Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Гаражные войны заполыхали от центра до окраин

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform «Гаражные войны», несколько лет назад бушевавшие на периферии Петербурга, перемещаются в центр. Первая «горячая точка» уже появилась. Всего под угрозой интересы нескольких тысяч человек. И далеко не все они сдадутся без боя

Утро 8 ноября, как говорят в таких случаях, не предвещало беды. Внезапно в мирный сон гаражного кооператива на углу Кирочной и Новгородской улиц ворвался грохот трактора. Чуть позже к нему прибавился скрежет сорванных ворот. Ворота были не просто сорваны - трактор переехал их несколько раз. Серьезные люди, сопровождавшие трактор, пояснили шокированным гаражникам, что со дня на день их гаражи начнут сносить.

Владельцы гаражей уверены, что предприниматели претендуют на их территорию незаконно

Как выяснилось, участок площадью 3 тысячи кв. метров предоставлен компании ООО «Культурный центр “Даргов”» под строительство объекта культуры и искусства. Проект курирует Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга, но что конкретно там планируется построить, в пресс-службе комитета не сообщают. Известно лишь то, что бизнес-партнеры учредительницы «Культурного центра» занимались строительством торговых и бизнес-центров.

Но владельцы гаражей уверены, что предприниматели претендуют на их территорию незаконно. Граждане объединены в КАС № 29 Ленинградского военного округа, и у каждого из них есть договор бессрочной аренды, утверждает председатель кооператива Борис Нечкин. Власти города с этим не согласны.

«Земельный участок не обременен арендными отношениями», - заявили «Общественному контролю» в Администрации Центрального района, организовавшей снос по предписанию Комитета имущественных отношений. Военный госпиталь, на территории которого расположен КАС, в 1990-е годы передал эту землю городу, поясняют чиновники. «У нас есть свои юристы, которые этим занимаются, - спорит Борис Нечкин. - Они утверждают, что наши документы обладают силой, и, если мы пойдем в суд, то мы подтвердим свои права». На днях гаражники направили в Администрацию Центрального района претензию с требованием восстановить ворота кооператива и компенсировать их стоимость, которую они оценили ни много ни мало в 200 тысяч рублей.

Вероятно, борьба за участок предстоит нешуточная.

Первый раунд

Страсти вокруг гаражей в Петербурге уже давно не кипели. Но то, что происходило во времена губернатора Валентины Матвиенко, иначе как «гаражными войнами» не называли.

Это был период инвестиционного бума: инвесторам была нужна земля, которую зачастую занимали огромные гаражные массивы. Наиболее крупные из них были снесены ради строительства Западного скоростного диаметра, а также жилого комплекса «Северная долина» в Парнасе. Памятен и фейковый проект строительства сети паркингов, итоги которого ранее подводил «Общественный контроль».

Тактика «тракторных атак» была отработана еще тогда. Кроме срыва ворот практиковался также срыв дверей самих боксов. После этого гаражникам обычно уже ничего не оставалось, кроме как собирать свои пожитки и покидать разрушенное имущество.

Впрочем, попытки сопротивления все же были. Владельцы гаражей объединялись в профсоюзы, устраивали пикеты, становились перед тракторами в живые щиты. Но единственное, чего удалось добиться общественной активностью, - это принятие городского закона о компенсациях за снесенные гаражи. Да и то - выплаты сильно недотягивали до рыночной стоимости потерянного имущества.

Второй раунд

В реальности сносы гаражей продолжаются и сейчас, хотя громких скандалов не слышно уже давно. По данным Комитета имущественных отношений, в 2015 году за компенсациями за снесенный гараж обратились 550 человек, в 2016 году - 196. Есть все основания считать, что история с коллективной автостоянкой на Кирочной улице может стать первым звонком в новом раунде «гаражных войн», только уже не на периферии, а в центре города.

«В центре Петербурга гаражные массивы представлены в гораздо меньшем объеме, чем в периферийных районах», - рассуждает руководитель отдела стратегического консалтинга компании Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев. «Как и любые территории в центральных районах города, они, безусловно, интересны для инвесторов с точки зрения их редевелопмента», - продолжает он и констатирует: «Планы редевелопмента таких территорий обычно вызывают неодобрение у жителей районов».

Поскольку общегородских списков гаражей не существует, «Общественный контроль» самостоятельно сделал примерный подсчет площадей, занятых коллективными автостоянками, а также числа боксов в четырех центральных районах города: Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском и Петроградском.

В 2015 году за компенсациями за снесенный гараж обратились 550 человек, в 2016 году - 196. Есть все основания считать, что история с коллективной автостоянкой на Кирочной улице может стать первым звонком в новом раунде «гаражных войн», только уже не на периферии, а в центре города

Как оказалось, больше всего гаражей в Василеостровском районе - около 5700 единиц на площади 21,98 га. Далее с большим отрывом идут Адмиралтейский (125 боксов, 0,36 га), Центральный (120 боксов, 0,38 га) и Петроградский (46 боксов, 0,14 га). То есть в общей сложности получается около 6 тысяч собственников, чьи интересы оказались под угрозой.

Немаловажным фактором на новом этапе «гаражной войны» станут личности этих людей. Среди автовладельцев в центральных районах гораздо выше доля тех, кто обладает связями, административными, в конце концов, финансовыми ресурсами. Например, на Васильевском острове интересы гаражников представляет генерал авиации Вячеслав Лонгиненко, председатель районного отделения Всероссийского общества автомобилистов. «Участки, которые находятся под гаражами Василеостровского района, - они на торги не выставляются, снос происходит только по плану федерального строительства», - заявил он «Общественному контролю».

Впрочем, у противоположной стороны тоже будет свой ресурс, поэтому кто возьмет верх в каждом случае, можно только догадываться.

Председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов указывает еще на один аспект проблемы. «Люди-то, может быть, оттуда и выйдут, но машины куда ставить? Вопрос с парковкой не решен сегодня в принципе», - указывает он. «Если такая тенденция в городе будет происходить, то возникнет автомобильный коллапс реальный совершенно», - заявляет эксперт. «Вопрос сложный, я думаю, что надо с городом совместно этот вопрос решать и просто так огульно сносить гаражи - это неправильная позиция», - резюмирует он.

Кстати

Еще одна «горячая точка», связанная с гаражами, тем временем появилась во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга. Недавно стало известно о том, что городские власти передали одной из структур компании «Строительный трест» участок на Малой Бухарестской улице под строительство жилого дома. Сейчас там расположено 2100 гаражей Всероссийского общества автомобилистов. Договор аренды с гаражниками был расторгнут, инвестор предложил компенсации в размере 9,5 тысячи рублей за один железный гараж и 51 - 56 тысяч - за бетонный. Граждане считают эти суммы неадекватными и не понимают, где им теперь хранить свой автотранспорт. По иронии судьбы, инвестор пришел на участок с гаражами после того, как из-за протестов местных жителей не сумел реализовать свой проект на проспекте Тореза, где расположен велотрек. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кирилл, бухгалтер, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии