«ОПОРА России» рассказала о главных проблемах реформы саморегулирования
Напомним, что проект Федерального закона №372-ФЗ вызвал много вопросов со стороны экспертного сообщества, и не по всем из них удалось достигнуть компромисса с органами власти. По итогам расширенного совещания, которое возглавил заместитель председателя правительства РФ, «ОПОРА России» получила поручение осуществить независимый мониторинг хода реализации реформы на территории всей страны и представить его результаты к 1 марта 2017 года.
Проведенный организацией мониторинг выявил целый ряд проблем, главной из которых оказалось неперечисление саморегулируемыми организациями средств из компенсационного фонда членам, переходящим в региональные СРО. При этом применяются такие механизмы, как:
-
принуждение своих членов написать заявление о добровольном выходе из СРО вместо уведомления о переходе;
-
отказ в приеме уведомления;
-
неисключение из членов саморегулируемой организации в указанную в уведомлении дату о выходе с дальнейшим переходом;
-
требование предоставить выписку из реестра членов новой СРО;
-
отказ в перечислении средств компенсационного фонда в связи с отсутствием таких средств;
-
отказ в перечислении средств компенсационного фонда в связи c непредоставлением документов, не предусмотренных ГрК РФ;
-
исключение из членов СРО за неуплату членских взносов (2 месяца) или в связи с прекращением действия свидетельства о допуске без проведения проверок результатов устранения выявленных нарушений и без уведомления о предстоящем исключении.
Кроме того, существенными проблемами для участников рынка стали:
-
запрет на переход в другую СРО в рамках одного субъекта РФ с переводом средств, внесенных в компенсационный фонд, на счет в новую СРО;
-
отсутствие альтернативных способов оспаривания решения СРО о невозврате средств компенсационного фонда - предусмотрен только судебный порядок, и рассмотрение дел затягивается на многие месяцы;
-
то, что недобросовестные СРО или СРО, утратившие компенсационные фонды, продолжают свою деятельность на рынке - национальные объединения строителей обладают полным перечнем таких саморегулируемых организаций, однако не имеют полномочий самостоятельно исключать их;
-
открытый перечень оснований для отказа в приеме нового члена СРО;
-
то, что технический заказчик должен иметь допуски СРО на все виды работ, а это означает отчисление взносов сразу в три саморегулируемые организации, что является огромной финансовой нагрузкой;
-
использование средств компенсационных фондов - комитет по строительству «ОПОРЫ России» предлагает исключать эти средства из конкурсной массы кредитной организации при ее банкротстве, отменить ответственность членов СРО за сохранность средств компенсационных фондов в случае их уменьшения при инвестировании, предусмотреть возможность перевода средств компенсационного фонда исключенного члена СРО в фонд договорных обязательств этого СРО и другие изменения в законодательство.
Поскольку основные положения Федерального закона № 372-ФЗ вступают в силу с 1 июля 2017 года, проведение мониторинга практики его применения будет продолжено. Результаты следующего мониторинга «ОПОРЫ России» ожидаются к 1 ноября 2017 года.
О необходимости внести поправки в 372-ФЗ Дмитрий Козак заявил еще в сентябре прошлого года в ходе XII Всероссийского съезда строительных саморегулируемых организаций. Позже стало известно, что над документом работает Минстрой России, однако поправки, которые готовит ведомство, направлены на решение других задач.
- С 1 июля строительные СРО начнут возвращать взносы из компенсационного фонда
- Количество членов строительных СРО может сократиться на 25%
- СРО Петербурга выступили за снижение требований к стажу специалистов для НРС
- В Саратове зарегистрирована новая СРО
- Совет НОСТРОЙ предложил исключить 3 строительные СРО