Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +5 погода в Петербурге
Доллар 63.75
Евро 70.53
Юань 9.09

На подряде у Смольного: ожидание, суд и черный список

 Фото: OK-inform Фото: OK-inform За 9 месяцев 2016 года адресная программа комитета по строительству вновь исполнена меньше чем наполовину, отставание от плана составило более 20%. Официально власти винят в этом низкие темпы и культуру производства работ подрядчиками и неудовлетворительное качество проектирования и уже разорвали более трех десятков контрактов со строителями

Сами участники рынка говорят об обратной стороне медали: часто госзаказчик без объяснения причин затягивает приемку и оплату выполненных работ. Позволить себе идти на конфликт со Смольным могут лишь единицы.

В последние годы комитет по строительству Смольного стабильно осваивает только около 40% выделенных из бюджета средств в первые три квартала - и миллиарды рублей в итоге остаются неизрасходованными.  А это значит, что горожане остаются без столь необходимых больниц, детсадов и школ.

В последние годы комитет по строительству Смольного стабильно осваивает только около 40% выделенных из бюджета средств в первые три квартала - и миллиарды рублей в итоге остаются неизрасходованными.

Текущий год не стал исключением. Накануне состоялась коллегия комитета по строительству за 9 месяцев 2016 года, на которой были обнародованы неутешительные пока цифры: исполнение адресной инвестиционной программы комитета на 1 октября 2016 года составило 39,1%, или 11,3 млрд рублей. Процент выполнения программы от плана на 9 месяцев составил только 79,9%. В качестве причин неисполнения и. о. главы СПБ ГУ «Фонд капитального строительства и реконструкции» Юрий Тонков традиционно назвал низкие темпы работ, отсутствие рабочей документации, необходимость корректировки проектов, позднее объявление конкурсов и прекращение работы подрядчика на объекте.

Виной тому отчасти стала и несовершенная организационная структура комитета, а именно та ситуация, когда заказчик и казначей слиты в одном органе государственной власти. Причем, например, в дорожном блоке роли распределены более четко: у КРТИ есть отдельная дирекция транспортного планирования, есть дирекция транспортного строительства и т.д. Отсутствие распределения функциональных обязанностей приводит к тому, что комитет много лет, меняя председателей, разрывался между розыгрышем конкурсов, приемкой работ и их оплатой.

Реорганизация комитета, о которой «Общественный контроль» писал еще в апреле, реально произошла только к августу 2016 года - тогда в комитете по строительству появилось пять заместителей председателя с собственным набором полномочий, а функции госзаказчика были переданы Фонду капитального строительства, часть заказа получат и две других «подведки»: ГБУ «Управление строительными проектами» и ГУП «Центр содействия строительству». У игроков рынка появилась надежда, что по окончании «переходного» периода комитета, когда фигура и роль заказчика будут обособлены, для малого и среднего бизнеса закончится эпопея выбивания подписанных актов приемки работ (форм КС-2, КС-3).

Приемка по закону

Обязанности заказчика и подрядчика по передаче и приемке работ установлены в ст. 753 Гражданского кодекса РФ, согласно которой заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности объекта к сдаче, обязан немедленно приступить к его приемке. При этом заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, говорят юристы. Кроме того, в отношении госконтрактов приемка регламентируется ст. 94 Федерального закона № 44 «О контрактной системе…».

Несмотря на то что ГК РФ не детализирует понятие «существенные недостатки», под этим принято понимать те дефекты, при которых  после сдачи объект невозможно использовать по назначению.

Допустим, что большая часть непринятых работ и неосвоенных денег является следствием того, что строительный блок Смольного действительно выступает гарантом качества принятых социальных объектов и отвечает за их последующую эксплуатационную безопасность, а потому рачительно заворачивает тех подрядчиков, которые недобросовестно выполнили работы. В этом случае, если специальная приемочная комиссия признает недостатки на объекте существенными и неустранимыми, заказчик в полном праве отказаться от принятия работ и подписания акта КС.

Несмотря на то что ГК РФ не детализирует понятие «существенные недостатки», под этим принято понимать те дефекты, при которых  после сдачи объект невозможно использовать по назначению. Кроме того, заказчик может не подписывать КС-ку, если имеет основания для расторжения контракта в одностороннем порядке, что и практикуют чаще всего власти Петербурга. А таких оснований у комитета по строительству -  уйма.

Кроме того, по словам старшего юриста корпоративной практики Rightmark Group Марии Смирновой, контрактом могут быть установлены дополнительные (помимо требований к качеству) условия для приемки работ. Например, необходимость представления заказчику вместе с работами сертификатов на использованные материалы, исполнительной документации, в частности - актов на скрытые работы, журналов работ и т.д Неисполнение подрядчиком указанных условий может являться основанием для отказа заказчика от приемки работ.

Стоит отдельно отметить, что при обнаружении дефектов заказчик должен направить подрядчику претензию с требованием их устранения в достаточный срок. А отказ от принятия работ и подписания акта приема-передачи также должен быть сформулирован письменно и направлен подрядчику.

Молчание чинов

Впрочем, зачастую все происходит ровно наоборот. Подрядчик выполняет комплекс работ в полном объеме, проходит все промежуточные проверки, устраняет все выявленные нарушения, но на этапе подписания акта приемки работы (формы КС-2, КС-3) просто упирается в глухую стену со стороны госзаказчика: ему не объясняются ни причины неподписания акта, ни прогнозы  перечисления средств за выполненные работы. Проще говоря, по тем или иным причинам заказчик уклоняется от подписания акта.

На практике госзаказчик действительно очень часто просто игнорирует направленные ему акты, не направляя подрядчику ни подписанных актов, ни мотивированного отказа от приемки работ.

«На практике госзаказчик действительно очень часто просто игнорирует направленные ему акты, не направляя подрядчику ни подписанных актов, ни мотивированного отказа от приемки работ. Причем подрядчики часто до последнего стараются договориться с заказчиком, идут на уступки, выполняют, по сути, дополнительные работы бесплатно - лишь бы не ссориться с госзаказчиком», - рассказала «Общественному контролю» Ольга Дученко, старший юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры».

«Как такового принуждения именно к подписанию актов со стороны заказчика может не потребоваться, так как согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ при отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной, - говорит госпожа Смирнова. - Но, если заказчика не стимулирует ни судебная перспектива, ни установленная в договоре неустойка за просрочку приемки и оплаты работ, заставить его оплатить работы невозможно».  По словам госпожи Смирновой, если заказчик уклоняется от подписания акта и оплаты работ (даже при одностороннем подписании акта) подрядчику придется обращаться в суд с иском о взыскании задолженности по оплате.

В любом случае формальная сторона отношений чертит для подрядчика судебную перспективу на неопределенный срок, и единственный положительный момент в судебном споре для пострадавшей стороны - возможность выбить из заказчика неустойку и компенсацию по кредитам, но получается это далеко не всегда. «По закону подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек, в том числе штрафов, пеней и набежавших процентов по кредитам, - объясняет госпожа Дученко. - Однако доказать причинно-следственную связь между пенями по кредитам и неподписанием актов будет крайне затруднительно». 

Как на самом деле

Большая часть опрошенных «Общественным контролем» участников рынка, а также бывших и действующих чиновников сходятся в одном: если подрядчик отработал контракт добросовестно, ответственно подошел как к качеству работ, так и к ведению документации, то он может избежать проблем на этапе приемки и оплаты работ. Если они по факту выполнены и подрядчик считает, что они выполнены в соответствии с договором, а заказчик отказывается подписывать договор, подрядчик должен обращаться в суд, если заказчик отказывается предоставить письменно мотивированный отказ в виде акта с перечислением претензий и установить сроки устранения недостатков - это тоже повод для судебного разбирательства, говорит глава комиссии по недвижимости общества потребителей СПб и ЛО Олег Островский. «В случае с петербургским комитетом по строительству такие случаи были и завершались в пользу подрядчика», - сказал эксперт.

Если подрядчик отработал контракт добросовестно, ответственно подошел как к качеству работ, так и к ведению документации, то он может избежать проблем на этапе приемки и оплаты работ.

«Основная проблема в том, что 100-процентное исполнение контракта - это утопия. Сама экономика договоров такова, что ближе к завершению контракта со стороны подрядчика начинается “художественное творчество”: экономия на спичках, попытки поиграть со сметами и т.д. Иногда это удается протащить, иногда нет», - рассказал «Общественному контролю» директор по строительству одного из крупнейших строящихся объектов в Петербурге.

Основные претензии подрядчику в 90% случаев можно сразу выставлять по качеству выполненных работ. То, что оно в основном очень и очень низкое, все прекрасно осведомлены, подтверждает источник в строительном блоке Ленинградской области. По его словам, в области вовсю использовалась следующая схема: сначала на объект отправляется один опытный специалист, который натаскан на выявление всех самых типичных проколов. После чего, если он ничего не нашел, на объект уже высылают специализирующийся каждый на своем «десант», который исследует все досконально. И обязательно что-нибудь да найдет - при соответствующей установке.

Однако другая часть игроков рынка госзаказа и «сторонних наблюдателей» говорит о том, что волюнтаризм заказчика - не меньшая проблема. «Когда чиновник не хочет принять какую-либо работу, он найдет один миллион причин, чтобы этого не сделать. И, в том числе, самых абсурдных, но вполне законных. Вы когда-нибудь квартиру у застройщика принимали? Видели, чтобы там полностью все соответствовало, как вам изначально расписали? Вот здесь все то же самое: в дело идут ГОСТы, СНИПы, которые не дают шаг ступить ни вправо, ни влево. Можно придраться к неровности пола на пару миллиметров, не той толщине стен, размеру оконных и дверных проемов, высоте ступенек. Материалу, состав которого чуть-чуть отличается от заявленного», - говорит собеседник «Общественного контроля».

Развлекаться судебными процессами могут позволить себе только очень крупные игроки рынка, да и для них это тоже потеря времени и денег, а то и репутации.

Причем, по его словам, это качество может полностью соответствовать прописанному в изначальном ТЗ, но на самом деле минимально отличаться от ГОСТа, и все - КС будет не закрыта. «Мы привыкли называть белое - белым, а черное - черным. А в КС-ках можно сделать все до наоборот. И диалог заказчика со строителями по существу сводится к следующему: “Мы считаем этот белый лист бумаги черным, и точка. Если что-то не нравится, доказывайте противоположенное в суде”», - рассуждает другой источник.

По словам собеседников «Общественного контроля», единичные случаи выигранных подрядчиками судов против властей Петербурга и области - скорее исключение из правил. Развлекаться судебными процессами могут позволить себе только очень крупные игроки рынка, да и для них это тоже потеря времени и денег, а то и репутации. Дело в том, объясняют участники рынка, что если подрядчик рискнет подать документы в суд, компанию раз и навсегда негласно вычеркнут из системы госзаказа. То есть на следующем тендере он не преодолеет даже стадию оформления документов на участие. В бумагах что-то обязательно окажется «неправильным», а об участии в конкурсах на будущее вообще можно забыть.

«Тут действует известный принцип “время – деньги”. Хочешь их еще очень долго не увидеть, тогда, конечно, прямая дорога к судьям. Разбирательство по таким делам может растянуться на долгие годы. Да в Ленобласти были случаи подобных судов! Прямо скажем, не с формальной, а практической стороны не выиграл никто», - говорит представитель областного строительного рынка. Он отмечает, что особо изощренных методов тянуть с подписанием КС и выплатой денег со стороны заказчика по факту нет, есть самый простой и верный способ: не подписывать и не объяснять причины, почему это не делается. «Делается это с формулировками в стиле “не устраивает качество или не согласны с объемами”. Как только что-то конкретное написал - так дал подрядчику карт-бланш в суд.  А по времени это можно тянуть очень и очень долго, ну, то есть фактически годами», - разводит руками собеседник.

К слову, как писал «Общественный контроль», на эту проблему строители публично указали Минстрою РФ на IV Всероссийском совещании по развитию жилищного строительства: тогда с трибуны прозвучало, что необходимо установить предельный срок для приемки объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Как говорили бизнесмены, заинтересованность в передаче этих объектов должна быть не только у застройщика, но и у принимающей стороны. Но с тех пор никаких попыток регламентировать сроки приемки от федералов не было, а строители продолжают терять деньги на контрактах со Смольным - в ожидании своих денег бизнес обслуживает дорогостоящие банковские кредиты.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Лера, дизайнер, 24 года Нужна ли в интернете цензура?
Комментарии
Яндекс.Метрика