Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Евгений Барановский: Рынок энергосервиса пока в стадии развития

 фото из личного архива фото из личного архива Директор СПбГБУ «Центр энергосбережения» Евгений Барановский рассказал «Общественному контролю» о развитии энергосервисных контрактов в Санкт-Петербурге, привлечении инвестиций в коммунальные проекты, а также о возможных причинах «перетопов»

- В декабре 2015 года Центру энергосбережения исполнилось три года. Стали ли за это время петербуржцы и городские предприятия, хозяйствующие субъекты, экономнее относится к энергоресурсам?

- Если коротко говорить об итогах работы Центра, то я бы выделил несколько составляющих нашей деятельности: информационно-аналитическая, нормотворческая, развитие энергосервиса и просветительская работа. 

Информационная работа для нас - это сбор и анализ информации о ситуации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе, мониторинг учета энергетических ресурсов, согласование лимитов потребления ресурсов, инструментальные обследования бюджетных учреждений и многоквартирных домов, включенных в план капитального ремонта. 

По данным нашего мониторинга, на сегодняшний день узлами учета теплоэнергии оборудовано уже 99,8% многоквартирных домов, что на 16,3% больше аналогичного показателя 2013 года, и учет холодного водоснабжение ведется в 98% МКД от общего числа домов, подлежащих оснащению узлами учета. Удельный расход электроэнергии в многоквартирных домах с 2011 года неуклонно снижался и к 2014 году составил 35,3 Гкал/кв. м. А вот расход тепловой энергии в последний год подскочил до 0,185 Гкал/кв. м (в 2011 году был 0,146). За последние три года снижалось потребление холодной воды – с 63,06 куб. м/чел до 53,3 куб. м/чел. Доля госучреждений, утвердивших программы энергосбережения, выросла с 87% в 2013 году до 99% в 2015 году. С 2010 по 2015 годы энергоемкость валового регионального продукта снизилась на 31% и составила 7,46 т у.т./млн. руб. Это существенное снижение, которое было отмечено и на федеральном уровне.

- В рамках госпрограммы комплексного развития энергетики города до 2020 года утверждена подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности». Можете ли подвести основные итоги первого года реализации программы?

- Отчеты за 2015 год мы представим в первом квартале 2016 года. Сейчас могу сказать однозначно: мы добились того, что каждый раздел госпрограммы выполняется с учетом требований по энергосбережению. Это все аспекты электро-, тепло-, водоснабжения, включенные в комплексную городскую программу. При этом по всем удельным показателям программы идет снижение потребления энергоресурса. Сегодня каждая ресурсоснабжающая организация приложением к своей адресной инвестиционной программе представляет комплекс мер по энергосбережению. Каждая РСО обязана производить энергообследование в условленные сроки, разрабатывать программу энергосбережения и далее отчитываться об ее выполнении.

- В качестве одного из ожидаемых итогов госпрограммы значится привлечение инвестиций для реализации мероприятий в области энергосбережения. Придут ли деньги в коммуналку?

- Существует несколько механизмов привлечения внебюджетных средств. Это концессия, энергосервис и некие гибридные практики на основе ГЧП, которым еще предстоит доказывать свою состоятельность в нормативно-правовой среде. Концессионные соглашения мы намерены заключить в области генерации. Сегодня работает группа под началом комитета по инвестициям, мы рассматриваем проекты по переводу 34 котельных, работающих на неэффективных видах топлива, на газ. Если инициатива будет поддержана, это позволит нам проводить чистый энергосервис на генерации.

- Кстати, об энергосервисных контрактах. В ноябре на заседании МВК вы говорили, что всего 5% бюджетных учреждений перешли на автоматизированные тепловые пункты. Почему бюджетники тянут с этим?

- Конечно, это непростительно малый процент. И это то, над чем мы сейчас работаем. Механизма может быть два: бюджетные вливания и внебюджетные инвестиции. Бюджетное участие заключается во внедрении энергосберегающих технологий в ходе реализации программы капитального ремонта объектов. При капремонте обязательно должна вестись установка автоматики потребления, замена существующих теплопунктов на погодорегулируемые.

Что касается энергосервисных контрактов, у нас уже есть первопроходец. Это школа № 427 в Кронштадском районе, контракт был заключен в прошлом году. За счет частных инвестиций (контракт реализован холдингом «Теплоком») были заменены лампы освещения на энергоэффективные светодиодные и установлен блочный ИТП, что позволяет регулировать подачу тепла в зависимости от температуры наружного воздуха и ввести режимы потребления - чтобы ночью не греть пустую школу. Мы ожидаем, что заявленный объем экономии тепловой энергии составит не менее 25,4%, или 203,3 Гкал, электрической энергии не менее 55,5%, или 50377,2 Квтч.

Сейчас мы расширяем наш пилотный проект. Мы провели экспресс-обследования 60 объектов Выборгского района и обозначили объекты с наиболее высоким потенциалом энергосбережения и, разумеется, наиболее интересные для инвесторов. В итоге у нас получилось 11 объектов, которые выйдут на конкурс на право заключения в 2016 году энергосервисных контрактов. Хотел бы отметить, что здесь мы делаем беспрецедентные шаги навстречу заинтересованному бизнесу. Мы совместно с комитетом по госзаказу и районными администрациями добились объединения закупок.

- Что дает это объединение? Осилит ли эти лоты малый и средний бизнес?

- Объединение закупки преследует простую цель – бизнесу сегодня неудобно и неинтересно работать на одном маленьком проекте, скажем - на одной школе. И если он хочет работать по-крупному, то ему приходится нести затраты на участие в 30 отдельных торгах. А нужен инвестору пакет из 10-30 объектов. Только тогда он выходит на нужные ему обороты. Проблема в том, что до сих пор законодательство не позволяло объединять данные закупки. И у нас реально получалось, что на 10 школ проводилось 10 конкурсов. Также интерес бизнеса снижало отсутствие возможности включения в энергосервисный контракт экономии по эксплуатационным расходам и резко возросшие процентные ставки по кредитам. 

В основном энергосервис - это кредитный продукт. Инвестор берет кредит, модернизирует объект и за счет получаемой экономии закрывает заем и получает прибыль. А на фоне подскочивших ставок финансовый механизм сам по себе, к сожалению, потерял ту привлекательность, которая просматривалась 2-3 года назад. Тем не менее процесс пошел, и в ближайший месяц-полтора эти энергосервисные контракты будут заключены.

- Каков объем рынка энергосервиса в городе?

- Рынок энергосервиса в Санкт-Петербурге сейчас в стадии развития. Он делает свои первые шаги. Перспективы большие, и работы тоже много. Помимо контракта по 427-й школе есть два договора по жилью. Мы методически и организационно сопровождаем эти процессы на пилотной стадии. Кто вообще может заявиться на конкурс - неизвестно. Дело в том, что эта сфера не подразумевает под собой каких-то особых производственных мощностей. Энергосервисом может заниматься в принципе любой субъект инвестиционной деятельности. Даже банк, если наймет на производство работ некую крупную компанию. Такую, как, например, «Взлет», «Логика» или «Теплоком». Для инвесторов сейчас этот рынок достаточно интересен, энергосервис активно развивается в Ленинградской области, Москве, Татарстане и др.

- Какой сейчас период окупаемости по энергосервисным контрактам?

- В среднем около 5 лет. Но опять же, так как конкурсы разыгрываются госучреждениями, период действия контракта они выбирают сами. Тут нужно понимать: чем больший вы ставите период окупаемости, тем более глубокую и качественную модернизацию вы получите на выходе - и, как следствие, больше выйдет экономия. Если вы ставите контракт на 2 года, то инвестор просто вложит меньше средств. При контракте в 6 лет можете быть уверены в самом современном оборудовании, наличии индивидуальных тепловых пунктов и т.д.

- Сколько стоит сегодня автоматизированный индивидуальный тепловой пункт (АИТП)?

- От 1 млн до 3 млн рублей. Часть оборудования, которое не производится в России, например у того же Danfoss, и автоматика Siemens, разумеется, подскочили в цене. Но честно скажу: только что встречался с производителями, которые могут полностью заместить зарубежную продукцию (например, тот же завод «Авангард»), поэтому общая стоимость этих приборов осталось в этих пределах.

- А как страхуются граждане от недобросовестных поставщиков в рамках договоров?

- Этим и хорош энергосервисный контракт. Подрядчик устанавливает оборудование, и в договоре прописывается его выплата от достигаемой экономии. Если инвестор добросовестно исполнил свои обязанности, он получает деньги. Напомню: экономия по основному контракту предполагается в районе 20% ресурса. Если, например, экономия составила 15% - значит, инвестор где-то недоработал и он никаких денег не получит.

- Спасет ли распространение энергосервиса от «перетопа»?

- У так называемого «перетопа» есть сразу несколько причин. Решать эту проблему нужно комплексно. У нас в Петербурге действует открытая система теплоснабжения. Даже при самых благоприятных условиях поставщики тепла не могут и не имеют право поставлять теплоноситель ниже 75 градусов. Работа по нормативу – это не «перетоп». «Перетоп» – это когда жарко в квартире. В прошлом году мы обследовали тепловизорами более 200 домов, входящих в программу капремонта. В итоге мы зафиксировали сверхнормативный расход потребления в размере 13 234 Гкал, или 20,1 млн. рублей, что составляет 34% от общего объема потребления данных МКД. Могу с уверенностью сказать, что почти все вопросы по «перетопу» связаны с разбалансировкой системы теплоснабжения здания. Это когда на верхних этажах все ходят в майках, а на нижних – мерзнут. Это свидетельствует только об одном – о некачественном управлении многоквартирным домом. И устранять этот дисбаланс приходится в ходе программы капремонта – балансировать систему, устанавливать дополнительные насосы и т.д. В ряде случаев «перетоп» – это проблема плохого управления, хотя и не всегда. Есть проблемы и с ресурсниками. Такое у нас коммунальное наследие.

- Насколько активно собственники жилья соглашаются на установку АИТП? У нас народ привык не доверять электронным чудо-средствам, которые грозятся сделать их жизнь лучше….

- Когда процесс установки АИТП завершен, жители уверены в реальном сокращении самой дорогой строки в платежке. А дальше так: соседи по дому общаются между собой. И выясняется: у одних в платежке за тепло 1 000 рублей, а у других - 1 500. Сразу возникает вопрос: а как ты это сделал? В итоге сейчас граждане очень ждут установки АИТП. А с другой стороны – никто ничего без ведома жильцов установить не может. Решение о подписании энергосервисного контракта может принять только собрание собственников жилья. Отмечу, что сейчас Минстрой РФ предлагает поправки, которые дадут возможность заключать контракт при кворуме в 2/3 общего числа жильцов. Мы знаем, как сложно собрать собственников вместе, а эта инициатива должна подхлестнуть рынок.

- Когда реально можно ждать бюджетной экономии?

- Бюджетная экономия идет в любом случае. Потому что, хотим мы того или нет, госсектор обязан снижать энергопотребление на 3% в год. И мы неукоснительно исполняем данное предписание. Уверен, что в ближайшие два года мы сделаем качественный скачек в привлечении внебюджетных инвестиций в модернизацию ЖКХ, что, в свою очередь, несомненно приведет к значительному снижению расходов на оплату коммунальных услуг для жителей города и бюджетного сектора.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей, помощник адвоката, 50 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии