Лицензия на ЖКХ надзор не отменяет

Почему управляющие компании без лицензии продолжают обслуживать наши дома?

Рабочая группа «Качество повседневной жизни» Регионального штаба Общероссийского Народного Фронта в Санкт-Петербурге собрала экспертов для обсуждения предварительных итогов лицензирования управляющих компаний, которые занимаются обслуживанием многоквартирных домов Северной столицы.

К обсуждению пригласили представителей Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, руководителей саморегулируемых организаций строителей, управляющих компаний, риелторов; был и представитель аппарата Полпреда Президента РФ в СЗФО. «Общественный контроль» выяснил, о чем шел разговор.

Открывая заседание, руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» Павел Созинов отметил, что введение лицензирования в сфере управления многоквартирными домами оказало существенное влияние на работу управляющих компаний и выявило целый ряд проблем организационного и правового характера.

Лицензионная комиссия Санкт-Петербурга, в состав которой входят 15 членов, была создана в конце 2014 года и приступила к аттестации руководителей и оформлению лицензий с января. На первом этапе проводились квалификационные экзамены должностных лиц управляющих организаций с последующей выдачей аттестатов. Всего в жилищную инспекцию поступило 1001 заявление, но успешно сдали экзамен только 733 руководителя. Следующим этапом стало рассмотрение документов, поданных на получение лицензий.

На 22 июля 2015 года лицензии на управление многоквартирными домами (МКД) в Санкт-Петербурге получили 323 юридических лица, которые управляют 18 464 домами. В это число входит 55 УК, получивших лицензию, но домов в управлении не имеющих. По результатам рассмотрения заявлений Лицензионной комиссией Санкт-Петербурга 29 компаниям отказали из-за нарушения стандарта раскрытия информации (1001 МКД).

О процессе лицензирования управляющих компаний в Санкт-Петербурге рассказал на заседании замначальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Юрий Кузин, который утверждает, что основной этап лицензирования управляющих организаций был завершен 1 мая, и по его результатам работа правительства Санкт-Петербурга была отмечена Минстроем как успешная.

Между тем свыше тысячи домов города остались без управления легитимными УК. Помощь в выборе способа управления во всех этих МКД возложена на районные администрации. При точном соблюдении всеми участниками лицензирования требований законодательства решение об управлении каждым МКД должно было быть принято не позднее 17 июня. Но часть конкурсов признали несостоявшимися, и по ряду МКД конкурс объявлялся повторно.

- Большие сложности вызывало своевременное и правомерное внесение изменений в региональный и федеральный Реестры лицензий. В инспекцию поступают обращения от управляющих организаций с приложением документов, предусмотренных ст. 198 ЖК РФ, но при этом отсутствует информация от управляющей компании, ранее осуществлявшей управление домом, или не подтверждается достоверность выбора УК со стороны администрации района, и ситуация по управлению таким домом становится спорной - рассказал зампредседателя ГЖИ Санкт-Петербурга.

Неправомерное или преждевременное внесение изменений в реестры лицензий может привести к появлению двойных квитанций, образованию долгов перед РСО и как следствие - к социальной напряженности среди жителей. По мнению чиновников ГЖИ, чтобы избежать вовлечения органов власти во внесудебные споры и не установленные Жилищным кодексом проверки, необходимо ограничить или приостановить внесение изменений в Реестры лицензий при наличии спорных ситуаций по управлению многоквартирным домом. С 30 июня в ЖК РФ внесены соответствующие изменения, предоставляющие органу госжилнадзора возможности решать такие проблемы.

Однако есть один щекотливый момент: управляющая компания, не получившая лицензию, продолжает выписывать квитанции и отвечать за обслуживание дома до тех пор, пока не появится новый законный управляющий. А решение вопроса по выбору УК усилиями заинтересованных лиц может откладываться практически бесконечно, при этом организация, официально признанная неспособной управлять МКД и не получившая лицензии, продолжает собирать средства с жильцов и распоряжаться ими по своему усмотрению.

Так, жители ЖК «Жемчужный фрегат» считают неправомерными действия УК ООО «Приморский город» по передаче дома в управление. Инициативная группа обратилась в региональный штаб Общероссийского Народного Фронта с просьбой взять на контроль проведение конкурса на управление МКД и обеспечить возможность присутствия во время объявления итогов в качестве независимых наблюдателей его жильцов.

- При получении лицензии на управление многоквартирными домами ООО «Приморский город» скрыло факт нахождения в управлении их многоквартирного дома, указав, что в ее управлении нет многоквартирных домов, - рассказала руководитель инициативной группы жильцов ЖК «Жемчужный фрегат» Юлия Макулова. - Несмотря на это, жители с момента ввода дома в эксплуатацию (31.10.2014 г.) получают квитанции на оплату, выставленные ООО «Приморский город».

По информации рабочей группы «Качество жизни», в городе есть несколько домов, жильцы которых получают квитанции сразу двух управляющих компаний, спор между которыми не разрешен.

- Ситуация с двойными квитанциями вызывает напряжение среди имеющих право на социальные льготы, - рассказала активистка Анна Мороз. - Пенсионеры и многодетные семьи не могут ждать разрешения спора, так как для получения выплат они должны предъявлять оплаченные в срок квитанции.

Генеральный директор СРО «МежРегионРазвитие» Владислав Воронков призвал органы исполнительной власти активнее применять действующее законодательство для разрешения спорных ситуаций и более эффективной защиты интересов собственников.

- Перестроиться под действующее законодательство непросто, зачастую мы за ним не успеваем, поэтому можно прямо сказать, что у нас практикуется искажение и подмена или понятий, заложенных в федеральном законодательстве, - заявил Владислав Воронков. - Попытки ГЖИ переложить часть ответственности на плечи районных властей, которые не являются лицензирующими органами, вовлекают администрации в споры жителей с УК, что не укладывается в нормы закона. Предусмотренный законом лицензионный контроль в настоящее время практически не работает.

С критикой лицензирования управляющих компаний выступил также председатель СРО «Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере» Евгений Пургин, который констатировал видимое отсутствие позитивных изменений на рынке услуг по обслуживанию МКД.

- Цели, заявленные при введении лицензирования УК, на мой взгляд, не достигнуты, - заявил господин Пургин. - Инвестиции в ЖКХ по-прежнему не защищены, недобросовестные участники с рынка не удалены, качество услуг, оказываемых жителям многоквартирных домов, никак не изменилось. Условий для конкуренции не создано, потому что главы администраций районов сегодня считают себя вправе решать, быть или не быть той или иной компании на рынке. Система не исправлена.

Особую обеспокоенность участников вызвало общее состояние управляющих компаний, многие из которых находятся на грани банкротства из-за долгов перед ресурсоснабжающими организациями. По данным общественников, многие УК фактически являются банкротами, но не спешат об этом заявлять по целому ряду причин.

- В сложившейся ситуации было бы разумно начать применять систему прямых платежей между житиями и поставщиками, - отметил по итогам обсуждения вице-президент Союза «Строительный ресурс» Андрей Касьянов. - Многие ресурсоснабжающие организации уже создали свои расчетные центры и готовы работать с населением напрямую. Нужно более активно двигаться в этом направлении.

В целом участники обсуждения сошлись во мнении, что в основе повышения качества коммунальных услуг лежат экономические вопросы и активное вовлечение собственников в вопросы обслуживания их жилья. Подводя итоги встречи, руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» Павел Созинов отметил, что органам исполнительной власти стоит уделить повышенное внимание колебанию тарифов на услуги в сфере ЖКХ.

- Комитету по тарифам Санкт-Петербурга стоит обратить внимание на недопустимость произвольного изменения тарифов на услуги в жилищно-коммунальной сфере, - отметил Павел Созинов. - Такие решения негативно влияют на деятельность управляющих и эксплуатационных организаций, как следствие, на качество их услуг и, соответственно, качество жизни петербуржцев. Другим вопросом, который нуждается в повышенном внимании исполнительной власти, как мы видим, является законность проведения конкурсов по выбору управляющей компании.

Напомним, что обсуждение проблем управления многоквартирными домами в Петербурге состоялось в связи с первой после введения лицензирования УК подготовкой к осенне-зимнему отопительному сезону.

Решения, принятые рабочей группой «Качество повседневной жизни» Регионального штаба Общероссийского Народного Фронта в Санкт-Петербурге, направлены в органы исполнительной власти.

Материалы по теме
Самое читаемое
Комментарии
Опрос
Справедливо ли отстранение части нашей сборной от олимпиады в РИО?
Реклама