Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +23 погода в Петербурге
Доллар 73.85
Евро 86.99
Юань 1.14

Российские дороги будут ремонтировать реже

 Фото: Анна Башкирова/OK-inform Фото: Анна Башкирова/OK-inform Уже в ближайшее время власти обещают увеличить межремонтные сроки для российских дорог вдвое - до 12 лет. Качество и долговечность дорожного покрытия должно обеспечить активное внедрение полимерно-битумных вяжущих (ПБВ). Однако пока использование битума при дорожных работах не превышает 1%, а как такового рынка спроса на ПБВ в стране нет, говорят эксперты

В 2014 году после Госсовета при президенте дорожники впервые начали получать 100% объем финансирования на капитальный ремонт и содержание федеральных дорог. Об этом «Общественному контролю» на ежегодной конференции «Битум и ПБВ» рассказал «Общественному контролю» заместитель руководителя Федерального дорожного агентства «Росавтодор» Игорь Астахов.

По его словам, деньги уже заложены в госпрограмму развития транспортной системы России до 2020 года. За счет этих средств поставлена задача до конца 2018 года привести федеральные дороги в нормативное состояние. Всего в стране 1 млн 446 тысяч км дорог, из них 50 тысяч км - федеральные дороги (Росавтодор отвечает за 49 тысяч км), ГК «Автодор» - еще за 3 тысячи км.

Около 500 тысяч км - региональные дороги, 800 тысяч км - муниципальные. Общий объем госпрограммы составляет 68,5 трлн рублей, а по статье «Дорожное хозяйство» утверждены расходы в размере 2 трлн рублей

Около 500 тысяч км - региональные дороги, 800 тысяч км - муниципальные. Общий объем госпрограммы составляет 68,5 трлн рублей, а по статье «Дорожное хозяйство» утверждены расходы в размере 2 трлн рублей. «При сохранении объемов финансирования можно обеспечить требуемое состояние автодорог, но только если они будут использоваться с соблюдением расчетных весовых нагрузок и при проектной интенсивности движения. Но движение идет с интенсивностью и перегрузкой значительно превышающими показатели», - рассказал чиновник. По его словам, в условиях перегрузки сейчас работает треть автодорог России. С превышением расчетных весовых параметров идет 30% грузовиков, а перевес каждого грузовика составляет 45%. Еще недавно, впрочем, по дорогам шли перегруженными 45% (перегруз составлял 54%).

Еще одно требование для Росавтодора - перейти на межремонтные сроки в 12 лет. Такой наказ был задекларирован в поручении президента председателю Правительства РФ (тогда еще президента Медведева - премьеру Путину) от 10 августа 2011 года, в котором шла речь о разработке и реализации комплекса мер, направленных на увеличение до 12 лет межремонтного срока эксплуатации автодорог с усовершенствованным типом покрытия (сейчас сроки составляют от 3 до 8 лет).

Минтранс России «зашил» эти требования в постановление Кабмина № 539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета». Как рассказал господин Астахов, изменения в постановление, которые обяжут переходить на более долгие межремонтные сроки, вступят в силу уже в 2016 году.

По словам эксперта, одну из важнейших ролей в переходе к более качественному дорожному полотну, а значит и менее частому его ремонту, сыграет обеспечение дорожного комплекса качественными дорожными материалами, а именно битумом и полимерно-битумных вяжущими (битум - продукт переработки нефти, сланцев или угля. Используется в дорожных асфальтобетонных покрытиях, а также в строительных материалах. Рынок битумов в России состоит, по большей части, из битума дорожного - 87,43% от общего объема производства битумов).

В условиях перегрузки сейчас работает треть автодорог России. С превышением расчетных весовых параметров идет 30% грузовиков, а перевес каждого грузовика составляет 45%

Вместе с тем пока внедрение битума в дорожное строительство сталкивается с целым рядом сложностей. Прежде всего, это непосредственно дефицит продукции и ее низкое качество. «Нас беспокоит даже не сам дефицит, сколько тенденция ухода нефтепереработки в светлые нефтепродукты. Конечно, глубина переработки сырья ведет к процветанию страны, но и про дороги забывать не стоит. Еще раз хочу напомнить нашим нефтяникам, что нужно на начале цепочки резервировать объемы нефти для производства битумных материалов», - заявил господин Астахов.

По заверениям чиновника, увеличение межремонтных сроков до 12 лет позволит заказчикам требовать и увеличения гарантийных сроков от подрядчиков. А для того, чтобы последние были готовы к такой нагрузке, ведется работа по повышению качества и изменению нормативных документов. Само качество продукции позволит подрядчикам быть спокойными за качество уложенного дорожного полотна, чтобы не тратиться в дальнейшем на устранение дефектов. Но подрядчиков волнует, прежде всего, цена. Стоит ПБВ, разумеется, дороже асфальтобетона - примерно в полтора раза. Но чиновники уверяют, что эти средства с лихвой отбиваются увеличенными межремонтными сроками.

Как уверяют в Росавтодоре, спрос на ПБВ должен расти. В данный момент регионы и муниципалитеты закрывают своими дорожными фондами только 10-15% от требуемых показателей, объемы недоремонта исчисляются миллиардами. И если регионы выйдут на нормативные объемы ремонтов, объем потребления битума вырастет примерно в 2 раза (по плану на 2015 год, в России отремонтируют 734 км федеральных дорог и 808 км региональных).

Стоит ПБВ, разумеется, дороже асфальтобетона - примерно в полтора раза. Но чиновники уверяют, что эти средства с лихвой отбиваются увеличенными межремонтными сроками

Да и на федеральных трассах есть, где поработать - 90% автодорог федерального значения имеют асфальтобетонное, а не цементобетонное покрытие - а асфальт, в отличие от цемента, можно менять на ПБВ. Постепенно растет и рынок фактического потребления ПБВ в России. Так, в 2013 году было потреблено 170 тысяч тонн продукции (+95% к 2012 году), в 2014 году - 190 тысяч тонн, в 2015 году - 253 тысяч.

Однако использование ПБВ в общем объеме применения битумных вяжущих в стране по-прежнему составляет менее 1%. Для сравнения, в индустриально развитых странах этот показатель составляет от 25%. В той же Германии ПВБ в дорожных работах занимает 32%.

Однако, как выяснилось прямо во время конференции, крупные нефтедобытчики дорожникам не поверили. Представители «Роснефти», к примеру, заявили, что не готовы отрезать часть продукции под рынок с неясными перспективами и не хотят производить тяжелые фракции без гарантированного рынка сбыта. «Сейчас абсолютно не проработан вопрос со спросом на битум, нет понимания, кто и в каком объеме будет потреблять эту продукцию. В итоге битум возится за 1,5 тысячи км, чтоб там кому-то продать», - комментировали корреспонденту ОК-информ после заседания участники рынка.

Кроме того, для производства качественной продукции нужны мощные НИОКР, лабораторные испытания, а также полная перестройка производств, а отечественного оборудования для этих исследований пока никто в глаза не видел.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Риналь, системный администратор, 30 лет Нужна ли в интернете цензура?
Комментарии
Яндекс.Метрика