Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Новому Генплану Петербурга велели ждать

 Фото: Роман Пименов/«Интерпресс» Фото: Роман Пименов/«Интерпресс» Разработка нового Генплана Петербурга опять отложена до лучших времен. В Смольном утверждают: в заморозке виноват федеральный центр, вновь пересматривающий стратегию развития страны в целом. Участники рынка признаются, что главный городской документ развития все больше напоминает химеру: сотни нереализуемых проектов и фатальная оторванность от реального положения дел в городском хозяйстве

О необходимости принятия нового Генплана Петербурга и в Смольном, и в Законодательном собрании начали говорить еще с 2009 года. Утвердить его хотели к 2015 году, когда истекал срок ныне действующего документа, принятого в 2005-м и рассчитанного на десятилетний период.

На протяжении восьми лет с каждым новым календарным годом и началом очередной парламентской сессии чиновники и парламентарии обещали сосредоточиться на подготовке нового документа. Тем не менее за прошедшее время дело так с мертвой точки и не сдвинулось. Два года назад ныне действующий Генплан пришлось продлить на расчетный период до 2018 года. В 2016-м НИЦ Генплана заверял, что техзадание на новый документ уже имеется. Представить его в готовом виде намеревались уже к осени этого года.

Но, как и предсказывал «Общественный контроль», верстка и утверждение нового Генплана будут опять перенесены - как минимум на несколько лет. Впрочем, на сколько конкретно - в Смольном пока сказать не могут.

Неэффективные расходы

Еще в январе этого года председатель комиссии по городскому хозяйству ЗакСа Сергей Никешин сообщил, что уже в 2018 году по новому Генплану в Петербурге пройдут общественные слушания, после чего городской парламент утвердит документ.

Однако буквально через три месяца, в конце апреля этого года в ходе ежегодного отчета перед ЗакСом губернатор Георгий Полтавченко неожиданно для всех заявил: таким планам воплотиться в жизнь... не суждено.

Полтавченко: «Долгосрочные интересы города и государственный подход заставляет нас отодвинуть разработку нового Генерального плана, но принять его не позднее 1 января 2020 года».

«Долгосрочные интересы города и государственный подход заставляет нас отодвинуть разработку нового Генерального плана, но принять его не позднее 1 января 2020 года», - заявил он депутатам.

Глава Северной столицы пояснил: сейчас в федеральном центре разрабатываются стратегия социально-экономического развития Российской Федерации, стратегия пространственного развития РФ и долгосрочный прогноз социально-экономического развития страны. «После их утверждения в 2018-м мы будем обязаны в течение года привести в соответствие с ними все городские долгосрочные планы. С городской стратегией-2030 особых проблем и серьезных затрат не возникнет. Это в большей степени работа с документами. А вот заново переделывать только что принятый Генплан - я считаю неэффективным расходованием бюджетных средств», - сообщил градоначальник и привел пример с уже имеющимися прогнозами Москвы по развитию транспортно-логистического комплекса.

Так, согласно расчетам федеральных чиновников, в горизонте 2030 года Петербург будет принимать до 200 млн тонн грузов в год. В то время как в городских документах этот показатель составляет всего лишь 120 млн тонн. «Это значит, что основа нашего Генплана - транспортный каркас - гарантированно не справится. И все расчеты по доступности, а значит, и составу объектов капитального строительства окажутся несостоятельны. Придется все переделывать заново не только в транспортной, но также в социальной, инженерной и других сферах», - сказал Георгий Полтавченко.

Отстал от жизни

Впрочем, официальная версия вынужденной «остановки по требованию» сводится не только к жесткой привязке к федеральной концептуальной документации.

Город из года в год хронически не справляется с предусмотренными в действующем Генплане нормативами по обеспеченности граждан жильем, социальными объектами, парковками и т.д.

Как пояснил «Общественному контролю» глава комитета по градостроительству и архитектуре Смольного Владимир Григорьев, город из года в год хронически не справляется с предусмотренными в действующем Генплане нормативами по обеспеченности граждан жильем, социальными объектами, парковками и т.д.

Так, например, согласно документу, к 2015 году на одного горожанина уже должно было приходиться 28 «квадратов» жилья. Между тем, как рассказал Полтавченко в отчете перед депутатами за прошлый год, на 2016 году этот показатель не превысил и 25 кв. метров. Причем шел Петербург к этой цифре пять лет. В отчете 2017 года градоначальник подобную тему почему-то вообще не затронул.

Еще хуже обстоит ситуация с дорогами в новых кварталах. Так, например, в апреле этого года стало известно, что городские чиновники разработали проект решения транспортных проблем семи крупных жилых кварталов. На эти цели попросили выделить 50,5 млрд рублей. Между тем, как признали в КРТИ, речь идет о том, чтобы построить то, что уже и так запланировано. «Все эти объекты предусмотрены и генеральным планом, и проектами планировок территории, которые разработаны, в том числе, и застройщиками», - объяснили тогда в КРТИ.

«С учетом комплекса всех этих факторов вполне целесообразно пока повременить и выполнить хотя бы уже заложенное», - подчеркнул Владимир Григорьев. Однако сообщить, на какой конкретно срок откладывается верстка основного градостроительного документа, чиновник так и не смог. Пока что в Смольном видят выход в очередном продлении расчетного срока действующего Генплана.

Планы на бумаге

С тем, что в существующих условиях торопиться с принятием нового Генплана не стоит и лучше действительно довести до ума имеющийся документ, согласны эксперты и участники рынка.

На условиях анонимности эксперты отмечают, что «зачастую складывается ощущение, будто бы подобные бумаги специально разрабатываются так, словно никто и не планирует их изначально реализовывать».

На условиях анонимности они отмечают, что «зачастую складывается ощущение, будто бы подобные бумаги специально разрабатываются так, словно никто и не планирует их изначально реализовывать».

За примерами ходить далеко не надо. Изначально трасса успевшего стать скандальным Восточного скоростного радиуса в действующем Генплане была проложена по территории ИК 7 «Яблоневка».

«Все прекрасно понимали, что вынести этот объект никогда не получится или для этого требуются сумасшедшие деньги, которых ни у кого нет. Видимо, в Смольном раньше рассчитывали, что до реализации этого проекта дело никогда не дойдет. Но времена изменились, проекту было дано добро. В итоге сейчас документ приходится корректировать исходя из реальных условий. Потому - чем плодить новую фантазийную бумажку, лучше наконец-то подготовить хоть одну соответствующую действительности», - утверждают источники, знакомые с ситуацией.

По словам руководителя Центра ЭКОМ Александра Карпова, в ныне действующем Генплане предусмотрено «огромное количество мертвых и в принципе нежизнеспособных транспортных и дорожных проектов, от которых стоило бы избавиться. Такие объекты, скорее всего, никогда не будут построены. Но тем менее благодаря их наличию в Генплане застройщики успешно продают жилье, обещая своих покупателям в будущем дороги, метро и т.д.», - отмечает эксперт.

В ныне действующем Генплане предусмотрено «огромное количество мертвых и в принципе нежизнеспособных транспортных и дорожных проектов, от которых стоило бы избавиться».

При этом в Генплане некоторые запланированные к строительству трассы проходят через… жилые дома, объекты культурного наследия, скверы и парки. «Например, такая ситуация сложилась с домом на Обводном канале, 66. Аналогично дело обстоит со зданиями на Биржевой линии, 8 и 10. Нас заверяют, что такие проекты не будут реализованы, но почему-то убирать их из Генплана тоже никто не торопиться. Равно как и исправлять кучу других ошибок», - говорит Карпов.

Такая же ситуация - с несколькими крупными объектами транспортной инфраструктуры. Например - 7-й магистралью, которая пройдет от Арсенальной набережной на север через Удельный парк. Эта трасса «болтается» в Генпланах города с 70-х годов, но выкинуть ее чиновники не могут - или не хотят. Например, глава НИПЦ Генплана Юрий Бакей рассказывал «Общественному контролю», что трасса просто жизненно необходима, а вот источники все в том же институте утверждают, что для трассы просто невозможно оборудовать необходимое по нормативам количество съездов (каждые 5 километров).

Та же картина с Блан-Менильской развязкой в Петергофе - реализовать ее в правовом поле просто невозможно: ставить опоры в Английском парке, объекте культурного наследия, нельзя. Но чиновники все равно отказываются вычеркнуть проект.

Участники рынка на условиях анонимности утверждают, что сохранять все эти мифические проекты по «улучшению транспортной доступности» чего-нибудь и когда-нибудь чиновников заставляет страх ответственности и амбиции. «Например, о проблемах с трассировкой того же ВСР вице-губернатору Игорю Албину сообщили практически сразу, но на фоне проблем со стадионом, всех этих неприятных для публичного политика историй, ему хочется запомнится городу не только в качестве строителя ЗСД, стадиона, но и еще как минимум одного мегапроекта, а кроме восточного радиуса, у нас их больше и нет», - говорит собеседник. По этой же причине, по всей видимости, город никак не может расстаться с планами по легкорельсовому трамваю (сейчас транспортный блок нарисовал аж целую россыпь новых веток: в Шушары, в Славянку, в совхоз «Детскосельский») и все переносит «Аэроэкспресс».

Очень показательна в этом плане позиция КРТИ. В новой схеме развития транспортной системы города (до 2043 года), которую комитет презентовал в этом году, есть так называемое «малое» кольцо метрополитена. В беседе с корреспондентом «Общественного контроля» источник в КРТИ без купюр объяснил эту инициативу: «А к нам пришли из КЭПиСП Ульяновой (Елена Ульянова, экс-глава комитета. - Прим. ред.) и сказали - сделайте нам как в Москве. Почему у них несколько транспортных колец, а у нас до сих пор ни одного? Мы столица или нет? Ну, вот мы и рисуем эти кольца»...

Между тем существует и еще одно распространенное на рынке мнение о том, почему Смольный теперь решил отложить новый Генплан в долгий ящик. Дело в том, что полномочия губернатора Петербурга Георгия Полтавченко истекают в… 2019 году. И градоначальник, возможно, считает: новый курс для Петербурга пусть проложит кто-нибудь еще.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга, координатор движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга», 26 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии