назначения Собчака либо генпрокурором при президенте Путине, либо председателем Верховного суда.

«Время Собчака» - крайне противоречивое, непоследовательное, оно было очень богато на громкие слова и крайне бедно - на выполнение обещаний. Оно было восприимчиво к перспективам рыночной экономики, идеологии изобилия, демократии, защите прав человека, свободы, в общем, к громким и хлестким высказываниям. В то время как на другом полюсе социальная несправедливость не только не уменьшалась, но и многократно накапливалась.

Все, что я сейчас перечислил как характеристики времени, можно сказать и о самом Собчаке. Их было на самом деле двое - тех, кто пришел в начале 1990-х руководить крупнейшими мегаполисами новой России, - Гавриил Попов и Анатолий Собчак. Оба были членами Межрегиональной депутатской группы, блистали на съездах народных депутатов СССР, и оба же стали мэрами двух главных городов России.

Однако Попов очень быстро понял, что груз ответственности, лежащей на нем, и необходимость принимать непопулярные решения стали для него неподъемным грузом - и быстро сошел с политической сцены. А Собчак остался, хотя не был ни «крепким хозяйственником», ни реальным губернатором, который держит в своих руках все нити управления городом.

В Петербурге начала 1990-х на бытовом уровне Собчака многие не любили, говорили: «Мэр любит красивую жизнь и шикарные приемы, хотя в городе - нехватка продуктов». Но здесь стоит напомнить еще одну фамилию - Александра Щелканова, главы тогдашнего Ленсовета. Тогда многие говорили: дескать, есть «белый мэр» и «черный мэр» города на Неве. И многие управленческие функции в Ленинграде-Петербурге тогда лежали именно на Щелканове. А Собчаку мы обязаны тем, что в городе все-таки прошел референдум, и наш город стал Петербургом. Это его личная заслуга.

Собчак первым сказал: «ГКЧП не пройдет!» Это было крайне важно для горожан: они собрались на Исаакиевской площади именно потому, что мэр сказал эти слова

Личному мужеству Собчака сегодня многие политики могут только позавидовать. Все, кто пережил это время, помнят: Собчак был политиком, не имевшим страха. 19 августа 1991-го все было еще неясно, даже не понятно было, где находится Ельцин и что с ним, а колонны танков уже ехали из Каменки и Песочной на Дворцовую площадь. Тем не менее именно Собчак - фигура, на тот момент соразмерная президентской, - первым сказал: «ГКЧП не пройдет!» Это было крайне важно для горожан: они собрались на Исаакиевской площади именно потому, что мэр сказал эти слова.

Это не было его первым внешне безрассудным для политика жестом. Именно Собчак в начале 1990-х лично возглавил госкомиссию по расследованию событий в Тбилиси (тогда подразделения Советской армии разогнали толпу демонстрантов, требовавших независимости Грузии. - Прим. ред.). Оценки тем событиям до сих пор выносятся неоднозначные, тем не менее историки констатируют: Собчак не побоялся это сделать.

Как политик, как парламентарий, как трибун, как человек, приложивший руку к разрушению советского строя, он, безусловно, состоялся полностью. Как мэр, как губернатор, как руководитель города в трудное время он состоялся лишь на «троечку с плюсом», не более. С другой стороны, немногие из партийных кадров были готовы тогда к такой работе.

Но надо сказать и о главном - те, кого в «тучные нулевые» мы привыкли называть «командой Путина», на самом деле были членами «команды Собчака». Алексей Кудрин, главная сегодняшняя надежда либералов, - это человек, приглашенный в мэрию Петербурга Собчаком. Анатолий Чубайс, Дмитрий Козак, Герман Греф, Игорь Сечин и многие другие сегодняшние политики «первого ряда» - этот перечень сегодня можно продолжать долго. Сильное качество первого петербургского мэра - он не только готов был терпеть рядом с собой сильные фигуры, но и давать им пространство для работы. И это сверхважное качество Собчака, благодаря ему политика РФ на 20 лет вперед была «запрограммирована» людьми, которых Собчак позвал с собой в Смольный.

Те, кого в «тучные нулевые» мы привыкли называть «командой Путина», на самом деле были членами «команды Собчака»

И, разумеется, Собчак вместе с Ельциным причастен к тому, что случилось в октябре 1993-го - к расстрелу парламента и разгону Советов. Все мы помним Ленсовет, который в те времена называли «самым демократическим в России советом», в составе 400 депутатов. Увы, в течение двух последних лет правления Собчака в Петербурге эти люди яростно противостояли Анатолию Александровичу, обвиняя его в тоталитаризме. Тогда Собчак исполнил указ Ельцина - и разом распустил тот Ленсовет, который мешал ему работать. То есть признанный демократизм Собчака порой шел рука об руку с авторитаризмом.

Когда Владимир Путин занял свое нынешнее место в Кремле, он был фигурой, очень мало известной россиянам. И вопрос «Who is mister Putin?» задавали не только западные журналисты, но средний избиратель из РФ. Новому президенту была позарез необходима «прописка» в ряду деятелей, которые ассоциировались с реформами и обещанием «реальной демократии». И в этом плане репутация Ельцина - в связи с его экономической политикой, дефолтом 1998-го, поражением в чеченской войне - была во многом испорчена. Нужна была фигура, которая воплощала бы собой надежды и светлые помыслы «перестройки», поскольку он не был связан с ельцинской «семьей», чеченской войной, а в общественном сознании имел статус «жертвы Ельцина».  

К тому же он был из числа «старых демократов», от большинства из которых Ельцин успешно освободился вскоре после выборов. Был уволен Чубайс, ушел из правительства Сергей Филатов, ушел Сергей Шахрай, в сторону от большой политики отодвинули Галину Старовойтову - все те «борцы с советским тоталитаризмом», которые выдвинули Ельцина от Межрегиональной депутатской группы в президенты РФ, потеряли статус. Возник огромный спрос на преемственность, была нужна компромиссная фигура. Собчак в этом плане подходил идеально, и когда из-за сердечного приступа он внезапно умер, его фигура отлично подошла на роль «наставника и учителя нового, молодого, прогрессивного президента Путина». Более того, ее оказалось очень удобно использовать и в рамках легитимации всей путинской команды.

Не менее важно и другое - локальность реального имиджа Собчака. Как только он пропал с федерального небосклона в 1992-м и сосредоточился на Петербурге и городских проблемах, все его ошибки - вроде скандального переезда на Мойку, шикарных приемов, белых пиджаков, любви к красивой жизни - все они были достоянием исключительно петербуржцев. Федеральные СМИ об этом либо не знали, либо полагали, что это борьба против честного народного мэра. Во многом поэтому в ходе «лихих 90-х» Собчаку, чуть ли не единственному из федеральных политиков, удалось до конца остаться «в белых одеждах».

Когда из-за сердечного приступа он внезапно умер, его фигура отлично подошла на роль «наставника и учителя нового, молодого, прогрессивного президента Путина»

С другой стороны, это счастливый удел несчастливых людей, которых Господь призвал к себе раньше физиологически определенного им срока. Потому что мы можем только предполагать, какую позицию бы занял живой Анатолий Александрович в первые пять или десять лет правления своего ученика Владимира Путина.

Анатолий Собчак уже превратился в миф и в памятник самому себе - как Черчилль или Де Голль. А значит, они рассматриваются сегодняшними аналитиками не как живые люди, а как мифы и символы эпохи. Сохранится ли «светлый образ» Собчака и после 2024 года, когда Владимир Путин по закону должен будет отойти от дел? Думаю, что нынешний медиа-имидж Собчака наверняка переживет путинскую эпоху, ведь для молодых россиян фамилия Собчак ассоциируется вовсе не с Анатолием Александровичем, а с его дочерью Ксенией Собчак.

Политические аналитики не будут удивлены, увидев Ксению Анатольевну через какое-то время в роли регионального российского политика. Известность, пусть и неоднозначная, у нее уже есть, а в политике плохая известность лучше хорошей безвестности. Есть и фамилия, и семейная легенда. Поэтому, допустим, на выборах губернатора Петербурга-2030 фамилия Собчак вполне сможет фигурировать вновь. Многие мои знакомые с удовольствием взялись бы за проект «Собчак - в губернаторы-2030!» Ностальгия, надежда на новые реформы, поколенческая память - здесь очень много позитивных факторов! Одним словом, «дело Собчака» живет и еще имеет шанс победить. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Никита Евгеньевич, артист-кукловод, 28 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии