Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Стальной характер города Колпино

 Фото: Андрей Крижановский Фото: Андрей Крижановский Не иначе как «чумазыми дьяволами» прозвали фашисты работников Ижорского завода, что расположен в Колпино. Такая ненависть со стороны врага вполне объяснима: неподготовленные к военным действиям инженеры, металлурги, операторы станков так и не дали вооруженному, упитанному и владеющему боевыми искусствами врагу ступить на колпинскую землю

Потратив вместо нескольких дней несколько месяцев на преодоление Лужского рубежа, фашисты с потерями, но все же вышли на подступы к Ленинграду. Офицеры потирали руки, солдаты выдохнули, верховное командование облизывалось, предвкушая праздничный ужин в «Астории». Но тут гитлеровскую армию ждала еще одна проблема. Город Колпино.

Укрепляя дух и оборону

Накануне войны в Колпино жили 45 тысяч человек. Половина из  них работала на Ижорском заводе - градообразующем предприятии. В советский период здесь была создана Центральная броневая лаборатория (которая позже превратилась в НИИ, а сегодня мы знаем ее как ЦНИИ КМ «Прометей»), осваивалось производство высококачественных сталей, корабельной и танковой брони.

«Отряд рабочих и инженерно-технических работников Ижорского завода численностью 901 человек 10 июля 1941 г. вошел в состав дивизии народного ополчения Куйбышевского района подразделения Ленинградской армии народного ополчения (ЛАНО)», - гласят официальные документы. Но воевать отправились не все, кто рвался защищать родину. Авторы книги «История Колпино» Е.П. Сизёнов, Р.С. Иволга, Г.А. Ефимова утверждают, что более 8 000 заявлений с требованием отправить их на фронт подали летом 1941 года рабочие, но специалисты были нужны на завод. Нужно было выпускать военную технику, обеспечивать непрерывное производство. Так часть колпинцев осталась защищать завод  и город.

Пока немец пробивал Лужский рубеж, в Колпино летом 1941 года сформировали три истребительных батальона - №№ 73, 74 и 75. Бойцы посменно трудились на заводе, а после 12-часовой смены возводили Слуцко-Колпинский сектор Красногвардейского укрепрайона, дежурили в городе, обучались военному делу. Как позже пошутит один из героев фильма «Ижорский батальон», снятого в память о подвиге колпинцев, - «воевали, не отходя от производства».

За два коротких летних месяца - июль и август - были вырыты два противотанковых рва, построено 214 дотов и дзотов, 214 блиндажей, 60 пулеметных гнезд, 120 километров траншей, 15 тысяч погонных метров щелей для укрытия населения, 52 газо- и бомбоубежища. На передовой было подготовлено 40 бронированных командно-наблюдательных пунктов, 290 огневых точек, установлены 3 000 бронированных щитов из корабельной брони, врыты в землю 67 танковых башен, прорыты два противотанковых рва. Такие впечатляющие цифры приводит в книге «На страже города» историк Анатолий Кирпичников.

К концу августа 1941 года из местных жителей было создано еще несколько формирований: партизанский отряд под командованием председателя Колпинского райисполкома А. В. Анисимова, артпульбат, который возглавил инженер-металлург Ижорского завода Г. В. Водопьянов, рабочий батальон под командованием инженера Ижорского завода B. C. Кудрявцев.

«Чумазые дьяволы» Ижоры

Как и на всем фронте, оружие и патроны были в дефиците. Командиры в Колпино приняли следующее решение: винтовки и гранаты выдали рабочим, которые участвовали в гражданской войне и недавней финской кампании - тем, кто уже нюхнул пороху. Остальных вооружали чем придется: охотничьими ружьями, учебными винтовками, бутылками с горючей жидкостью и самодельным холодным оружием. Вот с чем шли в бой защитники Колпина. Защитники Ленинграда.

Формы тоже не было. Вернее, была, но простая, рабочая. И даже когда ижорцы влились в ряды Красной Армии и получили обмундирование, фашисты, злые от собственного бессилия и необъяснимой стойкости Колпина, еще долго кричали нашим солдатам через линию фронта: «В какую форму ни одевайтесь, а мы все равно вас узнаем, ижорские партизаны. Узнаем и повесим!». Советские солдаты ухмылялись и перезаряжали оружие. Кстати, все эти моменты отражены в фильме 1972 года «Ижорский батальон», который историки склонны называть скорее документальным, чем художественным. Фильм не получил в свое время широко проката, и, возможно, именно из-за этой пугающей достоверности: отсутствие еды, отступление Красной Армии, учебные винтовки…

Один из первых боев, который выдержали колпинцы, длился 8 часов. Неопытные, без боевого оружия, без поддержки артиллерии местные жители сдюжили и дали врагу отпор на окраине поселка Ям-Ижора.

К 8 сентября ранее сформированные подразделения Анисимова, Водопьянова и Кудрявцева было решено объединить в Отдельный батальон ижорских рабочих, впоследствии 72-й ОПАБ, известный всем как «Ижорский батальон».

Ижорский батальон был необычен не только своими «универсальными солдатами», которые после заводской смены отправлялись в окопы (путь от передовой до проходной занимал 20 минут). Здесь сражались семьями: братья и сестры, родители и дети, мужья и жёны, одноклассники и близкие друзья. «Вступали в батальон целым семьями, отец и сын Савицкие, отец и сын Круташинские, муж и жена Завьяловы… Много юных бойцов», - рассказывала в интервью телеканалу «Мир» Лариса Бурим, начальник информационно-выставочного центра ОАО «Ижорские заводы».

Целый месяц - с 29 августа по 30 сентября - не могли добраться до колпинских рубежей Ленинградского фронта воинские соединения Красной Армии. Оборону держали гражданские, рабочие Ижорского завода и жители Колпина. Только в начале октября дождались защитники города пополнения в лице 125-й стрелковой дивизии 55-й армии.

По данным советских газет,  в боях под Колпино за месяц (конец августа - сентябрь) было уничтожено 9 500 фашистских солдат и офицеров, 7 артиллерийских батарей, 35 противотанковых орудий, 45 станковых пулеметов, 22 миномета. Ижорцы смогли захватить тяжелые артиллерийские батареи и противотанковых орудия, пулеметы и другое оружие.

Но первая блокадная зима далась непросто. Колпино захватил голод. И тут произошло еще одно необъяснимое событие: урожай капусты в том году удался как никогда. Только вот поле у противника - как на ладони. Тогда бойцы прорыли ходы от траншеи к капустному полю и ежедневно под обстрелом добывали заветную капусту, которая в эту зиму стала хлебом насущным и спасением от голодной смерти.

К 1942 году рабочие освоили специальность снайперов и положили немало немецких военных, в том числе офицеров.

«Линия обороны, сооруженная вокруг Колпина, была столь мощной, что немцы не только не смогли ею овладеть, но не имели на этом участке фронта сколько-нибудь значительного успеха. Более того, эта линия обороны во многом предрешила исход битвы за Ленинград», - пишут авторы «Истории Колпина».

Завод на передовой

Ижорский завод, оказавшийся на передовой, не прекращал работу ни на один день. Немцы не понимали: голодный город, под обстрелом, полуразрушенные цеха - и все же  работает! На Ижорском заводе в годы блокады построили несколько бронепоездов, воевавших на различных участках Ленинградского фронта. В мае 1942 года, когда город постоянно обстреливали,  рабочие завода смогли отлить и отправить к Дороге жизни 600 тонн насосных труб. Из них по дну Ладожского озера проложили бензопровод, который снабжал осажденный Ленинград топливом.

Оборона Колпина стала примером для всей страны. Название маленького городка отныне стояло в ряду с Москвой, Ленинградом и Севастополем. Враг кидал сюда специально обученных солдат, которые должны были прорвать оборону, но все попытки разбивались о железную волю Ижорского батальона, о броню, выпущенную Ижорским заводом.

Еще два года враг не оставлял попыток. Но в январе 1943-го года удалось прорвать блокадное кольцо. Боясь концентрации советских войск, фашисты усилили наступление. Зачастили бомбежки, разворачивались жестокие бои. Одними из самых знаковых стали наступательные бои в районе Красного Бора. «В феврале 63-я гвардейская СД (так с 19 января стала называться 136-я СД) генерал-майора Симоняка повела наступательные бои в районе Красного Бора. Сопротивление немцев в этом районе носило исключительно яростный характер, так как их командование понимало: потеря этих высот означала, что дорога на Ленинград им окончательно закрыта. На наступающие советские части была обрушена вся мощь артиллерийско-миномётного огня и авиация, брошены все резервы, в бой вводились танковые части», - приводятся факты на страницах «Истории Колпино».

Все атаки гитлеровской армии удалось отбить. Но в активное наступление Красная армия перешла только в 1944 году.

72-й Ижорский ОПАБ в составе 55-й армии пошел в Европу, освобождая на этом пути города Ленинградской и Псковской области, республик Прибалтики. За освобождение Пскова батальон был награжден орденом Боевого Красного знамени.

Память скверов и улиц

Кроме стелы «Город воинской славы», которую заложили в 2012 году, в городе есть несколько памятных и дорогим колпинцам мест. Одно из них расположено на улице Веры Слуцкой - это первое воинское захоронение в годы блокады.

В зиму 1942 года, самую тяжелую блокадную зиму, было принято нелегкое решение - кремировать погибших в печах Ижорского завода. Хоронить людей было некому, а кремация предотвратила вспышки эпидемии. Согласно спискам, в тот год были кремированы останки более чем 5 тысяч человек. Их прах покоится в самой большой братской могиле Колпина, которая расположена непосредственно на территории завода, у одного из цехов.

Необычный памятник расположился на улице Танкистов. Памятный знак установили в 1998 году.  Это «Ижорская башня» - тип пулеметного бронеколпака под 7,62-мм станковый пулемет системы «Максим». В годы войны Ижорский завод производил эти колпаки и отправлял бойцам Ленинградского фронта. Этот нашли спустя полвека после войны участники поискового отряда «Звезда». Рядом с бронеколпаком стоит большой каменный валун с отметинами от осколков. Эта необычная и на первый взгляд непонятная композиция - символ крепости ижорской стали и дань крепкому духу бойцов Ижорского батальона.  На камне укреплены две таблички: «Памятный знак “Броневщикам ижорских заводов”» и «Низкий поклон всем создателям брони России на Ижорских заводах».

Еще одно памятное место, о котором знает каждый колпинец, - это бульвар Свободы. Во время войны горожане, правда, называли его по-другому: «перешеек смерти».  Небольшой кусочек земли с мостком был постоянной целью немцев. Под мостом была плотина, пробив которую, враг вывел бы из строя ненавистные в своей неутомимости цеха Ижорского завода и пошел бы по сухому дну дальше на Ленинград. Фашисты истратили более сотни снарядов и авиабомб, но маленький участок, видимо, был храним  неведомыми силами: ничто не повредило плотину.

Но храним был и весь город. Храним своими защитниками, подвиг которых здесь будут помнить вечно.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, программист, 32 года Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии