Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Директор НИИ Генплана: Нормы надо исполнять

 Фото: НИИ Генплана Фото: НИИ Генплана Почему простые люди не всегда в состоянии понять проектировщиков, сколько еще земли можно намыть в Финском заливе и есть ли альтернативы трассе № 7, которая пройдет через Удельный парк, «Общественному контролю» рассказал директор НИИ Генплана Санкт-Петербурга Юрий Бакей.

- Юрий Константинович, расскажите: как идет подготовка нового генплана города и чем новый генплан будет отличаться от существующего?

- Он будет сильно отличаться, поскольку в Градостроительный кодекс были внесены изменения, которые предписали «упаковать» этот документ совершенно по-другому. Законодатель пишет законы, единые для всей нашей необъятной Родины. Но, наверное, вы согласитесь, что город Санкт-Петербург не совсем типичный ее представитель. В таком же положении находятся все города-миллионники.

- Вы можете привести примеры несовершенства федерального законодательства?

- Вот один из примеров - мы делаем Генеральный план и идем на обсуждения, где люди задают вопросы. Мы отвечаем: погодите, это не к Генеральному плану вопросы, это не предмет его регулирования, это регулируют правила застройки или проекты планировок. И люди думают: не отвечают нам на вопрос, что-то тут не так!

Если бы выносили на обсуждение два документа единовременно: Генеральный план и правила землепользования и застройки - всем было бы легче услышать и понять друг друга. Но федеральный закон говорит: нельзя. А почему - никто не может объяснить. Эта практика не привносит взаимопонимания между мной как разработчиком и широкой общественностью. И это один из примеров, а их, поверьте, море.

- Как будет в новом Генплане отражено развитие намывных территорий?

- В действующем Генплане предусмотрено появление до тысячи гектаров искусственно созданных территорий. Западная часть Васильевского острова - 470 га, район Сестрорецка - 460 га, западная часть Крестовского острова - 17 га и Бронка.

Будут ли новые территории? Я не отвечу на этот вопрос. Мы ставили себе задачу определить предельную возможность создания искусственных земельных участков в акватории «Маркизовой лужи», исходя из чисто физических параметров: до каких отметок допустим подъем воды, чтобы не было затопления прилегающих территорий.

- И сколько же еще можно намыть в итоге?

- Пока до тысячи гектаров, из которых часть уже выбрана.

- Многих интересует, появятся ли новые высотные доминанты на василеостровском намыве…

- Нашим Центром разработаны новые Правила землепользования и застройки, в которых отредактировано четвертое приложение - высотные регламенты для всей территории города. Следующий этап - разработка схемы высотных доминант в Санкт-Петербурге, в том числе на Васильевском острове. Главный архитектор города Баранов еще в 1944 году при прорисовке пространственной организации города в районе Морского фасада эти доминанты закладывал.

- По каким критериям вы будете решать, где можно делать высотные доминанты, а где нет?

- В Центре Генплана есть уникальный инструмент - 3D-модель Санкт-Петербурга, результат многолетнего труда наших специалистов. Она адаптирована к 820-му закону (о границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга. - Ред.). 3D-модель позволяет проверить любой объект на предмет видимости из исторического центра - виден он на панорамах или нет, а если виден, то насколько.

На сайте нашего Центра выложена демонстрационная версия программы в части открытости, доступной широкому пользователю.

- На днях стало известно о том, что власти города вернулись к проектированию так называемой магистрали № 7 через Удельный парк. Среди градозащитников есть те, кто выступает резко против этого проекта. Насколько велика необходимость в нем и может быть возможны какие-то компромиссные решения?

- Магистраль № 7 действительно необходима. Просчитано множество самых разных вариантов, но альтернативы ей нет. Магистраль очень сложная, там множество проблем, поэтому надо проектировать. Проект - он начинает конкретизировать события, дает конкретные ответы на вопросы. Но мы сталкиваемся с тем, что к мнению проектировщиков не хотят прислушиваться.

Примерно так же в свое время шло обсуждение Западного скоростного диаметра. Сегодня от тех людей, которые тогда тоже были против, слышим: у нас есть Западный скоростной, это замечательно и больше нам ничего не надо. Почему? Мы перестали покупать автомобили? Мы настолько развили общественный транспорт?

Не строить дороги невозможно. Одна из базовых норм для разработки генерального плана - плотность опорной сети. Так вот, 7-я магистраль - это опорная сеть. А опорная сеть - это скоростные дороги, дороги непрерывного движения, главные городские улицы - то, что составляет планировочный каркас. Нет каркаса - ничего не будет держаться.

Компромиссными решениями по «семерке» я считал возможность начать проектные проработки и на этой стадии искать ответы на вопрос, как это лучше сделать. Как вариант -магистраль может пройти по полосе железной дороги. Дорого? Безусловно, но формально парк не будет затронут. Можно проложить ее в тоннеле, не забывая о том, что это инженерное сооружение - крайне дорогостоящая вещь, оплачиваемая из кармана налогоплательщика.

Так получилось, что самая удобная для прогулок часть парка - полоса вероятного прохождения «семерки». Когда сырость и грязь, там сухо. Так приведите парк в порядок, вот и все.

- Вы присутствовали в составе петербургской делегации на международной выставке недвижимости MIPIM в Каннах. Представленные там проекты не нашли инвесторов, и, к примеру, на новый мост на Крестовский остров пришлось скидываться строительным компаниям Петербурга. Почему так получилось, на ваш взгляд?

- Эти выставки становятся все более виртуальными. Раньше участники демонстрировали интересные макеты, сейчас это больше визуализация проблематики. Наш Центр демонстрировал 3D-модель. Интерес был большой - такого инструмента ни у кого нет. И реальный интерес к павильону города был. Люди приходили, знакомились, участвовали в обсуждениях. Обсуждались коммерческие проекты, например, конкурс по Васильевскому острову, проводимый Glorax (компанией, купившей землю на намывных территориях. – Ред.).

- Там же вы объявили о проведении конкурса на редевелопмент старых промышленных территорий Петербурга, так называемый «серый пояс». Состоялся ли он уже?

- Конкурс объявил комитет по градостроительству и архитектуре. Владимир Григорьев (председатель КГА. - Ред.) является инициатором конкурса, мы готовили для него материалы. Девяти командам участников были предложены три промышленные территории - по три команды на каждую. Нам интересны предложения, которые будут генерироваться в процессе конкурса по «серому поясу», мы заинтересованы в том, чтобы учесть их при подготовке материалов нового генплана.

- Развитие «серого пояса» - это тема, о которой говорят уже много лет. Лично я писал о ней еще 13 лет назад, на заре своей журналистской деятельности…

- Хотите я вас успокою? Вам до конца жизни хватит. Потому что на сегодняшний день у нас нет однозначного механизма реализации подобных проектов. Нет законодательной базы обязать соседнего собственника изменить свои планы. Он говорит: «А мне и так хорошо. Где сказано, что я должен что-то менять? Меня все устраивает. Вот справка - я налоги заплатил. Не мешайте мне работать. У меня здесь склад».

Эта кропотливая работа по увязке интересов в пользу города не очень бросается в глаза, но город провел за последние годы массу мероприятий step by step (шаг за шагом. - Ред.). Разрабатывались схемы размещения - куда вывести грузовой транспорт, чтобы разгрузить улично-дорожную сеть. Шаг за шагом, цивилизованно. Нынче в центре города вы не найдете складов с фурами. А это не такое уж далеко прошлое.

- Одна из недавних работ Центра Генерального плана - разработка документации по планировке территории для размещения многофункционального комплекса «Лахта-центр». Эта территория уже сейчас испытывает транспортные трудности. Как их планируется решать после появления там огромного количества новых коммерческих площадей?

- По поручению города Центр Генерального плана разрабатывал проект планировки этой территории для решения транспортных и инженерно-инфраструктурных задач. В проекте много новаций. Это и трансформация улично-дорожной сети с подключением Приморского проспекта, интеграция транспортной развязки с 32-й магистралью, появление нового транспортно-пересадочного узла - Приморское шоссе, Сестрорецкая железная дорога, перспективный метрополитен, автобусное движение, магистраль № 19 севернее железной дороги. Большинство из предложенного - это существующие проекты, по-новому сформулированные под задачи «Лахта-центра».

- Ваш институт также разрабатывал нормы градостроительного проектирования. Включают ли они транспортную доступность районов? Потому что целый ряд активно застраиваемых кварталов имеет всего один-два небольших въезда, которые просто обречены на ежедневные пробки. К примеру, на это недавно жаловались нашему изданию жители Шушар. Общеизвестны транспортные проблемы Девяткино...

- Мы достаточно долго занимались южной планировочной зоной, анализом ситуации на территории шести административных районов. Очертив основную проблематику, достаточно внятно продемонстрировали, к чему приведет процесс в том виде, в котором он идет сегодня: дома строятся быстро, а инфраструктура - транспортная, инженерная, социальная - она лишь пытается догонять. Система доказательств была настолько убедительна, что при рассмотрении поправок к Генплану не было принято ни одного решения, связанного с изменением планирования в пользу увеличения емкости застройки.

- То есть сейчас нормы градостроительного проектирования позволяют избежать таких ситуаций?

- В нормативах градостроительного проектирования предложены показатели в части опорной сети для Генплана. Показатели для различных функциональных зон жилой застройки. Но норма сама по себе ничего не решает. Нормы надо исполнять. А для этого нужны внятные управленческие решения.

- В настоящий момент начинается разработка Концепции совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Принимает ли участие в этом ваш Центр и каким образом планируется увязать градостроительные планы двух регионов?

- На сегодняшний день есть решение координационного совета города и области, подготовлено двустороннее соглашение. Но мы вновь оказываемся заложниками ситуации. Санкт-Петербург - город федерального значения. А у нашего соседа - Ленинградской области реализован Закон о местном самоуправлении. У них три уровня управления. У нас один. У нас муниципалитеты лишены права градостроительной деятельности, у них наделены. У нас генплан, у них - схема территориального планирования. Сложнейшая ситуация. Мы можем только договариваться, а это в подобной ситуации непросто. Не уверен, что у нас будут прорывные результаты, но будем надеяться на продолжение диалога.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга, начинающий журналист, 22 года Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии