Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Елена Морозова: В Лахта-центре ждем всех через 2 года

 Фото предоставлено пресс-службой Лахта-центра Фото предоставлено пресс-службой Лахта-центра Когда достроят башню многофункционального комплекса «Лахта-центр», что случится, если небоскребу придется пережить террористическую атаку с воздуха, и так ли плохо обстоят дела с возведением стадиона на Крестовском острове? На эти и другие вопросы «Общественного контроля» ответила директор по строительству МФК Елена Морозова

- Елена Владимировна, на какой стадии сейчас находится строительство МФК, и что вы планируете успеть сделать на площадке до конца года?

- В целом реализация проекта идет в соответствии с графиком. Безусловно, по отдельным этапам есть изменения, где-то задержки, где-то - опережение. Напомню, что проект состоит из нескольких объектов: башня, многофункциональное здание с атриумом, входная арка, стилобат. Отмечу сразу: сейчас они находятся на разных стадиях возведения, что объясняется технологическими особенностями проекта. В конце октября башня «доросла» до отметки в 231 метр - фактически мы уже построили ее наполовину. Напомню, ее высота составит 462 метра, 87 этажей.

Высота башни составит 462 метра - это 87 этажей

В многофункциональном здании (МФЗ) возводятся 8-й - 9-й этажи, для части блоков объекта пройдена отметка в 6 этажей. Это связано с процессом сборки ферм, соединяющих ядра жесткости для МФЗ. Его высотность составит от 20 до 85 метров (от 7 до 17 этажей). До конца года выйдем на отметку в 63 этажа для ядра башни и на отметку в 57 этажей по металлическим конструкциям. По фасадным работам (остеклению) у нас есть некоторая корректировка графика, связанная с задержкой поставок отдельных элементов, однако уже найдены организационные решения, которые позволят наверстать разрыв.

МФЗ до конца текущего года «дорастет» до 12 этажей по металлоконструкциям, и до 10-11 - по железобетону. Визуально уже просматриваются контуры тех общественных объектов, которые здесь появятся: планетария, научно-образовательного центра, зала-трансформера. Уже можно прогуляться по будущему атриуму и подземному логистическому проезду. Гораздо больший объем работ предстоит выполнить в 2017 году. И к этому мы уже начали готовиться. На площадке обязательно появится второй городок строителей. Сейчас мы уже приступили к монтажу инженерных систем, начинаем архитектурные работы. Чтобы воплотить все запланированное, мы должны увеличить и численность рабочих. К середине следующего года она будет достигать 7 тысяч человек в сутки. Пока что на стройке трудятся 4700 человек. А начинали мы с того, что на площадке работали чуть больше сотни человек.

- Не выбиваетесь ли вы из графика? Не получится ли так, что МФК в итоге не успеют сдать в 2018 году, как обещали раньше?

- Корректировка сроков по отдельным видам работ - это, к сожалению, вполне нормальная практика. К примеру, на этапе нулевого цикла было принято решение изменить последовательность работ по фундаменту: сначала выполнить заливку МФЗ, а только потом - самой мощной нижней плиты фундамента башни. Так мы отладили методику, организационные моменты и смогли без сбоев произвести самую большую в мире непрерывную заливку фундаментной конструкции. На общий график работ эти изменения не повлияли. Остальная конструкция фундамента башни, к сожалению, заняла значительно больше времени, чем мы рассчитывали. Как и прежде, по завершению строительства всего комплекса у нас нет и не может быть других сроков, кроме 2018 года. Наша задача - в том, как спланировать и организовать технологию строительства, чтобы все в итоге успеть вовремя.

- Так как это сделать? Есть ли уже примерное понимание, когда точно достроите башню и в МФК начнется переезд структур «Газпрома»?

- Во всех аспектах и этапах работы соблюдение сроков при высоком качестве достигается за счет жесткого производственного контроля и четкой организации. Несмотря на все сроки, никто не собирается применять некачественные материалы или прибегать к скоропалительным решениям. Никто не готов хоть на секунду усомниться в надежности и устойчивости объекта. Это даже не обсуждается. Уверена, что башня будет достроена в марте 2018 года.

Вопрос о том, когда начнется переезд структур «Газпрома», находится, конечно, не в моей компетенции. Но точно могу сказать, что прийти в наш комплекс можно будет осенью 2018 года. По своему опыту могу сказать, что отладка работы сложных объектов после сдачи в эксплуатацию занимает еще несколько месяцев. Нас предупредили о том, что, возможно, придется «задержаться» на площадке после завершения строительства.

- Что вы подразумеваете под фразой о неготовности «усомниться в надежности и устойчивости комплекса»?

- Мы являемся, если так можно выразиться, внучкой «Газпрома» и 100% «дочкой» «Газпром нефти». Соответственно, как у большой компании у нас наряду с действующими строгими нормами законодательства РФ действуют самые жесткие внутренние регламенты в части обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Например, в нашем комплексе предусмотрены механизмы защиты на случай террористической атаки с воздуха. События в Америке с башнями-близнецами 11 сентября 2001 года всем хорошо известны, и никто не хочет повторения трагедии. После этого ужасного случая нормы были скорректированы, потому в нашем комплексе сооружаются так называемые аутригерные этажи. По существу, это технические «пояса», усиливающие конструкцию небоскреба и располагающиеся через 14 обычных этажей. Таких аутригерных уровней в башне «Лахта-центра» четыре. Каждый из них - это сложная двухэтажная конструкция, визуально не отличающаяся от обычных офисных этажей и, также грубо говоря, являющаяся промежуточным фундаментом, обеспечивающим жесткость. Поэтому если даже самолет врежется в башню, то она продолжит стоять вертикально, хоть часть конструкций и пострадает. Это так называемая технология 100% защиты от прогрессирующего обрушения.

Наряду с действующими строгими нормами законодательства РФ у нас действуют самые жесткие внутренние регламенты в части обеспечения безопасности зданий и сооружений

И если в комплексе изначально был продуман даже этот момент, то несколько лет назад я с бесконечным удивлением прочитала в некоторых СМИ, что у нас якобы «поплыли сваи в основании в Финский залив, и мы не знали что с этим делать». Ничего подобного в действительности у нас на стройке не происходило и не могло в принципе произойти. Более того, все конструкции, в том числе и подземные, а также грунты под основанием постоянно мониторятся при помощи тысяч различных датчиков. Информация о состоянии конструкций и работоспособности всех систем будет стекаться в единый диспетчерский пункт в период всей эксплуатации комплекса. Автоматизированные системы обеспечат возможность предотвращать проблемы еще до возникновения даже малейшие неполадки в здании.

В период строительства мы также имеем все данные, даже сверх необходимых, о том, как ведут себя сваи, фундамент. В частности, показатели по осадке здания существенно ниже проектных - это говорит о том, что все расчеты верны, работы выполнены хорошо, а наша жесткая система контроля дает свои результаты.

Еще раз подчеркну: мы не имеем права на ошибки, форс-мажорные обстоятельства. Кроме проверок, согласно собственным внутренним регламентам, площадку постоянно инспектирует Ростехнадзор. Вашему изданию стало известно о претензиях ведомства, которые возникли к нам летом 2016 года по вопросам пожарной безопасности при строительстве, как сочли тогда чиновники. По результатам повторной проверки все вопросы сняты.

Со стороны заказчика, генподрядчика, строительного контроля и государственных органов ведется постоянный, многоступенчатый, перекрестный контроль за всеми аспектами строительства. Мелочей для нас нет, так же как и компромиссов в вопросах, касающихся безопасности.

- Сейчас строителей призывают массово прибегать к технологиям импортозамещения. Применяете ли вы их?

- Там, где это возможно - естественно. И доля отечественных составляющих довольно велика. Но, к сожалению, для такого уникального объекта, как наш, есть элементы, которые невозможно или крайне трудно найти в России. Это, например, отдельные виды металлоконструкций из высокопрочной стали, элементы фасадов. И дело даже не только в том, что их у нас вообще не производят или производят крайне мало, а в том, что за последние десятилетия в нашей стране утрачены навыки и желание качественно работать.

Людей рабочей специальности, которые умеют что-то делать хорошо руками, крайне мало. Мы посещали российские заводы с целью изучения собственных перспектив. Производственники поголовно жалуются, в том числе в таких металлургических регионах, как Урал, что сварщик шестого разряда только один на два предприятия. В советское время был такой перекос, когда инженеры получали заплату в 120 рублей, а рабочий Кировского завода мог зарабатывать до 500 рублей в месяц. И он никогда не стремился к высшему образованию, потому что имел больше денег, ограниченный график и понятную работу.

Вполне возможно, что мы скоро к этому вернемся. И поэтому, если мы действительно хотим серьезно заниматься импортозамещением, а не разговорами о нем, то нужно начинать с возвращения к качественной системе подготовки кадров в отрасли, в том числе и на уровне сварщиков, монтажников и т. д. Импортные технологии вполне можно освоить, если будет, кому думать и работать. Тогда и металла, который мы сначала продаем за границу, а потом закупаем в качестве металлоконструкций, начнет хватать не только на военные цели и стадионы к мундиалю, но и на гражданское строительство. Хорошо, что хоть наш стадион возводят с точки зрения металлоконструкций на вполне приемлемом уровне, в чем у меня был шанс лично убедиться.

- Что вы имеете в виду?

- Мне довелось побывать недавно на стройплощадке стадиона на Крестовском острове. После всего того, что я прочитала в СМИ о возведении этого объекта, я была готова к худшему. Напомню, при строительстве стадиона были использованы металлические конструкции, подобные тем, что применяются в мостостроении и отчасти у нас. Как специалист могу сказать, что они сделаны хорошо.

У меня остались в итоге только приятные впечатления. За стадион, как минимум, за верхнюю несущую конструкцию, можно быть вполне спокойным. Как она в итоге будет двигаться - это другой вопрос.

- Раньше существовали планы по строительству пешеходного моста к «Лахта-центру»? Появится ли в итоге переправа?

- Напомню, что по теоретической схеме развития транспортной инфраструктуры предполагалось два виадука: один из них должен был быть расположен в северо-восточной части комплекса - это транспортный мост. А в сторону парка 300-летия должна была вести пешеходная переправа - мы делали для него проект. Все это знают. Но о дальнейших решениях Санкт-Петербурга по этому проекту мне ничего не известно. На сегодняшний момент, в соответствии с планами города, автомобильный мост должен быть построен до 2018 года. Надеемся, к моменту готовности «Лахта-центра» обязательства города будут выполнены, что даст возможность удобно добираться пешком и на всех видах транспорта.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Мария, финансист, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии