Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Дожить до расселения

 Фото: Ирина Якушкина Фото: Ирина Якушкина Жители ветхих домов Красногвардейского района десятилетиями ждали признания своего жилья аварийным и его расселения. Некоторые ждут до сих пор. Не помогает даже разрекламированная в свое время программа реновации

Старый дворик в кольце Заневского и Уткина проспектов, а также проспекта Энергетиков кажется выпавшим из жизни. В двух шагах станция метро Ладожская, вокруг которой с каждым годом вырастают все новые глыбы торговых и офисных центров, здесь же - ветхие четырехэтажные «сталинки» постройки конца 1930-х с осыпающимися фасадами и обнажившейся по стенам кирпичной кладкой. Даже странно, что такой «вкусный» для застройщиков участок до сих пор оставался нетронутым.

Среди прочих своим совсем уж никудышным состоянием выделяется дом № 13, корпус 3 на Уткином проспекте. Он обнесен лентой, на которой развешаны надписи: «Осторожно, опасная зона!» То, что кирпич или кусок штукатурки может запросто рухнуть на голову, видно и невооруженным глазом. Впрочем, чиновники долгое время этого как раз не замечали. Так, в 2012 году специальная межведомственная комиссия отказалась дать дому статус аварийного и включить его в программу расселения. В итоге людям повезло - на их жилище обратило внимание телевидение. После сюжета телеканала «Вести» в июне 2015 года здесь прошла проверка прокуратуры, после чего здание все-таки признали аварийным.

Дальнейший процесс пошел на удивление быстро и бесконфликтно. Людей переселяют недалеко - на Союзный проспект. «Уже вручают ордера, - рассказал корреспонденту «Общественного контроля» местный житель Валерий. - После нового года начали выдавать. В феврале - начале марта всех переселят». Состояние своего нынешнего жилья Валерий характеризует кратко: «Пол гнилой, плесень, воняет. Подвал сырой». То же самое говорит другой житель дома Олег: «Подтопляет его, вонища стоит. Сырость, плесень, грибок».

Возможно, власти медлили в связи с тем, что старый «сталинский» двор (бывшие совхозные общежития) значится в списке территорий под реновацию. О том, что этот проект, мягко говоря, сильно забуксовал, «Общественный контроль» недавно писаk. Правда, три дома на Уткином проспекте ранее все же были признаны аварийными и расселены, а один уже даже снесли. Возможно, оставшиеся два все-таки хотели оставить компании-инвестору, ведь суть проекта реновации заключалась именно в том, что инвестор расселяет старые дома в новостройки, освобождая по мере продвижения проекта новую территорию. По факту же зачастую головную боль с жильцами берет на себя город/

Вот и о расселении дома № 13, корпус 2, на Уткином проспекте говорили еще пять лет назад, рассказала «Общественному контролю» его жительница Елена. Однако в итоге его не стали признавать аварийным, хотя жильцы придерживаются другого мнения. Например, над общей кухней в одном из коридоров попросту нет потолка. Люди сами соорудили подвесной. «Теперь ждем, когда туалет обвалится», - мрачно шутит Елена. Впрочем, в последнее время какие-то движения начались, говорит она. Чиновники начали собирать бумаги о жителях дома и говорят, что его все-таки расселит город.

Ненужная реновация

Сергей Николаевич, одинокий пожилой мужчина, выходит из дома № 8 на улице 2-й Поперечной в поселке Ново-Ковалево с ведром нечистот и выливает его во дворе. Так здесь работает канализация. Дома здесь были построены в 1950-х годах для персонала аэропорта Ржевка. В 1990-х аэропорт прекратил работать - и поселок начал приходить в упадок. Но лишь в 2012 году депутаты Законодательного собрания забили тревогу. Они предложили включить Ново-Ковалево в программу реновации, однако губернатор Георгий Полтавченко отказал. Согласно ответу губернатора депутатам, по Генплану города на данной территории должны размещаться логистические склады и производственные предприятия, а не жилые дома.

В итоге несколько домов все же расселили, а некоторые даже снесли. До дома Сергея Николаевича дошли только в 2014 году - именно тогда его признали аварийным. Трое соседей старика по коммуналке до этого счастливого момента не дожили. Самому Сергею Николаевичу сначала кто-то из чиновников пообещал переезд в отдельную квартиру. Но потом выяснилось, что это будет все-таки комната, ведь программа расселения аварийного жилья увеличения жилплощади не предполагает.

Новый дом, в который переселяют жителей дома № 8, находится также на Союзном проспекте. «10-го февраля там включат лифты - и будут все переезжать», - радуется Сергей Николаевич.

Освободившейся территорией, по его словам, уже интересуются коммерсанты. «Летом приезжали московские ребята на четырех машинах, смотрели. Говорят: строить здесь будем», - рассказывает Сергей Николаевич.

Жизнь под кольцевой

Десятилетиями ждали расселения жители Братской и Лесопарковой улиц на Ржевке. На инвесторов надежды не было, поскольку над их домами строилась КАД. Телевидение неоднократно бывало и в этих домах постройки конца 1930-х. Журналисты рассказывали, как с потолка на людей падали куски штукатурки, а под ними проваливались прогнившие деревянные полы. Из удобств в домах присутствовало лишь печное отопление.

Сейчас эти здания расселены и стоят полуразрушенными. Приводить в порядок примыкающую к кольцевой территорию то ли не доходят руки, то ли просто незачем.

Улучшений не предполагается

Улучшить свои жилищные условия хотела и жительница одного из признанных аварийными бывших общежитий «Ленметростроя» на шоссе Революции. Состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении более 29 лет и имеющая первую группу инвалидности женщина подала в суд на чиновников, требуя предоставить ей жилье по социальным нормам. «Закон не предполагает право граждан, проживающих в помещении, ставшем непригодным для проживания и не подлежащем ремонту или реконструкции, на улучшение жилищных условий», - постановил суд и отказал заявительнице.

Это была не единственная конфликтная ситуация в ходе расселения квартала на шоссе Революции, 12. Так, «Общественный контроль» писал о том, что некоторым жильцам было предоставлено новое жилье ненадлежащего качества. На стенах и потолке новой квартиры на Большеохтинском проспекте люди обнаружили облупившуюся краску и трещины, трубопроводы съела коррозия, а электропроводка представляла опасность. Сантехника и газовая колонка не работали, межкомнатные двери были деформированы, пол разбит, на балконе имелись трещины.

Сразу после расселения, как это часто бывает, дома, по словам местных жителей, стали рассадниками бомжей. К настоящему времени двери и окна на первых этажах заколотили металлическими щитами. Дома ждут сноса, а в их кольце уже возвышается новенькая высотка.

Ремонт вместо сноса

Всего на 1 января 2012 года в Красногвардейском районе были признаны аварийными 53 дома. На данный момент нерасселенными остались два: на Уткином проспекте, 13, корпус 3 и на 2-й Поперечной, 8. Большинство аварийных домов снесены, оставшиеся, по данным районной администрации, ждет та же участь. Впрочем, по факту бывает и по-другому. Например, расселенный дом на улице Тарасова, 10, был продан на торгах. Но инвестор, вместо того чтобы его сносить, сделал в нем капитальный ремонт. Сейчас в доме завершается чистовая отделка. При этом местоположение дома нельзя назвать сверхпривлекательным - до метро далековато. Тем не менее город получит обновленный жилой фонд, причем не очередную «уплотнительную» высотку, а здание в прежних габаритах, лишь с надстроенной мансардой.

То есть примеры цивилизованного решения проблемы аварийного жилья в городе есть, было бы желание. А у граждан - терпение и здоровье дожить до переезда в человеческие условия.


Фото Ирины Якушкиной.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ризван, продавец техники, 25 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии