Нужна ли России железнодорожная ветка «Кандалакша - Салла»?

Поэтому стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Запада выступило инициатором проведения исследования, направленного на определение целесообразности железнодорожного сообщения между Кандалакшей и Саллой.
Финны говорят, что эта дорога нужна им для поднятия экономики в регионе Восточная Лапландия.
- Вопрос строительства железной дороги «Кандалакша - Салла» финскую сторону очень интересует. Нам эта дорога необходима, чтобы оживить нашу промышленность. И в первую очередь – горнодобывающую. А также продолжить развитие туризма в регионе, – сказал на вчерашней встрече с российскими коллегами и транспортниками мэр Саллы Кари Вяюрюнен, возглавляющий Союз муниципалитетов Восточной Лапландии.
По его словам, у финнов уже имеются результаты исследования, демонстрирующие их выгоду от реализации проекта соединения Восточной Лапландии и Мурманской области железной дорогой.
В России подобным исследованием еще не занимались.
- Мы знаем, что у проекта строительства ветки «Кандалакша - Салла» на сегодня есть пламенные сторонники. Кроме финнов, это Баренцев Евро-Арктический регион (БЕАР), который занимается приграничным сотрудничеством по программе «КолАрктик». Есть противники – это Мурманский и Норвежский порты, которые опасаются, что весь грузопоток, минуя их, пойдет в Финляндию. Есть и неопределившиеся стороны, среди которых субъекты Северо-Запада, через которые будет пролегать железная дорога, – заявил Юрий Звягин, представляющий исполнительную дирекцию стратегического партнерства «Северо-Запад».
Чтобы соблюсти баланс интересов, стратегическое партнерство предлагает и в России исследовать влияние проекта железной дороги «Кандалакша - Салла» на распределение грузопотоков на Северо-Западе России и Северо-Востоке Финляндии. По его результатам можно будет сделать вывод, надо все-таки строить эту дорогу или нет.
- Мы сейчас не будем говорить о самом проекте железной дороги. Фактически он отсутствует, потому что к его разработке можно приступать, когда будут конкретные данные о необходимости железнодорожного соединения Мурманской области и Восточной Лапландии. Если же исследование покажет, что дорога «Кандалакша - Салла» негативно скажется на развитии областей и на крупных транспортных маршрутах, которые она будет пересекать, а именно – на Северном морском пути и «Белкомуре», то вопрос, безусловно, будет закрыт, – объяснил гендиректор ОАО «Регион-Экспо» Юрий Самохин, возглавляющий рабочую группу Экспертного совета по проекту строительства железной дороги «Кандалакша - Салла».
Рабочая группа одобрила разработанное Институтом проблем региональной экономики техническое задание на проведение этого исследования. Его стоимость – порядка 200 тысяч евро. Срок проведения, как сказал руководитель Северо-Западного отделения Международной академии транспорта Юрий Чижков, от полугода до года, в зависимости от возможности получения исходных данных.
Сейчас ведутся поиски источников финансирования исследования. Заинтересованность проявляют российские, финские, немецкие и китайские инвесторы.
Предполагается, что стратегическое партнерство «Северо-Запад» станет заказчиком исследования и будет аккумулировать средства на его проведение.
