Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

ЗакС приговорил самострой к «ночи длинных ковшей»

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Депутаты городского парламента приняли в первом чтении законопроект, который грозит кардинальными переменами владельцам самостроя. Теперь решать вопрос о его сносе будет не суд, а Смольный. Сами парламентарии готовы признать, что в Петербурге документ способен вызвать повторение московской «ночи длинных ковшей», ведь демонтировать по нему можно будет практически все, что захотят чиновники: дом, коттедж, летнюю террасу кафе, ларек…

Документ о внесении поправок в городской закон с размытым названием «О градостроительной деятельности в Петербурге» представил глава Комитета по законодательству ЗакСа Денис Четырбок. Он пояснил, что корректировки необходимы в связи с июльскими новеллами 2015 года в Гражданский кодекс РФ. Согласно положениям части 4 статьи 222 ГК РФ, за снос самовольных построек, возведенных в зоне с особыми условиями использования, то есть на территории общего пользования или в полосе отвода инженерных сетей, должны отвечать муниципалы. А в случае городов федерального значения - исполнительные власти Москвы и Петербурга. Такие же полномочия чиновники получат по сносу объектов на землях, не предоставленных под строительство в установленном порядке.

Раньше демонтировать самострой можно было исключительно на основании решения суда.

До года на раздумье

Кто конкретно будет отвечать в Смольном за вынесение решения о сносе того или иного объекта, господин Четырбок уточнить не смог. Глава Комитета по законодательству сообщил лишь, что этим вопросом (равно как и подготовкой конкретного механизма демонтажа самовольной постройки) еще только предстоит заняться чиновникам. Однако нетрудно предположить, что соответствующие полномочия, скорее всего, получит новый комитет Смольного по контролю за имуществом.

Соответствующие полномочия, скорее всего, получит новый комитет Смольного по контролю за имуществом

Сейчас это ведомство создается на базе Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости, которая с момента создания и занималась в городе вопросами сноса.

После того, как чиновники решат, что объект появился на незаконных основаниях¸ его собственнику в течение недели придет извещение. Владельцу дадут определенное время на добровольный демонтаж объекта в зависимости от типа конструкции, но не более 12 месяцев.

Если гражданин или юридическое лицо откажется пойти навстречу чиновникам, то сносом, вероятно, займется подведомственный КИО «Центр повышения эффективности использования государственного имущества» Эта организация уже прославилась при сносе многочисленных ларьков на Сенной площади и анонсировала аналогичную акцию для Апраксина двора.

Во втором случае, правда, до дела пока так и не дошло. В конце апреля этого года Смольный объявил третий по счету конкурс на разработку концепции развития Апраксина двора.

Как заверил Четырбок, возможность оспорить в суде законность решения чиновников о сносе у граждан останется. Это произойдет в том случае, если судья согласится наложить обеспечительные меры и дать собственнику самовольной постройки время на сбор документов. Однако здесь гражданам надо понимать, что придется оплачивать исковые пошлины и судебные издержки в случае проигрыша.

Примечательно и то, что нормы о возможности оспаривания в суде в тексте документа пока не прописаны.

Хитрости терминологии

Депутатов больше всего волновал вопрос, что конкретно понимается под термином «самовольная постройка». «Например, если мы говорим о летних террасах кафе, они тоже попадают сюда? А о коттеджах, о ларьках?» - поинтересовался «яблочник» Михаил Амосов. Четко ответить Денис Четырбок не смог. «В общем, это любое строение, возведенное на земельном участке, на который у собственника нет правоустанавливающих документов. В научном сообществе сейчас ведется широкая дискуссия на эту тему. Много споров и у юристов», - был вынужден констатировать глава Комитета по законодательству.

Мэр Москвы господин Собянин в ответ на протесты сотен предпринимателей, а у многих из них были правоустанавливающие документы, заявил, что все это “ничего не значащие бумажки”

Парламентарий Борис Вишневский напомнил, что новеллы части 4 статьи 222 ГК РФ уже были «применены в Москве в полный рост». «Многие прекрасно знают, что такое “ночь длинных ковшей”, когда со ссылкой на Гражданский кодекс мэрия Москвы организовала массовый снос торговых павильонов. При этом чиновники грубо нарушили свои же установленные правила: они никого не оповещали и не ждали даже хотя бы два месяца. Затем мэр Москвы господин Собянин в ответ на протесты сотен предпринимателей, а у многих из них были правоустанавливающие документы, заявил, что все это “ничего не значащие бумажки”. При этом оспорить решение властей в московских судах у бизнеса не получилось. А гражданам осталось только все проглотить. Теперь та же “ночь длинных ковшей” ждет и Петербург», - подчеркнул депутат.

Он также добавил, что отсутствие сопротивления бизнеса в Москве привело в итоге к появлению программы реновации «хрущевок», которая вызывает массу протестов и недовольство у населения. «Теперь ее хотят распространить на все регионы, а это значит, что и петербуржцы могут фактически лишиться права собственности на свои квартиры», - заключил Вишневский и попросил зафиксировать в законопроекте ответственность чиновников за публикацию в интернете и СМИ списка объектов, признанных самостроем, рассылку извещений, соблюдение графиков сноса и т.д.

Московский опыт применения новшеств ГК припомнил и депутат Алексей Ковалев. «По существу, там произошла тотальная зачистка от неугодных властям пользователей в пользу каких-то других. В этой норме, как и во всем, что идет из Москвы, на мой взгляд, заложен произвол и откровенная коррупционная составляющая, так как признать незаконным при большом желании можно практически все», - отметил он.

Оппозиционные парламентарии просили отсрочить второе чтение документа хотя бы до осенней сессии, но в итоге на поправки дали всего две недели. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Валентин, учитель, 34 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии