Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +16 погода в Петербурге
Доллар 70.8
Евро 80.84
Юань 1.01

Мертвая петля на лифте

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org Почему ЧП с лифтами случаются с завидным постоянством? «Общественный контроль» разбирался, из-за чего это бывает и как вообще в Петербурге обстоят дела с лифтовым хозяйством

Чтобы лифт упал, злому року нужно очень постараться. Должны, во-первых, оборваться все (именно все) страховочные тросы, во-вторых - не сработать ловители, в-третьих, кабина должна рухнуть с большой высоты, чтобы буферы не смогли справиться с нагрузкой. «Это в голливудских фильмах только происходит», - качают головами представители лифтовой отрасли.

Совсем недавно в Калининском районе во втором подъезде дома № 30/1 по проспекту Науки сорвалась и полетела вниз кабина лифта. Как позже пояснили в Жилищном комитете, это была даже не кабина, а ее остов, который ремонтировали двое сотрудников лифтовой службы. Служебное расследование показало, что ремонтники «грубо нарушили правила техники безопасности».

- Вы написали, что упал лифт. Откуда информация? У нас таких сведений нет, - обратились с ответным комментарием к редакции «Общественного контроля» после соответствующего запроса сотрудники Жилищного комитета.

Выяснилось, что предложение «упал лифт» применимо только к случаям с «гражданскими лицами», а когда коих в кабине не случается, реестр падений ведомство не ведет. Последнее падение на проспекте Науки произошло по вине рабочих (которые, получив травмы и переломы средней тяжести, были доставлены в больницу).

Монтажники срываются не в первый раз. Аналогичный случай произошел в августе прошлого года. Но только - со смертельным исходом. Прошлый год вообще пестрел сообщениями об инцидентах с лифтами. А жители Купчина и вовсе заявили, что у них в доме - лифт-убийца.

Система проверки

«Общественный контроль» обратился за разъяснениями к производителям лифтового оборудования: почему лифты все же падают и как проверяется их качество и работоспособность? «Каждый лифт, после того как смонтирован, проходит оценку соответствия Техническому регламенту. Этим вопросом занимается Центр по сертификации», - объясняет руководитель представительства Щербинского лифтового завода в Санкт-Петербурге Андрей Васекин.

Далее лифты должны проверятся каждые 12 месяцев. «Не реже 1 раза в 12 месяцев специалистом инженерного центра проводится оценка соответствия в течение назначенного срока службы в форме технического освидетельствования лифта. Гарантийный ремонт смонтированного лифта осуществляет монтажная организация, выполнившая замену лифта, в срок, указанный в договоре», - гласит официальный комментарий Жилищного комитета.

Срок службы лифта равен 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию, «если иное не предусмотрено производителем». Кроме того, в руководстве по эксплуатации завода-изготовителя должен указываться перечень быстро изнашиваемых деталей и срок их замены. Это, судя по всему, должно помочь тем, кто следит за эксплуатацией, не допускать трагических инцидентов.

Искусственный интеллект на страже безопасности

Надо отметить, что за последние годы лифтовое оборудование стало гораздо безопаснее. «Современные лифты в многоквартирных домах должны отвечать требованиям пожарной безопасности и вандалозащищенности. Ограждение кабин лифтов в обязательном порядке выполняется из негорючих материалов. Двери шахты, кабины и двери машинного помещения должны быть противопожарными, лифты обязательно оснащаются режимом «пожарная опасность». По желанию собственников жилья в кабинах устанавливаются видеокамеры», - перечисляет начальник отдела эксплуатации и инженерного обеспечения Технического управления Жилищного комитета Сергей Ходьков.

Андрей Васекин объясняет, что свою роль сыграло ужесточение требований к системе безопасности со стороны государства. «Нормативно-технические документы, которые гарантируют безопасность при эксплуатации, меняются в сторону ужесточения», - отмечает он.

Кроме того, за последние 10-20 лет лифты перешли из релейных станций управления в микропроцессорные. Это означает, что современным лифтом управляет электроника, а электромеханик может на плате управления прочитать все его ошибки и неисправности. С помощью устройства диспетчерского контроля, подключенного к лифту, диспетчер может получить информацию о срабатывании электрических цепей безопасности, о несанкционированном открытии дверей шахты, машинного помещения, о нахождении пассажира в застрявшей кабине. То есть если, например, хулиган решит вывести лифт из строя, сломать двери и т.д., кабина просто остановится и передаст информацию диспетчеру. После этого открыть двери смогут только специалисты. В случае любого ЧП диспетчер сможет оперативно передать информацию вызвать бригаду спецов.

Услышав вопрос об обрывающихся канатах и троса, профессионалы недовольно фыркают.

- Грузолюдские канаты безопасны. Обрывающиеся канаты - миф, - утверждает Васекин.

- Вы представляете, сколько факторов должно сойтись? Все страховочные тросы должны оборваться, механизмы-ловители - не сработать, а высота должна быть внушительной, чтобы буферы не справились с нагрузкой. Это случай - один на миллион, - поясняют специалисты Жилищного комитета.

Время все лечит

Тем не менее факт - вещь упрямая. И Ростехнадзор периодически подсчитывает количество несчастных случаев, связанных с лифтовым оборудованием. Так, данные на конец прошлого года свидетельствовали, что ежегодно в лифтах происходит до 30 аварий, в которых гибнет в среднем около 20 человек и получают травмы около 30. «Общественный контроль» направил запрос в ведомство о количестве аварий за этот год, но на момент выхода статьи информация не поступила. Как только данные появятся в распоряжении редакции - они будут опубликованы.

Так почему же лифты, несмотря на продуманную до мелочей систему безопасности, все же не оправдывают ожиданий и когда прервется это свободное падение? Судя по всему, причина кроется не в качестве лифтов, а в сроке их службы. На сегодняшний день около 30% общего количества лифтов Петербурга отработали свой нормативный срок службы. Сокращают их жизнь и внешние факторы: от «ненадлежащего использования» (или попросту - вандализма) до затопления и перебоев с электроснабжением.

«При существующих объемах капитального ремонта обновление лифтового парка в Петербурге произойдет к 2030 году», - сообщил Сергей Ходьков. Активно заняться заменой лифтов намеревается и Ленобласть. Так что обладателям квартир в новостройках можно выдохнуть. А вот жителям «старого фонда» до 2030 года остается надеяться на удачу и компетентность тех, кто ежегодно проверяет механизмы лифта, и региональную программу капремонта.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Елена, воспитатель, 31 год Сколько стоит образование?
Комментарии
Яндекс.Метрика