Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +16 погода в Петербурге
Доллар 70.75
Евро 80.09
Юань 1.01

Смольный бойкотирует коммунальную концессию

 Фото: Сергей Куликов/«Интерпресс» Фото: Сергей Куликов/«Интерпресс» Согласно распоряжению Минстроя РФ, до конца года все регионы должны были представить по пять новых проектов концессии в ЖКХ, но по факту, как выяснил «Общественный контроль, в администрациях даже не знают об этом требовании. Власти Петербурга и Ленобласти не спешат запускать инвестиционные процессы в жилищно-коммунальном хозяйстве, пока что ГЧП в городском ЖКХ - это идеи трехлетней давности и надежда на условно частные деньги «Газпрома»

На необходимости планомерного, но неотвратимого вовлечения частного капитала базируется представленная в 2016 году Минстроем Концепция развития ЖКХ России до 2020 года. Как подробно писал «Общественный контроль», концепция предполагает, что к 2018 году должно быть отремонтировано 100 тысяч домов на 200 млн кв. метров жилья (при этом уровень аварийности снизится в 1,5 раза), до 2020 года не менее 30% домов должно перейти на накопление средств на капремонт на спецсчетах. При этом показатель удовлетворенности качеством услуг ЖКХ, согласно ВЦИОМ, составит не менее 80%. Чтобы достичь этих показателей, нужны немалые деньги, а конкретно - около 10,4 трлн рублей, в такую сумму министерство оценивает недофинансированность отрасли.

Минстрой предложил не затыкать финансовую дыру неэффективными бюджетными инвестициями, а привлечь частный бизнес: ежегодно привлекать в ЖКХ не менее полутриллиона рублей частных инвестиций.

И в рамках документа Минстрой совершенно справедливо предложил не затыкать финансовую дыру неэффективными бюджетными инвестициями, а привлечь частный бизнес. Ведомство хочет ежегодно привлекать в ЖКХ не менее полутриллиона рублей частных инвестиций (200 млрд на теплосети, 100 - на водоснабжение), чтобы уже через 4 года бюджет вкладывал в капремонт и реконструкцию сетей не больше 30% средств. В министерстве подчеркивали, что деньги эти есть, только бизнесу пока удобнее хранить их на депозитах, нежели зарывать песок жилкомхозяйства.

Практически одновременно с обнародованием Концепции, 26 июля 2016 года замминистра строительства Андрей Чибис провел всероссийское селекторное совещание по вопросам ГЧП, на котором задал минимальный показатель эффективности, который необходимо достигнуть до конца года. Господин Чибис распорядился, чтобы каждый регион до этого срока предоставил на рассмотрение Минстроя не менее пяти концессионных проектов в ЖКХ. При этом не менее трех концессий в каждом субъекте должно быть запущено благодаря региональным корпорациям развития - здесь также должны появиться персонально ответственные за рост инвестиций в ЖКХ.

Все инструменты для привлечения капитала, по словам ведомства, регионам были даны: власти могут передавать в концессию объекты со значительной долей незарегистрированного имущества и ГУПы с долгами, а также превращать в концессию договоры аренды. Инвестору также обещана компенсация инвестиций из бюджета при расторжении концессии, переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими компаниями, фиксированный тариф с сохранением экономии инвестора, гарантированную предпринимательскую прибыль в размере 5% и т. д.

Какие еще концессии?

Вместе с тем, как выяснил «Общественный контроль», Петербург не просто не успеет выполнить прямое распоряжение федерального ведомства - городская администрация вообще не в курсе о таком предписании. Более того, кто именно в Смольном ответит за государственно-частное ЖКХ, тоже неясно.

Петербург не просто не успеет выполнить прямое распоряжение федерального ведомства - горадминистрация вообще не в курсе о таком предписании. Более того, кто именно в Смольном ответит за государственно-частное ЖКХ, тоже неясно.

Дело в том, что сфера городского жилкомхозяйства фактически «распылена» между двумя вице-губернаторами. Вопросы городского хозяйства, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства формально курирует Николай Бондаренко, в то же время одного из главных распорядителей бюджетных средств Смольного, комитет по энергетике и инженерному обеспечению, а также комитет по тарифам и комитет по инвестициям (позже переподчинили напрямую губернатору) оставил за собой Игорь Албин.

В пресс-службе вице-губернатора Бондаренко «Общественному контролю» заявили, что распоряжений о подготовке концессионных соглашений не получали, инвестициями в «коммуналку» не занимаются, и посоветовали обратиться с этим вопросом в комитет по энергетике.

В ведомстве Андрея Бондарчука также не смогли предоставить список новых проектов частной коммунальной инфраструктуры, но подчеркнули, что говорить о том, что город вообще ничего не делает в этом направлении - неправомерно.

Так, если Минстрой все же спросит со Смольного о проделанной работе, городская администрация сможет предъявить федералам полузамороженный проект модернизации системы водоснабжения и водоотведения Петербурга, а именно - передачу в частные руки смольнинского ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», которое контролирует 100% объектов водоснабжения города.

Если Минстрой все же спросит со Смольного о проделанной работе, городская администрация сможет предъявить федералам полузамороженный проект модернизации системы водоснабжения и водоотведения Петербурга.

Власти задумались о развитии «Водоканала» в рамках концессии еще – внимание! -  в 2013 году. Ровно три года назад глава предприятия Феликс Кармазинов заявлял, что Смольный уже нашел огромное количество желающих предоставить деньги на модернизацию сетей. Требуемый объем инвестиций оценивался в 280 млрд рублей. Согласно планам, инвестор был обязан будет в течение 25 - 30 лет провести модернизацию всей хозяйственной деятельности предприятия за счет собственных или привлеченных средств. Концессионера предполагалось выбрать по конкурсу к ноябрю 2013 года, но, тем не менее, «Водоканал» до сих пор казенный, а господин Кармазинов все такой же бессменный.

Впрочем, в конце августа СМИ начали активно отправлять «железного Феликса» в отставку: его контракт истекает 4 октября и, возможно, не будет продлен. И, с большой долей вероятности, процесс передачи «Водоканала» в частные руки будет запущен к концу года именно под руководством нового управленца. В «Водоканале» нашему изданию сообщили, что вопрос действительно рассматривается, но конкретные даты и условия передачи ГУПа остаются на усмотрение города.

Второй проект частных инвестиций в ЖКХ, который в Смольном также планируют запустить до конца года, - контракт с АО «Газпром теплоэнерго» на реконструкцию объектов теплоснабжения в пяти районах Петербурга. По сути, это будет второй этап программы взаимодействия с «Газпромом» по развитию теплоэнергетики, который стартовал еще в 2003 году. Газовый монополист в Петроградском, Курортном, Петродворцовом, Центральном и Адмиралтейском районах построил 223 котельные, 53 тепловых пункта общей мощностью более 2,5 тысячи МВт, переложил почти тысячу км теплосетей, вложив в эти мероприятия около 23 млрд рублей. Впрочем, на тот момент федеральный закон «О концессии в теплоэнергетике» еще не заработал, поэтому компания просто получила построенные и реконструированные объекты в долгосрочную аренду, а с 2006 года город компенсировал недостачу окупаемости инвестиций бюджетными субсидиями.

Эта программа, к слову, стала еще одним фронтом борьбы Смольного и нынешнего состава ЗакСа. В 2016 году депутаты потребовали, чтобы Смольный досрочно расторг арендные отношения с «Петербургтеплоэнерго»: якобы инвестор лишь на 17% выполнил ремонтную программу 2015 года стоимостью 65,2 млн рублей и его работа в принципе неэффективна.

В 2016 году депутаты потребовали, чтобы Смольный досрочно расторг арендные отношения с «Петербургтеплоэнерго»: якобы инвестор лишь на 17% выполнил ремонтную программу 2015 года стоимостью 65,2 млн рублей.

Впрочем, скоро Петербург получит новый комплект парламентариев, а посему, по информации «Общественного контроля», власти готовятся подписать новое аналогичное соглашение с монополистом. Ожидается, что оно будет подписано в ноябре-декабре, когда будут подводиться итоги благотворительной программы «Газпрома» родному Санкт-Петербургу.

Как рассказывал на совещании в Смольном директор АО «Газпром теплоэнерго» Леонид Богорад, компания провела анализ технического состояния тепловых объектов в пяти районах города и рассчитала количество объектов и протяженность сетей, подлежащих реконструкции. По предварительной оценке, всего необходимо реконструировать 103 котельные, 12 ЦТП, 670 км сетей теплоснабжения.

В свою очередь, первый заместитель председателя комитета по инвестициям Дмитрий Синкин сообщил, что комитетом проработаны возможные механизмы реализации сотрудничества, одним из наиболее предпочтительных является концессия. В ответ на это вице-губернатор Игорь Албин во всеуслышание заявил, что успешного опыта реализации концессионных механизмов в теплоэнергетике в России пока не существует.

Область в старых схемах

С господином Албиным не согласятся на Суворовском, 67. Накануне власти Ленинградской области и «Газпром» открыли в Тихвине первый объект, построенный по программе реконструкции системы теплоснабжения региона, - котельную мощностью 209,6 мегаватт. Объем инвестиций в котельную, построенную «Газпромом», составил 3,2 млрд рублей. Срок действия концессии -15 лет, источником возврата средств будет служить тариф на тепловую энергию и плата за технологическое присоединение. Новая котельная обеспечит тепловой энергией большую часть жилого фонда и социальных объектов Тихвина.

До 2019 года в рамках договора концессии в строительство и модернизацию 1 100 км сетей и 65 котельных в 53 населенных пунктах региона «Газпром» вложит 18 млрд рублей.

«Газпром Теплоэнерго» также продолжит реконструкцию 46,3 км тепловых сетей в Тихвине. Работы продлятся до 2018 года. А до 2019 года в рамках договора концессии в строительство и модернизацию 1 100 км сетей и 65 котельных в 53 населенных пунктах региона «Газпром» вложит 18 млрд рублей. В данный момент власти и ПАО «Газпром» готовят новое концессионное соглашение по модернизации теплосетей Бокситогорска. Концессионером выступит одна из дочерних структур «Газпрома», а общий объем инвестиций составит порядка 1,1 млрд рублей.

Масштабные планы монополиста выглядят ободряюще, особенно для жителей тех городов и поселков, куда придет долгожданное и стабильное тепло. Но, по большому счету, концессия, которую подписывали еще в 2014 году, вряд ли может быть занесена властями региона в разряд «новых подписаний».

В пресс-службе зампредседателя правительства области Олега Коваля, отвечающего за ЖКХ, также не смогли предоставить список из пяти новых проектов, вспомнив лишь потенциальную схему развития систем водоснабжения и водоотведения региона под знаменем объединенного областного «Водоканала». «Общественный контроль» подробно освещал планы областной администрации: планируется привлечь в ЖКХ бизнес, который, вложив около 40 млрд рублей, решит проблему обветшавших сетей муниципальных водоканалов. Предполагается, что муниципалы, не способные сами реконструировать водозаборы, должны будут передать имущество на региональный уровень.

Проблема лишь в том, что концепция новой системы водоснабжения будет готова в лучшем случае к середине 2017 года, а консолидация активов областным «Водоканалом» завершится не ранее 2020-го.

Одним монополистом живы

Для приведения в порядок сферы жилкомхозяйства Петербурга и Ленобласти ежегодно требуется не менее 40 млрд рублей, подсчитывали эксперты, однако частные инвестиции в ЖКХ, за исключением газпромовских, у города и области пока не ловятся. Да и частными вложения газового монополиста можно назвать весьма условно: 50,3% акций «Газпрома» контролирует государство.

Частные инвестиции в ЖКХ, за исключением газпромовских, у города и области пока не ловятся. Да и частными вложения газового монополиста можно назвать весьма условно: 50,3% акций «Газпрома» контролирует государство.

Дело в том, что реконструировать небольшие котельные, короткие изношенные участки сетей и убыточные ГУПы крупным инвесторам неинтересно, а более мелкие компании в проекты в ЖКХ идут неохотно. В этой сфере банки не дают «длинные» кредиты, а вынуть из оборотных средств несколько миллиардов рублей на замену всех сетей в условном Всеволожске при окупаемости проекта в 10 - 15 лет - не под силу большинству игроков рынка.  

Инвесторы опасаются вкладывать деньги в ЖКХ, поскольку никто не хочет связываться с государством, считает председатель СРО «Ассоциация управляющих и эксплуатационных компаний в сфере ЖКХ» Евгений Пургин. «Вот заключили вы соглашение с органами власти, рассчитали худо-бедно окупаемость, начали работать, но затем во власти происходят перестановки, к тебе приходят, пересчитывают структуру затрат - и оказывается, что ты получишь меньше, чем вложил, - рассказал эксперт. - В эпоху жестоко урезаемых бюджетов в концессию в ЖКХ могут идти лишь те, кто особо от них не зависит, например, тот же “Газпром”».

По его словам, передача «Водоканала» в частные руки затягивалась именно в силу лично позиции Феликса Кармазинова. «Он человек сугубо государственный и полагает, что столь ответственные отрасли, как ресурсоснабжение, не должны быть приватизированы или другим способом отмежеваны от государства», - уверен господин Пургин. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Настя, SEO-оптимизатор, 27 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Комментарии
Яндекс.Метрика