Эксперты из КГА «фильтруют» памятники для Петербурга

В ближайшее время могут появиться скульптуры Трезини, Шаляпину и Гусейну Хан Нахичеванскому

Доменико Трезини, первого главного архитектора Петербурга, увековечат в бронзе. Открыть  памятник обещают летом 2013 года - ровно через десять лет после первоначально называвшейся даты. Скульптура появится на площади его имени, расположенной между Университетской набережной и 5-й и 6-й линиями Васильевского острова, при съезде с Благовещенского моста. OK-inform узнал у скульпторов, специалистов по архитектуре и спонсоров скульптурных проектов, об этом и других памятниках, которые должны появиться в ближайшее время в Петербурге.

«Может быть, эта будет удачной»

- В марте 1999 года губернатором города Владимиром Яковлевым было подписано распоряжение об установке по инициативе Комитета по градостроительству и архитектуре к 2003 году памятника архитектору, стоявшему у истоков строительства Петербурга, сподвижнику Петра I, - сообщили OK-inform в Фонде Жорно, взявшемся спонсировать проект, приуроченный еще к юбилейным торжествам 300-летия Петербурга. - Но на протяжении длительного времени ввиду отсутствия финансирования работы по данному объекту не велись.

Автор памятника - потомственный петербургский скульптор Павел Игнатьев, ученик выдающегося ваятеля Ленинграда Михаила Аникушина. Монумент Трезини еще в 1997 году стал его дипломной работой в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.

Недавно скульптор представил экспертам из КГА мягкую модель в глине в натуральную величину памятника - 3 метра 20 см (высота его пьедестала составит 160 см). Эксперты, члены  рабочей группы по вопросам монументально-декоративного, художественного и информационно-рекламного оформления, комплексного благоустройства городской среды Петербурга, рассматривают эту работу уже не в первый раз.

В мае минувшего года замечания экспертов касались положения головы Трезини, теперь – тыла скульптуры.

В мае минувшего года замечания экспертов касались положения головы Трезини, теперь – тыла скульптуры. Было высказано пожелание облегчить тылы скульптуры. Решение нарядить  «иностранного специалиста», итальянца, в экзотическую русскую шубу привело к тому, что сзади силуэт предстает просто монолитом медвежьей шкуры. И с ним сливается голова в парике.

- Следует как-то отделить куафюру от шерсти, иначе получается неинтересный силуэт сзади, - посоветовали мэтры своему 40-летнему коллеге.

Эксперты полагают: эта декоративная фигура, навеянная эпохой барокко, станет достопримечательностью невской набережной.  Уже можно предсказать, что туристы примутся  натирать до блеска обрубленные носы башмаков, исполненных с исторической достоверностью - в петровскую эпоху обувь тачали на одну ногу. 

- У нас много плохих работ в последнее время поставили, и, может быть, эта будет удачей, - резюмировал руководитель рабочей группы Феликс Романовский, заслуженный художник РФ, профессор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица.

Памятник Шаляпину оказался похожим на надгробный

Осмотрев следом модель памятника Шаляпину, эксперты были уже не столь благодушны.  Этот  памятник планируется установить на Петроградской стороне, в центре площади в крайней точке Александровского парка, лицом к Введенской улице.

Великий русский оперный певец призван встречать зрителей, направляющихся в театр «Балтийский дом» - до революции Народный дом графини Паниной, где он неоднократно выступал.  Скульптура и площадь диаметром 42 метра должны составить ансамбль, с фонарями и скамейками. Инициатор проекта - Шаляпинское общество Петербурга. Авторы - скульптор Алексей Мурзин и архитектор Геннадий Пейчев.

Мэтры не увидели в скульптуре яркого артистического образа.

Первый образец памятника в 2007 году общим решение членов рабочей группы был отправлен на доработку. Но и на этот раз мэтры не увидели в скульптуре яркого артистического образа.

- Стоит важный, серьезный... Надо что-то такое в него вдохнуть, чтобы было видно, что это артист. Наверное, голос, - подсказал авторам старейшина художественного цеха Петербурга, народный художник России Григорий Ястребенецкий.

- Не вижу образа Шаляпина, - отозвался и Феликс Романовский.

Довольно унылая фигура артиста опирается на колонну - по замыслу авторов, отсылку к миру Мельпомены. Однако подобная композиция более свойственная эстетике кладбищенских памятников.

В итоге проект был вновь отправлен на доработку, а часть исторического центра города,  Александровский сад, огражден от творческой неудачи.

Исторический ляп в бронзе

Для северной части города, Приморского района новостроек, другая общественная организация, культурное объединение азербайджанцев «Нахичевань», предложила памятник Гусейну Хан Нахичеванскому, генерал-адъютанту мусульманского происхождения в Российской армии времен Первой мировой войны. В июле 2013 года отмечается 150 лет со дня рождения генерала, погибшего в Петрограде в первые послереволюционные годы.

Под памятник «Нахичевань» намерена запросить у города пятно в Парке 300-летия Петербурга, вероятной городской площадки для даров. Так, в марте 2012 года в этом парке уже был  открыт памятник Франсиско Миранде – дар венесуэльского лидера Уго Чавеса.

В подобных памятниках эксперты обыкновенно более всего интересуются исторической достоверностью фигур - портретным сходством и отсутствием «ляпов» в костюмах. В случае с Гусейном Хан Нахичеванским, например, вряд ли можно назвать корректным сочетание парадного мундира с наградами и накидки, относящейся к полевой, походной форме обмундирования. Но именно такой образ был выбран скульптором Борисом Петровым и заказчиком, от которого на просмотре присутствовал Идрис Гахраманов, президент группы компаний «Сабина». Эта компания владеет паркингами и автостоянками в Приморском районе.

Поскольку памятник - лишь предложение, и место для него еще не выделено, профессиональный разбор эксперты пока устраивать не стали.

Дареному коню…

Специалисты с трудом находят «неприметные пятна» для памятников-даров, не всегда удачных.

Дары благотворителей - это отдельная, проблемная тема для Северной столицы. Массовые подарки город видел в дни своего 300-летия, в 2003 году. И, по воспоминаниям представителей Комитета по градостроительству и архитектуре, специалисты с трудом находят «неприметные пятна» для памятников-даров, не всегда удачных и безупречных по части художественного вкуса и уместных в исторической среде города.

Памятники-дары поступают на баланс города и далее содержатся за счет местного бюджета. Крупные дары, вроде мини-города в Александровском саду (коллекции моделей основных достопримечательностей Петербурга), требуют особой охраны и режима посещения.   

В последнюю неделю января сохранностью этого дара компании «Газпром», открытого в июле 2011 года, озаботился Закс. С первых дней работы «Петербурга в миниатюре» он стал мишенью для вандалов. Несколько миниатюр повреждены, сама композиция постепенно разрушается, некоторые скульптуры отправлены на реставрацию, но до сих пор не вернулись. По инициативе депутата Александра Кобринского направлен запрос губернатору города с просьбой найти рачительного хозяина этому дару.  

Проще обстоят дела с памятниками, установленными хозяйствующими субъектами. В июле 2012 года на Васильевском острове в сквере «Малые Гаванцы» на улице Нахимова, 26, был открыт памятник адмиралу Нахимову. Финансирование всех работ выполнило ЗАО «СМУ-303»,  установив памятник перед собственным офисом, как элемент своего имиджа. Соответственно, уход за этим памятником не лежит на бюджете города, в отличие от многих других, менее позитивных примеров.

Материалы по теме

Петербург теряет памятники блокады.

Блокадные коты.

«Это памятник дружбе и сотрудничеству России и Таиланда».

Зодчие инициируют городской закон о конкурсах.

Где скрываются добрая собака, слепой и три ангела?

Материалы по теме
Там, где парковки не растут Фоторепортаж Дениса Тарасова
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама