Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Испытание новосельем

 Фото: OK-inform Фото: OK-inform Некачественная отделка квартир, неработающий лифт, перебои с водой, теплом и электричеством, а ко всему этому - еще и непомерно раздутые квартплаты. Вот лишь немногие проблемы, с которыми зачастую сталкиваются в Петербурге «счастливые» покупатели жилья в новостройках

Представьте, что вы покупаете новую машину. Отдав немалые деньги в кассе автосалона, вы идете получать покупку. Сначала вас удивляет то, что автомобиль грязный, но тут выясняются новые подробности: в машине криво привинчены детали, на приборном щитке царапины, стеклоподъемники не работают, а вместо аккумулятора к клеммам прикручена горсть пальчиковых батареек. Менеджер автосалона успокаивает вас: недостатки некритичны, на скорость передвижения не влияют, заедете пару раз на сервис - и вам все исправят. Аккумулятор поставят чуть позже, пока просто раз в день меняйте батарейки.

Вы готовы согласиться, но менеджер продолжает: надо будет доплатить за кондиционер и ежегодно проходить техобслуживание только в его компании, где оно стоит в два раза дороже, чем в среднем по городу. Вы хотите отказаться от покупки, но вернуть деньги можно только через суд. Нонсенс? Но именно так работает в наше время рынок нового жилья.

Ранее «Общественный контроль» уже писал про инфраструктурные проблемы новых кварталов Санкт-Петербурга: нехватку дорог, школ, детсадов, больниц и других объектов. На этот раз мы решили изучить, насколько комфортно живется в самих домах, которые сдают петербургские строители. Ведь не секрет, что, выбирая между новым жильем и «вторичкой», многие покупатели отдают предпочтение первому именно в связи с желанием получить новый, «неподержанный» товар соответствующего качества.

Главное - не ковырять

«Полная качественная отделка» выглядит так, - пишет на специализированном форуме покупатель квартиры в Красносельском районе. - Двери и ламинат самые дешевые, которые можно было найти. Все со сколами, царапинами и вздутиями. Ламинат расходится и проваливается, плинтуса у стен его не закрывают. Щели между стенами и плинтусами замазаны какой-то замазкой чуть ли не в палец толщиной. Дыры в полу замазываются затиркой. Половины заглушек и уголков просто нет. Двери вставлены как попало, наличники отваливаются, на одной двери их умудрились прилепить под углом 45 градусов. При этом двери, ламинат и плинтуса разного цвета. В отличие от рекламы на сайте. Теперь наша гордость - окна и балкон. Рамы деревянные, но все в сколах, вмятинах и царапинах, местами оторван уплотнитель. Снаружи щель между рамой и стеной. Стеклопакет однокамерный, вместо форточки стекло, окно открывается только в одном положении, не откидывается, микропроветривания тоже нет. Нет подоконника. Рама с улицы залита чем-то зеленым, с ходу оттереть это не удалось. Балкон вообще без отделки. Потолок неоштукатурен. Каблук сразу провалился в пенопласт. Там нет не только обещанной террасной доски, нет даже стяжки. Теперь стены и потолки. Выглядят как лоскутное одеяло... Неошкуренная шпаклевка. На кухне на стены наляпана водоэмульсионка, весь мел остается на руках».

Такого рода отзывы далеко не редкость. При этом многие сообщают о давлении со стороны застройщика при подписании акта приемки жилья. «Акт не подписала из-за трещин на стяжке (10 этаж). Прораб уговаривал и заверял, что это нормально. Сказал, что не знает, как это устранить и будет только хуже, если все расковырять», - пишет одна из покупательниц квартир. «Недоделки не устранили за целый месяц, говорят, чтоб подписали акт приемки с замечаниями - и все устранят. Хотя в это верится с трудом», - сообщает другой без пяти минут новосел.

«Если квартира с отделкой, там обычно больше бывает мелочей, - рассказал “Общественному контролю” заместитель генерального директора агентства недвижимости “Мой город” Леонид Сандалов. - Если без отделки, то бывает некачественная стяжка или окна вбиты с перекосом. Скрытые дефекты человек обычно не увидит, но есть пятилетний гарантийный срок, в течение которого строительная компания обязана выявившиеся недостатки устранять. А мелочи оговариваются при подписании акта приема-передачи - составляется список недоделок и сроки, в которые строительная компания эти недоделки устраняет. Это не мешает подписанию акта. Конечно, для того, чтобы грамотно этот список составить и возразить, если будут какие-то возражения строительной компании, что якобы все нормально на самом деле, желательно пригласить специалиста-строителя», - отмечает эксперт.

«Когда приходит покупатель и принимает квартиру - он может либо подписать, либо не подписать акт приемки этой квартиры, - рассказывает генеральный директор СРО НП “Объединение строителей СПб” Алексей Белоусов. - Если он не подписывает, составляется перечень недостатков, и застройщик обязан в установленные сроки - это дни, максимум неделя - устранить эти недостатки. Как правило, это происходит. Я знаю десятки случаев, когда возникают проблемы и застройщик берет и за свои деньги исправляет все те недостатки, которые есть, за исключением каких-то вещей, когда, допустим, жителю кажется, что от окон сильно дует. Тогда застройщик, я знаю такие случаи, вызывает тепловизор, он показывает: конечно, дует, но в допустимых объемах».

За пределами квартиры в новом доме часто тоже бывает не все в порядке. Например, далеко не всегда новоселам доступны такие блага цивилизации, как лифты. Их запуска порой ждут по полгода с момента сдачи дома, а бывает - и по несколько лет. Иногда эта проблема решается путем «неформальных договоренностей». «Дом сдали в декабре, лифты сначала пустили, а потом включали только по договоренности с лифтером за 500 р. Заказала мебель, думала - заплачу без проблем и подниму на лифте. Но кто-то пожаловался, тетенька осерчала и перестала включать. Итог: мебель затаскивали силами грузчиков за хорошие деньги», - жалуется на форуме одна из жительниц дома в Выборгском районе.

«У нас за недоделки отвечает Государственный архитектурно-строительный надзор, - говорит на это Алексей Белоусов. - Он выдает акт ввода в эксплуатацию. Поэтому если дом получил акт с теми недоделками и нарушениям, которые мешают жителям нормально жить в этих квартирах, то много вопросов возникает к органу власти. Как он мог принять дом, подписать документ, если там есть такие явные объективные недостатки? Проверяются такие вещи, как работа лифтов, соответствие проектной документации, приведение в порядок территории и многие параметры. Поэтому если дом был принят с неработающим лифтом, то первый вопрос - к нашему госоргану: почему это произошло?»

Благоустройство придомовой территории также зачастую становится проблемой. Нередко застройка идет сразу несколькими корпусами и, когда один из них сдается, другой напротив него еще вовсю строится. В итоге новоселам приходится идти в свое новое жилище по территории стройки, мимо котлованов и грузовиков со стройматериалами.

Леонид Сандалов советует покупателям новых квартир внимательно изучать отзывы о застройщиках: «Есть компании, которые вообще практически без недоделок сдают. В городе они известны - достаточно почитать сайты отзывов о компаниях, и качество строительства там достаточно хорошо видно».

Ремонт при свечах

«В моей квартире… уже второй день нет электроснабжения. Продолжать ремонт при свечах? Лифты не работают. Да они в принципе не могут работать нормально, если дом подключен по времянке! Вчера видел пожилую женщину, которая с огромным трудом, с остановками поднималась, кажется, на 20 этаж...» - возмущается новосел из Приморского района. Еще несколько лет назад чуть ли не каждый дом в Петербурге сдавался подключенным по временной схеме электро-, а иногда и водоснабжения в нарушение действующих строительных норм. Результатом была не только низкая надежность поставок, но и раздутые счета. Не изжита эта проблема до конца и теперь.

«Некоторым строителям при каких-то проблемах деваться некуда, - говорит Леонид Сандалов. - Причины разные бывают. Это может быть из-за монополиста, а может быть из-за жадности застройщика... Проблема в том, что по всем договорам излишняя оплата ложится не на строительную компанию, а на дольщика, то есть он оплачивает увеличенную цену электричества при этой схеме подключения. У строителей нет финансового стимула эти проблемы решать быстро».

Так бывает, «когда объект вводится из-за того, что, скажем “Ленэнерго” не смогло вовремя подтянуть ветку и перевести дом на схему постоянного электроснабжения, но это скорее исключение из правил, - говорит Алексей Белоусов. - По объектам, которые сданы, как правило, уже нет такого, чтобы какой-то дизель-генератор стоял под домом и тарахтел. Сейчас задержки есть, но они связаны с тем, что, пока не переложен основной кабель, питание идет по вспомогательному кабелю, но это на самом деле никак не ощущается на качестве жилья и системе обеспечения электроснабжения».

«Золотые» трубки

Ценность новостроек покупателю дают понять еще до того, как он въедет в свою новую квартиру. «Озвучены доп. расходы: на регистрацию договоров прав собственности - 32 000 руб. На домофон - 4 000 руб. (наверное, с “золотыми” трубками:)), судя по стоимости», - описывает дольщик дома в Приморском районе итоги своего визита в офис застройщика. Продолжают разнообразные поборы управляющие компании новых домов, созданные зачастую самими застройщиками, - так называемые «карманные УК».

«Очень часто карманная управляющая компания для того, чтобы застройщик получил дополнительную прибыль, из кожи вон лезет найти дополнительные расходы», - говорит Леонид Сандалов.

«7 тысяч за двушку 70 м - это как? что это за дополнительное оборудование на 5 тысяч, которое должны мы оплатить - объясните, пожалуйста», - вопрошает на форуме житель другого дома в Приморском районе. «Доп. оборудование, из того, что удалось узнать: это мусорные баки, урны, домофоны, видеонаблюдение...» - отвечает ему кто-то из соседей. Но 7 тысяч - это далеко не предел. Леонид Сандалов рассказывает случай из своей практики: жителю новой квартиры площадью 75 кв. метров выставили квартплату в размере 12 500 рублей.

«Очень часто карманная управляющая компания для того, чтобы застройщик получил дополнительную прибыль, из кожи вон лезет найти дополнительные расходы», - говорит Леонид Сандалов. По его словам, многие жильцы пытаются оспорить эти поборы в суде, но далеко не всегда выигрывают. «К сожалению, если бы они выигрывали всегда - наверное, не делали бы для этого управляющие компании», - разводит руками эксперт.

Еще один способ «относительно честного отбора денег» у граждан - замкнутые коммунальные системы. Они часто создаются в новых жилых комплексах, и у жителей просто нет альтернативы, кому и сколько платить. «Например, сейчас модно газовые котельные на крыше ставить, и все тепло идет от нее, - приводит пример Леонид Сандалов. - И ты физически не сможешь даже по решению суда ни к кому другому подключиться, потому что никаких теплотрасс там нету».

Строительные компании создают «карманные УК» только от безысходности, заявляет Алексей Белоусов. «Безысходность заключается в следующем: строитель несет ответственность за сданный объект - это так называемый гарантийный срок эксплуатации - в течение 10 лет, - объясняет руководитель объединения строителей. - Если в этот период здание будет управляться непрофессионалами, людьми, которые в этом деле не понимают ничего, строитель вынужден будет каждые полгода в судах сидеть и доказывать, что это они в результате своих непрофессиональных действий привели к тому, что протек потолок и потекла крыша, или их рабочий вышел на кровлю и пробил ломиком перекрытия».

Новостройки - под контроль

Конечно, это далеко не все проблемы, с которыми приходится сталкиваться жителям петербургских новостроек. Например, несколько лет назад в городе разразился скандал: жители новых квартир стали массово жаловаться на запах аммиака, который источало их жилище. Точную причину этого так и не нашли, большинство экспертов сошлись на том, что так пахла особая добавка в бетон, которую применяли строители. Страдающие новоселы как могли бились с застройщиками. Полностью вернуть потраченные на дурно пахнущее жилье деньги удалось единицам. Остальные смирились с теми компенсациями, которые предложили строительные компании.

«Общественный контроль» намерен изучить, с какими проблемами еще сталкиваются новоселы в конкретных домах.

Фото http://onf.ru/.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга, в процессе смены деятельности, 45 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии