Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +10 погода в Петербурге
Доллар 62.83
Евро 70.86
Юань 9.14

В Петербурге не нашлось территорий устойчивого развития

 Фото: Олег Тоцкий (wikimedia.org) Фото: Олег Тоцкий (wikimedia.org) До конца 2016 года все российские регионы должны предоставить Минстрою РФ список территорий, которые они будут комплексно и устойчиво развивать в соответствии со вступающим в силу с 1 января 2017 года 373 ФЗ

Федералы ждут, что вовлечение в оборот новых земель позволит ежегодно вводить дополнительно по 5 млн кв. метров жилья. Ленобласть уже заявила в программу почти 380 га неосвоенных земель, а вот Смольный к идее отнесся со скепсисом - у города нет ни площадок, ни денег для их освоения.

Устойчивое развитие предполагает не просто тиражирование отдельных замкнутых кварталов советского образца, но самостоятельных культурно-экономических центров на отдельных территориях

Федеральный закон № 373 Принят Госдумой РФ 24 июня 2016 года, через пять дней одобрен Совфедом, а уже с 1 января 2017 года вступит в силу и станет обязательным к исполнению. Формально закон закрепляет поправки в Градостроительный кодекс в части регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории (ППТ). По факту же речь идет о введении совершенно нового градостроительного института комплексного и устойчивого развития территорий (КУРТ, как его называют архитекторы).

Что такое комплексность, все уже знают - кварталы массовой жилой застройки эконом-класса, обеспеченные всеми видами инфраструктуры. Понятие устойчивости сформулировано в первых статьях закона - если вкратце, то это комплекс мероприятий, связанный с жизнедеятельностью в этих локациях, благополучием жителей и снятием негативных воздействий окружающей среды. Эффект от таких площадок будет очевиден не здесь и сейчас, а для следующих поколений. Устойчивое развитие предполагает не просто тиражирование отдельных замкнутых кварталов советского образца, но самостоятельных культурно-экономических центров на отдельных территориях. Это вполне в духе риторики современных крупных девелоперов: «Нужно думать о том, что мы оставим после себя». Остаются, как правило, очередные квадратные метры.

Как говорят разработчики закона, договоры комплексного устойчивого развития в будущем окажутся принципиально новым видом договора, отличным от ранее предусмотренных в Градкодексе РФ проектов развития застроенной территории (проектов реновации) и договоров о комплексном освоении территории (КОТ). Хотя основная цель поправок остается, по существу, той же - вовлечение в экономический оборот территорий, которые по тем или иным причинам являются неосвоенными или используются собственниками неэффективно.

Две инициативы

Одной из главных новелл закона о КУРТах станет перераспределение ролей в деле инициирования и сопровождения разработки ППТ. Законом вводится два новых вида комплексного развития территории. Так, проект комплексного развития может быть инициирован по желанию правообладателей земли и расположенных на ней объектов недвижимого имущества.

Кроме того, инициировать ППТ могут инвесторы, заключившие договоры о развитии застроенной территории, в том числе в целях строительства жилья экономического класса, собственники инженерных сетей, подлежащих реконструкции, а также энергетики, газовики и нефтяники. При этом в границах таких территорий принадлежащие государству или муниципалитету участки инвестор, подавший заявление на КУРТ, может получить в обход торгов, но жилье построить на них он по закону не сможет - пятна в аренду предоставят под сети, детские сады и дороги. Отметим, что заключать договор о КУРТ инвестор будет все-таки на общих основаниях - через конкурс.

Прописаны в законе и инвестиционные обременения - всю инфраструктуру легально могут переложить на застройщиков, которые по окончании строительства обязаны передать объекты в собственность муниципалов

Кроме того, территория может быть отдана под комплексное устойчивое развитие и по инициативе органа местного самоуправления, и вот здесь подводных камней намного больше. Согласно закону, поводов для выделения территории под КУРТ у муниципалов четыре: если как минимум 50% выделенной территории занимают аварийные постройки (за исключением многоквартирных домов) или объекты самовольного строительства, если снос и реконструкция объектов на половине площадки включены в адресные программы и выделены бюджетные деньги. Четвертый повод - если виды разрешенного использования и параметры расположенных на территории объектов не соответствуют тем, что установлены в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). Формально в Петербурге таких случаев масса: после корректировки Генплана и ПЗЗ в 2014-2016 годах многие городские промзоны уже давно по бумагам стали участками под жилую и общественно-деловую застройку, где надо менять этажность и в принципе - размещать на участке то, подо что он распланирован.

Согласно закону, инвестор на такой территории обязан построить или реконструировать объекты, а муниципалитет - обеспечить строительство сетей, подводящих дорог и улично-дорожной сети, детсадов и школ. Впрочем, прописаны в законе и инвестиционные обременения - всю инфраструктуру легально могут переложить на застройщиков, которые по окончании строительства обязаны передать объекты в собственность муниципалов. Никаких рассрочек, аренд и прочих ухищрений. Также застройщикам поставят жесткие рамки по срокам строительства: в ППТ нужно будет расписать график возведения всех без исключения очередей и нести ответственность за его соблюдения. Притормозить очередь, «смотря по уровню спроса», что очень любят наши застройщики, больше не удастся.

Министерство ждет миллионы «квадратов»

Как рассказали «Общественному контролю» в Минстрое РФ, от регионов федеральный центр ждет кропотливой работы по взаимоувязке местных законов с обновленным Градкодексом. Так, до 1 июля 2017 года власти субъектов должны привести в соответствие с 373 ФЗ правила землепользования и застройки и территориальные схемы. В КГА по поручению губернатора такую работу уже начали: согласно ноябрьскому постановлению, крайний срок внесения поправок в ПЗЗ - 5 июля 2017 года. Тогда же ПЗЗ согласуют с вступающими в силу поправками в 820-й закон «О зонах охраны объектов культурного наследия…».

Кроме того, по поручению российского правительства, до конца года все субъекты РФ должны подготовить предложения для формирования единого реестра территорий, которые в дальнейшем подлежат комплексному развитию, то есть провести масштабную инвентаризацию, выявить неэффективно используемые земли и подать их в заявку Минстрою. Как добавили в министерстве, сейчас АИЖК готовит предложения по вовлечению в оборот в ближайшие три года более 240 земельных участков площадью более 15 тысяч га.

На этих участках можно будет возвести более 100 млн кв. метров жилья. Со следующего года Агентство будет выплачивать около 20 млрд рублей на поддержку таких проектов. «Регионы будут защищать свои проекты на конкурсной основе, обозначенная сумма даст возможность поддержать 20-30 проектов КУРТ, что может дать дополнительные 5 млн кв. м. жилья в год», - рассказали в ведомстве.

Как известно, не так страшен закон, как его подзаконные акты. Их пока нет, а потому участники рынка и специалисты в строительном и имущественном блоках Петербурга и Ленобласти признаются - о законе слышали, но как он будет работать и, самое главное, как его исполнять - непонятно.

А Петербург, судя по всему, распоряжение руководства страны, попросту проигнорирует. На данный момент никакого списка территорий у Смольного на руках нет, рассказал «Общественному контролю» председатель КГА Владимир Григорьев

Тем не менее, в Ленобласти взяли под козырек и подготовили сразу несколько площадок для устойчивого развития. Как сообщил источник в правительстве региона, речь идет о двух больших территориях под Шлиссельбургом - на 168 и 211 га. На первой территории предполагается строительство домов от 4 до 9 этажей, вторую зону отдадут под малоэтажное строительство (до 3 этажей). В администрации муниципалитета не смогли оперативно ответить о точном местоположении участков и их нынешнем использовании. Еще один участок под КУРТ могут отдать в Токсово, но только в том случае если муниципалам отдадут «земли Минобороны». По всей видимости, речь идет о новой попытке вовлечь в оборот огромную территорию Ржевского полигона между Токсово и Лехтуси, о таких перспективах в июле 2016 года «Новой газете» рассказывал глава администрации Всеволожского района Владимир Драчев.

А Петербург, судя по всему, распоряжение руководства страны, попросту проигнорирует. На данный момент никакого списка территорий у Смольного на руках нет, рассказал «Общественному контролю» председатель КГА Владимир Григорьев. По его словам, какой-либо список город сможет подготовить только после корректировки Генплана и ПЗЗ, плановые правки в главный градостроительный документ происходят раз в три года, а значит, территории под комплексное развитие Петербург получит не раньше 2018 года. «Поэтому КУРТы мы получим только через несколько лет, хотя я лично считаю, что они нам не нужны, - признался главный архитектор. - Вот какие критерии отбора участков? 50% самостроя или аварийки. У нас таких территорий просто нет в Петербурге, не под нас писали закон».

По словам господина Григорьева, вряд ли новый закон поможет и программе реновации, ведь проблема не в нормативной базе, а в «деньгах и конфликте интересов». Кроме того, среди городских хрущевок вряд ли наберется аварийных зданий на половину квартала.

«Наконец, там есть шикарная норма по принудительному выкупу. У нас почти вся земля в городе частная, как мы может вмешиваться в деятельность хозсубъектов. Ну представьте - мы придем такие красивые с выкупом к концерну “Гранит-Электрон”, это будет такой взрыв федерального машстаба, что мало не покажется никому», - развел руками чиновник.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей, фрилансер, 31 год Какое место в Петербурге придает вам сил?
Комментарии
Яндекс.Метрика