Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Уборка по лицензии

 Фото: Андрей Куликов Фото: Андрей Куликов Российское правительство возвращает лицензирование работ по сбору, транспортированию, обработке отходов - до 1 июля все предприниматели, желающие работать в этой сфере, должны получить визу Росприроднадзора. Как признались в ведомстве, послабления для бизнеса сыграли злую шутку: после отмены лицензий в стране образовалось более 150 тысяч незаконных свалок

Никаких отсрочек

Сбор и использование отходов I - IV класса опасности решением российского правительства были выведены из перечня лицензируемых видов деятельности еще в 2012 году, после корректировок 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного экологического контроля (надзора) и муниципального контроля». А правки в 99-ФЗ («О лицензировании отдельных видов деятельности») сняли необходимость получения лицензии для транспортировки отходов I - IV класса опасности.

Вступили в силу изменения в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», и перечень лицензируемых видов деятельности в части обращения с отходами был восстановлен и даже расширен.

Уже пару лет лицензии необходимо получать исключительно на размещение и обезвреживание отходов. Однако в 2015 году российские власти решили отыграть реформы мусорного бизнеса обратно. Вступили в силу изменения в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», и перечень лицензируемых видов деятельности в части обращения с отходами был восстановлен и даже расширен.

Так, с 1 июля 2016 года все предприниматели, работающие по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов I - IV класса опасности, обязаны получить лицензию на этот вид деятельности. Что касается действующих лицензий, то на обезвреживание и размещение установлен переходный период до 1 января 2019 года, но даже бессрочные лицензии подлежат переоформлению в указанный срок. При этом санэпидзаключения на транспортировку отходов останутся действующими с 2011 года. Их переоформлять не нужно. Выдают лицензии непосредственно территориальные органы Росприроднадзора.

Как отмечают в департаменте Росприроднадзора по СЗФО, после 1 июля при работе без лицензии возможно привлечение к административной ответственности по КоАП, штраф для юридических лиц - до 50 тысяч рублей, административная приостановка деятельности предприятия на 90 суток и полная конфискация всего сырья. Более того, работа без лицензии может быть квалифицирована (при большом желании) как незаконное предпринимательство - это уже уголовно наказуемое преступление, предусматривается штраф до 500 тысяч рублей, исправительные работы сроком до 5 лет или тюремное заключение на тот же срок.

Однако, как стало известно «Общественному контролю», срок введения лицензирования Росприроднадзором переносился дважды, но тем не менее не все оказались готовы к дедлайну. Так, крупный «мусорный» бизнес направил через региональные торгово-промышленные палаты письмо к федеральным властям, в котором говорит о том, что не успевает подготовить документы, мощности и пройти экологическую экспертизу до 1 июля.

К слову, уже с начала весны в интернете активно работают так называемые «посредники», которые предлагают предпринимателям «лицензию под ключ».

Тем не менее в ведомстве остаются непреклонны: «Знаем, что многие ждут нового переноса сроков, но его быть не может. Мы полностью готовы к исполнению данной функции», - говорят в департаменте. По словам замруководителя департамента Наталии Батовой, с 15 октября 2015 года, когда вступило в силу положение о лицензировании, в департамент за лицензиями обратилось 320 предприятий. Из них 171 из Петербурга и 148 - из Ленобласти. Большая часть заявок - от компаний, которые занимаются сбором и транспортированием отходов, меньше тех, кто занимается обработкой и утилизацией.

На конец мая выдано 138 лицензий, 104 заявки - в работе. Отказано было 21 организации (6,5% от общего количества выданных лицензий). Как правило, отказывают соискателям из-за банального отсутствия спецтранспортных средств для перевозки отходов или оборудования для утилизации мусора. Тем не менее динамика обращений, особенно в последние месяцы, растет.  «Если в январе к нам в неделю поступало около 8 - 12 заявлений, то только за последнюю неделю у нас появилось 30 таких заявок, - говорит госпожа Батова. - Мы постараемся отлицензировать всех, кто подал заявки своевременно».

Против новых отсрочек выступает и более обязательный, нежели коллеги, бизнес. «Ни в коем случае нельзя давать отсрочку на лицензирование. Позицию по 1 июля надо отстоять - рынок фактически готов, перевозчики и объекты размещения были готовы, по большому счету, в декабре. И мы ждем, что лицензирование состоится. Была проделана огромная работа. Многие работники, кстати, научились писать слово отход с буквой “д” на конце», - шутит генеральный директор компания «ПрофСпецТранс» Сергей Санне.

К слову, уже с начала весны в интернете активно работают так называемые «посредники», которые предлагают предпринимателям «лицензию под ключ». Как говорится на одном из сайтов, крайний срок подачи через них заявки - 1 апреля 2016 года, 45 дней отводится на оформление лицензии, еще 45 - на экологические заключения и паспорта. В качестве примера - лицензия на сбор и транспортирование «под ключ» обойдется юрлицу в 621 тысячу рублей. Обработка отходов (сюда же входит сортировка) - более 1 млн рублей, в такую же цену выйдет лицензия на переработку отходов без обезвреживания. С обезвреживанием - уже 3 млн рублей. 3,1 млн рублей стоит лицензия на утилизацию. Лицензия на размещение и внесение в ГРОРО (госреестр объектов размещения отходов) - самая дорогая (4,3 млн рублей).

Ослабили хватку

Эксперимент 2012 года с отменой лицензий на сбор и транспортирование отходов привел к печальным последствиям, констатируют эксперты. «К сожалению, любая лазейка в законе становится благодатной почвой для недобросовестного бизнеса. Как только мы отменили лицензии в обращении отходов, по статистике в 2,5 раза выросло количество несанкционированных свалок, - говорил начальник управления государственного экологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Наталья Соколова. - Такая же ситуация была и с перевозками отходов - откуда мы знаем, что везут грузовики на полигоны? А может, ртутные лампы? Теперь же, с 1 июля, мы сможем останавливать перевозчиков на постах ДПС и проверять грузы. Если там будет не тот класс опасности - сразу авто на штрафстоянку, а предпринимателя привлекаем к ответственности».

Вместе с тем один из самых насущных для больших городов вопросов - с ТБО и строительными отходами так и останется нерешенным. Дело в том, что несколько лет назад V класс опасности (к которому относится строительный мусор) был выведен из-под действия 99-ФЗ, а значит - контроля за работой с такими отходами практически нет. «Росприроднадзор тогда выступал категорически против такого решения. Разработчиком же этой нормы было Минэкономразвития, которое посчитало, что нужно снимать нагрузку на бизнес. Нагрузку сняли, но за 3,5 года у нас по России образовалось около 150 тысяч несанкционированных свалок коммунальных и строительных отходов», - сокрушается госпожа Соколова. Более того, никак не регламентируется и не лицензируется деятельность по вывозу и размещению медицинских отходов.

Схема мусоропереработки

Тем же 458-ФЗ органам исполнительной власти регионов вменена еще одна обязанность. А точнее - даны троякие полномочия. Им необходимо разработать и реализовать региональную программу в области обращения с отходами, территориальные схемы и установить правила работы регионального оператора по обращению с ТКО. Территориальные схемы при этом обязаны быть разработаны до 26 сентября 2016 года.

Регионам необходимо разработать и реализовать региональную программу в области обращения с отходами, территориальные схемы и установить правила работы регионального оператора по обращению с ТКО.

«Но ситуация по стране пока вызывает опасение. Всего несколько субъектов РФ разработали террсхемы, в большинстве регионов даже не объявлены конкурсы на их разработку. С учетом того, что эти схемы нужно еще согласовать с Росприроднадзором и пройти экологическую экспертизу, - времени не так много», - заключила госпожа Соколова. 

По ее словам, в территориальной схеме будет представлен колоссальный массив информации - это данные об источниках образования отходов (причем любых - как производства, так и потребления), о количестве образующихся отходов с разбивкой по видам и классам опасности, о целевых показателях по их обезвреживанию и утилизации (деятельность глав субъектов оценивается президентом также и в части эффективности работы с отходами). Там же должны быть данные о местонахождении пунктов сбора, накопления, захоронения отходов. Должен быть баланс количественных характеристик их образования и утилизации и схема потоков. В общем - это будет исчерпывающая карта мусоропереработки региона. При этом в Росприроднадзоре советуют соседним субъектам и округам разрабатывать межрегиональные схемы работы с отходами. «Петербург и область обязаны это делать вместе, потому что на территории города запрещено размещение и обработка отходов по действующим санитарно-защитным зонам, - говорит Наталья Соколова. - А вот в соседнюю Ленобласть, наоборот, любят возить мусор бесконтрольно».

458-м законом вводится и новое понятие регионального оператора. Такой статус юрлицу или нескольким будет присваиваться минимум на 10 лет (исключение сделано для Москвы, где сразу несколько таких операторов действуют уже несколько лет).  Порядок выбора регионального оператора находится сейчас на рассмотрении кабмина. Оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с ТКО по единому тарифу. Напомним: ранее сообщалось, что все регионы должны создать региональных операторов до конца 2016 года.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Лида, менеджер по персоналу в ресторане, 25 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии