Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Осажденные усадьбы: Гостилицы штурмует новодел

 Фото из архива группы рядовой экологии «Эра» Фото из архива группы рядовой экологии «Эра» На территории старинной усадьбы Гостилицы - объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО - возводится двухэтажный дом. Это стало причиной разгоревшегося конфликта. Власти Ленобласти и защитники культурного наследия настаивают на сносе возводимого здания, а его владелец заявляет о законности своих действий

Дело рассматривается в Ломоносовском районном суде (истец - областной комитет по культуре). Эксперты опасаются непредсказуемости решения. Но страшнее всего то, что это не единственный на территории старинной усадьбы новодел, в законности которого местные власти и активисты сомневаются.

Подробности приусадебного скандала

«Нет никакого намека на старый фундамент старого дома, который когда-то здесь якобы находился - новое кирпичное здание строится точно “с нуля”, причем разрешительной документации никто не видел», - прокомментировал ситуацию «Общественному контролю» член Совета Национального комитета Международного совета по сохранению памятников (ИКОМОС), исполняющий обязанности руководителя специализированной группы рядовой экологии «Эра» Николай Лаврентьев. О том же говорится в официальном ответе на письмо ИКОМОС председателя комитета по культуре Евгения Чайковского: «Исковое заявление о сносе незаконно возведенного строения подготовлено и направлено нами в Ломоносовский районный суд».

Чиновник утверждает, что никаких обращений о согласовании строительных работ на территории усадьбы Гостилицы не было, значит речь идет о нарушении застройщиком требований п. 172 Руководства по выполнению Конвенции 1972 года об охране Всемирного культурного и природного наследия.

В свою очередь местная власть - муниципалы «Гостилицкого сельского поселения» - информируют: «Земельный участок, на котором возводится новодел, в собственность или аренду никому не передавался - земля принадлежит государству».

Местные жители припоминают, что на месте строительства действительно когда-то был деревянный дом несравнимо меньших размеров, и хозяин решил его перестроить. «Ничего не меняю в параметрах, сейчас занимаюсь реконструкцией крыши, - заявляет Владимир Вериго. - Старый дом здесь стоял больше шестидесяти лет, действую на законных основаниях. Документы в порядке, готов предъявить их суду».

В сентябре 2010 года Ломоносовский суд действительно признал за Вериго Владимиром Олеговичем право собственности на 1/2 долю жилого дома 1957 года постройки (того самого, уже отсутствующего, деревянного), общей площадью 60,5 кв. метра, жилой площадью 31,8 кв. метра, с двумя верандами, крытым крыльцом и сараем. Новодел несравнимо больше - выше и шире...

Как в Гостилицах, так и среди защитников объектов исторического наследия у Владимира есть сторонники и противники. Многие из них резонно говорят: наверно, надо сносить заслоняющий красоту новодел, но где красота? Кто поднимет Гостилицы из руин?

«Рублевое» право

Власти Ленобласти, чтобы определиться с защитой старинных усадеб, составили их реестр. Причем выделили в особый список находящиеся на грани смерти архитектурные ансамбли. Начался процесс передачи усадеб из федеральной в областную или муниципальную собственность, за что активно выступает и музейная общественность.

«Там, где в усадьбах работают музеи, ситуация более-менее нормальная - строения, в которых они находятся, без поддержки разных уровней не остаются. Заброшенные и полуразрушенные исторические здания - иное дело. Хорошо, если объект включен в федеральный проект “Сохранение культурного наследия России”. Но многие исторические строения вообще не имеют статуса. У нас учтено около 200 усадеб, и примерно столько же находится на грани исчезновения или остаются в забвении», - комментирует ситуацию директор музея «Приютино» Леонид Мазур.

Проблема, как считает эксперт, многие годы и десятилетия заключалась в том, что чаще всего объектом охраны становились отдельные здания, а усадебный комплекс в целом не рассматривался. Региональные власти пытаются это исправить.

Они предлагают разрешить добросовестным предпринимателям арендовать старинные усадьбы за символическую плату - таков смысл законопроекта, который, как уточняют чиновники, парламентом региона будет принят в мае текущего года. Документ позволит арендовать объекты культурного значения буквально «за рубль», но с условием, что владельцы будут поддерживать их в должном порядке, не допуская на приусадебных территориях новодела.

К несчастью, давно утратили силу таблички «Охраняется государством» на руинах многих исторических объектов. Поэтому областная власть настаивает на передаче региону целого ряда объектов. Проблема одна: без федеральной поддержки обойтись трудно - чаще всего, восстановление требует неподъемных средств. В этом смысле «рублевое» право на аренду - выход - без масштабных инвестиционных проектов. Ведь не только уникальный гостилицкий памятник архитектуры XVIII-XIX века - в руинах: от разрухи и запустения страдают многие исчезающие объекты культурного наследия (из всех приусадебных построек реконструкции дождался только храм).

«Вы задумывались, почему желающих взять в аренду усадьбу - единицы? Думаю, что даже самых предприимчивых и небедных людей, помимо непостоянства законодательства, останавливает требование не просто восстановить объект исторического наследия - реставрировать его с учетом требований ГИОП. Скажем, создавать необходимую инфраструктуру там, где ее двести лет назад не существовало - полбеды, беда - быстро и безболезненно согласовать такого рода работы. И уж совсем никому из потенциальных арендаторов, даже если им предложат аренду ценой один рубль, не понравится обременение в виде “забравшихся” на приусадебную территорию самозванцев - любителей новоделов, бойко пользующихся отсутствием строгих правил - законодательных и прочих. Порядок в этом деле мешает навести отсутствие четких, а главное - “долгоиграющих” правил».

По мнению эксперта, если один несогласованный дом снесут, будет создан прецедент, но концептуально что-то вряд ли изменится, ведь есть и другие такие же новоделы. В Ленобласти создается реестр памятников культурного наследия. Он постоянно пополняется. Жаль только, что утраченное уже не вернуть.

Ранее областной комитет отправлял в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом заявки на финансирование работ по сохранению объекта культурного наследия в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)» на 2016 и 2017 годы. Средства так и не были выделены, а год назад усадебный комплекс (23 объекта) поступил в оперативное управление федерального Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры. Но без участия региона в его спасении не обойтись.

Исчезающие ценности

Один из крупнейших областных скандалов, также связанных с объектами культурного наследия ЮНЕСКО, начался в 2010 году и продолжался три года. Тогда близ памятника культуры - научного городка врача-физиолога Павлова (Всеволожский район Ленобласти) - планировалась большая стройка на земельных участках площадью около 2,7 га и 4 га, которые Росимущество распорядилось передать в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (фонд РЖС). Но, во-первых, выяснилось, что эти земли входят в территорию, охраняемую ЮНЕСКО, и скандал может выйти на международный уровень, а во-вторых, ученые забили тревогу, опасаясь, что под угрозой окажутся их изыскания - соседство с огромным жилищным комплексом до смерти испугает испытуемых обезьян (это единственное место в России, где физиологи исследуют человекообразных обезьян, вольер для них, к слову, как весь академгородок, представляет историческую ценность).

В общей сложности на территории региона - около 200 старинных усадеб со статусом объектов культурного наследия (в том числе 22 - федерального значения, 20 - регионального, а «львиная доля» - 144 - вновь выявленных объектов культурного наследия), до сих пор находившихся в забвении

Под нажимом общественности, региональной власти и зорким оком отечественных и зарубежных защитников объектов культурного наследия и природоохранных территорий фонд РЖС отступил…

А в минувшем 2016 году общественность и депутаты вспомнили о скандально известном земельными распрями пункте 172 Руководства по выполнению Конвенции 1972 года об охране всемирного культурного и природного наследия в пылу баталий, развернувшихся в связи со строительством коттеджей на рубежах обороны Ленинградского фронта 1941-1943 годов на правом берегу Невы во Всеволожском районе Ленобласти.

Дворцово-парковый ансамбль XVIII - XIX веков «Усадьба Гостилицы» - только один из примеров исчезающих ценностей, пострадавших от времени и невнимания общества. В общей сложности на территории региона - около 200 старинных усадеб со статусом объектов культурного наследия (в том числе 22 - федерального значения, 20 - регионального, а «львиная доля» - 144 - вновь выявленных объектов культурного наследия), до сих пор находившихся в забвении.

Для сравнения: по данным Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), на территории Ленинградской области сто лет назад - в 1917 году - насчитывалось более 2 тысяч дворянских имений.

Напомним, что осенью 2015 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил положение о предоставлении в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия. В перечень вошли разрушающиеся памятники архитектуры, включенные в единый государственный реестр и относящиеся к федеральной собственности. Арендатору необходимо за 7 лет привести руины в порядок, только после этого он вправе сдавать здание в субаренду.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Анастасия, бухгалтер, 25 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии