Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Приоритетные проекты выполнены наполовину

 Фото: wikipedia.org Фото: wikipedia.org Из 45 инвестпроектов Северо-Запада, признанных приоритетными в 2012 году, реализованы 11. Еще столько же остановлены. Сейчас готовится обновленный перечень, который может стать в полтора раза объемнее. При этом процедуру отбора проектов предложено ужесточить

На прошлой неделе в аппарате полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе прошло первое в 2017 году заседание экспертного совета АНО «Стратегическое партнерство “Северо-Запад”». Одной из центральных тем обсуждения стал перечень приоритетных инвестиционных проектов СЗФО. Он был утвержден указом на тот момент председателя правительства РФ Владимира Путина в 2012 году и включал 45 позиций. Эти проекты являются частью плана реализации Стратегии социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 года. Стратегическое партнерство «Северо-Запад» занимается их сопровождением.

«По состоянию на начало 2017 года из 45 проектов завершено 11, - доложил, открывая заседание, исполнительный директор АНО Владимир Авдеев. - 12 находятся в высокой степени готовности, то есть мы уверены в том, что они будут завершены. А вот по остальным проектам требуется либо дополнительное финансирование, либо решение ряда организационных вопросов и проблем».

Год назад, в марте 2016 года, реализованными являлись 8 проектов. Теперь к ним добавились проекты строительства Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, комплекса наливных грузов в морском торговом порту Усть-Луга в Ленинградской области и санаторно-курортного комплекса в Княжпогостском районе Республики Коми.

Лидеры и аутсайдеры

Из 12 проектов, которые партнерство относит к высокой степени готовности, как минимум два уже точно выходят за границы 2020 года. Это строительство завода по производству плит OSB (ориентированно-стружечные плиты, используются в строительстве) в Петрозаводске и дальнейшее развитие петербургского аэропорта Пулково. Первый планируется завершить в 2024 году, второй - в 2040. При этом в материалах партнерства отмечается, что начало второго этапа развития Пулково привязано к объемам пассажиропотока аэропорта.

«По состоянию на начало 2017 года из 45 проектов завершено 11, - доложил, открывая заседание, исполнительный директор АНО Владимир Авдеев. - 12 находятся в высокой степени готовности».

Среди других проектов в высокой степени готовности - строительство горно-обогатительного комбината стоимостью 37,6 млрд рублей в Мурманской области, жилого комплекса «Солнечный» в Архангельске (3,25 млрд), индустриальные парки «Сокол» и «Шексна» в Вологодской области (1 млрд и 7,6 млрд рублей), «Великий Устюг - родина Деда Мороза» (2,6 млрд), строительство Великолукского свиноводческого комплекса, комбикормового завода и элеватора в Псковской области (50 млрд), строительство и реконструкция пяти малых гидроэлектростанций в Республике Карелия (7,8 млрд), туристско-рекреационный кластер «Псковский» (6,45 млрд), создание производства древесно-топливных гранул (пеллет) в Архангельской области (2,1 млрд), организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская (79 млрд).

Стоит отметить, что сроки реализации многих из этих проектов переносились. Например, завершить создание инфраструктуры для скоростного поезда «Аллегро» (последний из вышеперечисленных проектов) планировалось еще в 2011 году. Однако работы по строительству путепроводов, тоннелей, объездных путей для грузовых поездов и т.д. продолжаются до сих пор. Новый срок их окончания - март 2017 года.

Девять проектов стратегическое партнерство относит к средней степени готовности. Большинство из них находятся в стадии активной реализации, они строятся и в ряде случаев сданы первые очереди. Но есть и откровенно проблемные объекты. Так, например, строительство завода по разведению сигов в Ненецком автономном округе должно было финансировать Росрыболовство, однако федеральные деньги так и не поступили. Сейчас идет поиск инвестора для этого проекта. Ищут инвестора и для продолжения строительства финно-угорского этнопарка в Коми. Но там уже построена хотя бы первая очередь.

В низкой стадии реализации три проекта. Это строительство горно-обогатительного комбината в Мурманской области, птицеводческого комплекса в Калининградской области и города-спутника Южный в Санкт-Петербурге.

Наконец, 10 проектов остановлены. Три - из-за банкротств инвесторов. Это проекты модернизации горнодобывающего и обогатительного производств в Ковдоре Мурманской области, развития льняного комплекса Вологодской области, выращивания форели и лосося в Мурманской области.

Инвестор строительства цеха по производству фармсубстанций в Новгородской области, вложив 600 млн в проект, в итоге отказался от него из-за высоких процентных ставок. Финансировать производственно-логистический кластер на базе Усть-Лужского рыбокомбината отказались федеральные власти. Кроме того, этот проект был признан нецелесообразным из-за близости к территории заповедника. Проект расширения яичного производства в Архангельской области подкосил пожар на фабрике. Нецелесообразными после долгих обсуждений признали проекты гидроаккумулирующей электростанции в Лодейнопольском районе Ленобласти и Орловского тоннеля в Петербурге. Малоэтажный район в республике Коми был построен наполовину, но потом возникли проблемы у компании - инициатора проекта. В Калининградской области инвестор передумал строить новую судоверфь.

Будет новый

Между тем стратегическое партнерство предложило уже новый список. «В ходе подготовки актуализированной стратегии партнерством в координации с регионами составлен обновленный перечень приоритетных инвестиционных проектов, - рассказал Владимир Авдеев. - Он включает в себя 77 пунктов».

25 из них совпадают с предыдущим (кроме выполненных и остановленных) и большое количество новых. Самые дорогие из них заявила Ленинградская область. Это строительство ЛАЭС-2 (550 млрд рублей) и завода по производству сжиженного газа в Усть-Луге (402 млрд). Тройку лидеров замыкает проект строительства железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Пермь. Впрочем, стоимость двух проектов в Архангельской области еще не определена (глубоководный район морского порта Архангельск и производственно-логистический комплекс Минобороны РФ).

В дальнейшем качество отбора может повыситься. «Предполагается, что критерии отбора инвестиционных проектов в перечень будет утверждаться правительством Российской федерации в составе стратегии социально-экономического развития макрорегиона», - заявил Владимир Авдеев. По его словам, кроме объективных трудностей, многие проекты были «не совсем верно просчитаны».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья, домохозяйка, 32 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии