Варшавский вокзал: ревизию истории завершат в феврале
Новый жилой район предполагается населить 22 тысячами человек. Они расположатся в 8700 квартирах новостроек.
Экспертам ВООПИиК предстоит оценить состояние исторических зданий комплекса Варшавского вокзала, создававшегося с середины XIX века. Между тем, снос построек в окрестностях вокзала уже начался.
Проект «Галактика»: 22 здания высотой до 18 этажей
По официальному сообщению группы компаний «Эталон» (собственника 38 га бывшей железнодорожной территории за историческим Варшавским вокзалом), на этом участке недалеко от Московского проспекта и набережной Обводного канала, к югу от центра Петербурга, планируется построить жилой комплекс. В него войдет 22 здания высотой до 18 этажей. Новый жилой район предполагается населить 22 тысячами человек. Они расположатся в 8700 квартирах новостроек. На территории «Галактики» также планируется строительство трех детских садов и трех школ.
Сроки реализации проекта: 2016-2021 годы. За счет продаж квартир в этом проекте компания рассчитывает получить выручку около 2,2 млрд долларов. Сейчас идет расчистка территории под строительство. Демонтаж осуществляет группа компаний «Размах».
Чтобы привлечь внимание к проблеме, активисты устроили в одном из старых полуразрушенных зданий выставку «Сносы-2012».
Опасения горожан
В первую очередь, тревогу горожан и градозащитников вызывает судьба исторических зданий. Ведь среди них есть объекты, потерявшие охранный статус и находящиеся под угрозой сноса. Так же общественность беспокоит недостаточная информация о предполагаемом строительстве.
Кроме сбора подписей, была проведена акция протеста. Чтобы привлечь внимание к проблеме, активисты устроили в одном из старых полуразрушенных зданий выставку «Сносы-2012». Как сообщал глава общественной организации «Группа Эра» Алексей Ярэма, идея выставки принадлежала «петербургским анархистам». Активисты требовали прекратить все работы по демонтажу исторического комплекса Варшавского вокзала и немедленно провести историко-культурную экспертизу комплекса с целью постановки на госохрану исторических зданий.
Материал по теме
Пакгауз Варшавского вокзала обороняют.
Отмененная «Измайловская перспектива»
Еще в 1998 году возникло Агентство по развитию территории «Измайловская перспектива», включавшей в себя и территорию за Варшавским вокзалом. Концепция грандиозного проекта, предусматривающего застройку 460 га от Обводного канала до Благодатной улицы, разбитых на 64 квартала, в начале 2009 года была одобрена Градостроительным советом города.
Но проект не состоялся. Железнодорожники начали продажи территории. Крупным покупателем стало ООО «ЛСС Варшавский», входящее в группу компаний «Эталон»: оно приобрело 38 гектаров земли южнее Варшавского вокзала. Этот участок составляет примерно половину территории, относящейся к вокзальному комплексу.
Уходящая история
Удастся ли сохранить историческую среду одного из старейших железнодорожных узлов России?
- История с вокзалом очень сложная, - говорит ведущий эксперт по промышленной архитектуре, сопредседатель петербургского отделения ВООПИиК Маргарита Штиглиц. – Я на своем веку видела несколько этапов борьбы за него.
Профессор Маргарита Штиглиц и Александр Кононов, заместитель председателя петербургского отделения ВООПИиК, вошли в группу экспертов, которые проводят сейчас историко-культурную экспертизу для выявления исторической ценности тех зданий Варшавского вокзала, что расположены на территории будущего ЖК «Галактика». Заказчиком экспертизы выступил застройщик ООО «ЛСС Варшавский».
У части зданий разные собственники, от «Почты России» до коммерческих структур.
По словам Александра Кононова, территория эта – «пестрая», а история с ней – запутанная. Имеется большое количество зданий разной степени ценности, от домов дореволюционной красно-кирпичной архитектуры до советских построек из белого силикатного кирпича. Многие из них - не просто руины, но даже не числятся по документам: РЖД давно сняли объекты с кадастрового учета, «списали». У части зданий разные собственники, от «Почты России» до коммерческих структур.
В ансамбле Варшавского вокзала есть официальные объекты культурного наследия. Однако остальные строения на его территории могут быть снесены на законных основаниях. Ведь в отличие от центра города, здесь нет запрета на демонтаж любых исторических зданий. Сейчас задача: выявить те объекты, которые могут претендовать на законный охранный статус.
- Пока экспертиза не завершена, будет не корректно называть объекты, которые мы хотим включить в реестр, - говорит Александр Кононов.
Но уже сейчас эксперты указывают на достижения инженерной мысли, которые непременно хотелось бы сохранить. Например, поворотный круг для поездов. Ему вряд ли будет место в жилом комплексе. Вероятно, придется куда-либо переносить этот памятник.
Как уживутся с высотной «Галактикой» стены старых пакгаузов и выживут ли они вообще - это вопрос для КГИОП, для Совета по сохранению культурного наследия города, которому предстоит утверждать экспертизу. Готова она будет в течение февраля, заверяют эксперты.
«Размах» без экстремизма
Однако снос зданий под будущую «Галактику» уже вовсю идет.
Елена Мургина, директор по связям с общественностью компании «Размах», заверила:
- Позиция нашей группы такова: мы подрядчики, а не архитектурные экстремисты, и мы не стремимся ничего уничтожать. Есть четкая задача от инвестора: ждать результатов экспертизы. Сейчас мы движемся от улицы Ташкентской к черте Варшавского вокзала. Мы работаем только с объектами без охранного статуса. Мы не сносим все подряд. По контракту мы начинаем со зданий, которые сейчас не вызывают никаких вопросов. Даже если видим здание из красного кирпича, мы его оставляем, обходим.
Стоит добавить, что и демонтаж, и натурный осмотр зданий для экспертизы проходят не в лучших, зимних условиях. Сейчас территория вокзального комплекса и сами строения заметены снегом.
Заоблачное будущее
Какая может быть «Галактика» в Адмиралтейском районе Петербурга?
Архитектурный облик «Галактики» еще неизвестен. Но высотность комплекса уже беспокоит градозащитников. Здание вокзала, церковь у Варшавского вокзала и водонапорная башня могут перестать быть доминантами в этой части Обводного канала.
Аля Деконская, председатель Адмиралтейского районного отделения ВООПИиК, обеспокоена «инопланетным», по ее словам, вторжением:
- Какая может быть «Галактика» в Адмиралтейском районе Петербурга? - указывает эксперт на исторический контекст территории.
Беспокоят горожан и планы по пробивке Ново-Измайловского проспекта, который должен стать дублером Московского проспекта. Эта трасса - наследство несостоявшегося проекта «Измайловская перспектива». Дорога не только затрагивает несколько исторически ценных построек на территории Варшавского вокзала, но и идет далее по бывшему Митрофаньевскому кладбищу. И 40 га этого исторического кладбища, превращенного в захламленный пустырь и промзону в ходе социалистического строительства Ленинграда, отдельная статья тревоги горожан. Заместитель председателя Митрофаньевского союза Илья Попов предлагает пробивать дублер Московского вокзала по бывшим рельсам Варшавской железной дороги.
Справка OK-inform
Несостоявшийся «Орсе-на-Неве»
Памятник истории и архитектуры XIX века – ансамбль Варшавского вокзала, включает в себя главное здание, привокзальную площадь, жилые дома, пакгаузы, мастерские, цеха, железнодорожное депо, водонапорную башню и другие служебные постройки, а также объекты инженерно-технической мысли.
В 2001 году вокзал, построенный в 1852-1853 годах для железной дороги от столицы до царской резиденции в Гатчине, а в 1862 году ставший первым, соединившим Петербург со столицами европейских государств, был закрыт на реконструкцию. Поезда пригородного и дальнего сообщения были переведены на другие вокзалы. На путях развернули экспозицию Музея железнодорожной техники, переведя ее сюда со станции Шушары.
Для здания вокзала предлагались различные культурные проекты, вплоть до Музея современного искусства по аналогии с Музеем Орсе в Париже, расположенном в здании бывшего вокзала. Однако был выбран реалистичный проект - коммерческий. В мае 2006 года, накануне Дня города, здесь торжественно открыли торгово-развлекательный центр «Варшавский экспресс». Торговые площади заняли примерно половину комплекса. Облик исторического памятника сохранен.
К 2016 году Музей железнодорожного транспорта, находящийся за Варшавским вокзалом, будет перенесен к Балтийскому вокзалу. Он попадает в будущее пространство ЖК «Галактика».