Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Мусорная монополия

 Петербург сделал первый шаг к переходу на новый способ вывоза и утилизации коммунальных отходов - созданию регионального оператора, который станет фактическим монополистом на «мусорном» рынке. И если чиновники видят в этом сугубо положительные стороны, то участники рынка испытывают беспокойство

Тысяча страниц формата А3, шитые в восемь папок лежат на столе заместителя председателя комитета по благоустройству Кирилла Пащенко. Это - Территориальная схема по обращению с отходами в Петербурге, документ, описывающий всю цепочку образования и утилизации отходов в городе. Речь идет о 1,7 млн тонн только коммунальных отходов в год.

С нового года по всей стране должна заработать новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). В каждом регионе появится региональный оператор - компания, отвечающая за всю цепочку от сбора до утилизации ТКО.

С нового года по всей стране должна заработать новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). В каждом регионе появится региональный оператор - компания, отвечающая за всю цепочку от сбора до утилизации ТКО. И создание территориальной схемы - первый шаг в этой реформе. «Гигантский шаг к тому, чтобы это заработало», - говорит Кирилл Пащенко.

«Петербург - один из передовиков, потому что в ряде регионов еще не приступили к разработке территориальной схемы», - подчеркивает чиновник. По его словам, схема уже согласована в Росприроднадзоре. Правда, регионы должны были согласовать свои схемы до 26 сентября, но многие действительно с этим не справились, сетовал на прошлой неделе в интервью «Российской газете» министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.

Ранее предполагалось, что новая система обращения с отходами заработает с 1 января 2016 года, но потом срок перенесли на год вперед. Гарантий того, что его не придется переносить еще раз, нет никаких. Для того чтобы начать разрабатывать конкурсную документацию по выбору регионального оператора, петербургские чиновники ждут постановления правительства РФ о порядке обращения с твердыми коммунальными отходами, которое пока не выпущено. «В этом порядке, в том числе, будет утвержден примерный договор между региональным оператором и представителем многоквартирного дома или частного индивидуального жилого дома, который обязан будет такой договор с региональным оператором заключить», - объясняет Кирилл Пащенко.

Успеет ли город в оставшееся до конца года время подготовить законодательную базу со своей стороны и провести конкурс - большой вопрос.

Задача - навести порядок

Сейчас в сфере обработки ТКО задействовано множество организаций. В общих чертах цепочка выглядит так: управляющие компании заключают договоры на вывоз мусора с тем или иным транспортным предприятием, которое доставляет его на мусороперерабатывающие предприятия, полигоны и другие специализированные места приема отходов. На практике перевозчики часто экономят, сваливая мусор где попало. Кирилл Пащенко сетует на сложность борьбы с нарушителями экологического законодательства. «Мы просто не можем их поймать, - говорит он. - Мы можем поймать отдельную машину, мы можем оштрафовать водителя на 5 тысяч рублей. 5 тысяч рублей или целый автомобиль отходов - это сопоставимые вещи».

Управляющие компании заключают договоры на вывоз мусора с тем или иным транспортным предприятием, которое доставляет его на мусороперерабатывающие предприятия, полигоны и другие специализированные места.

Появление же регионального оператора, по замыслу чиновников, должно навести порядок в данной сфере. «Город может сказать: "Вот здесь, в том числе по жалобе жителей, обнаружена какая-то несанкционированная свалка, - приводит пример Кирилл Пащенко. - Региональный оператор, вот тебе санкция за то, что ты допустил ее, и вот тебе предписание на то, что ты должен ее устранить"». В этом смысле, мне кажется, данная ситуация улучшит состояние окружающей среды».

Практика создания региональных операторов уже есть в другой сфере ЖКХ - капитальном ремонте многоквартирных домов. Но если там операторы создавались с нуля, то выбирать организацию, которая станет монополистом на рынке переработки ТКО, будут среди существующих предприятий в ходе конкурса. Претендентам не обязательно будет иметь огромный автопарк, полигоны и мусороперерабатывающие заводы (организаций такого масштаба в Петербурге в любом случае нет), оператор сможет брать других игроков рынка на субподряд.

«Я не могу сказать, что у нас появится организация, которая обладает своими автомобилями, своими объектами по утилизации, по обработке, - объясняет Кирилл Пащенко. - И сам закон предусматривает, что есть понятие регионального оператора и есть понятие оператора. И оператор может существовать по договору с региональным оператором и осуществлять ту часть деятельности, которую не может осуществлять региональный оператор».

Кто хочет стать миллиардером?

На вопрос о том, есть ли уже претенденты на участие в конкурсе, Кирилл Пащенко отвечает: «К нам не поступало еще таких заявлений, мол, я хочу стать региональным оператором. Хотя каждый, кто этой деятельностью занимается, я думаю, что внутри себя думает».

Участники рынка заявили о готовности участвовать в конкурсе, что неудивительно, учитывая, что речь идет о монопольном положении на рынке, который сами бизнесмены оценивают в 3 - 5 млрд рублей в год, сроком на 10 лет.

«Общественный контроль» убедился в этом, пообщавшись с несколькими участниками рынка. Каждый из них заявил о готовности участвовать в конкурсе, что неудивительно, учитывая, что речь идет о монопольном положении на рынке, который сами бизнесмены оценивают в 3 - 5 млрд рублей в год, сроком на 10 лет. Правда, вместе с тем каждый из них раскритиковал ход «мусорной» реформы.

«На мой взгляд, эта идея очень правильная, когда не перевозчик расплачивается с той структурой, которая принимает у него мусор на переработку или на размещение, а некая региональная структура, которая распределяет деньги перевозчику только за то, что он привез туда, куда надо, - рассуждает директор полигона Северная Самарка Василий Быков. - Что скрывать, сегодня многие куда хотят, туда и везут... Перевозчики сокращают расходы всеми доступными им методами, сваливают куда попало».

Вместе с тем, по его мнению, реформа до конца не продумана. «Фактически ни у кого в стране концепции того, как обращаться с отходами, нет, - продолжает Василий Быков. - Что с ними делать, никто так и не решил. Будем ли мы все сжигать, как в Европе, либо мы будем перерабатывать комплексным путем, то есть вынимать все доступное вторсырье?»

Наконец, опасение директора полигона вызывает перспектива монополизма регионального оператора, который будет сам выбирать, с кем ему работать, а с кем нет. «В этой системе тихому спокойному участнику рынка уже места не будет никак», - объясняет Василий Быков, отмечая, что это может сказаться на качестве вывоза мусора.

Региональных операторов должно быть несколько в таких городах-миллионниках, как Москва, Петербург. Ни в коем случаев в целях безопасности работы нельзя быть региональным оператором кому-то одному.

Генеральный директор ОАО «Автопарк №1 «Спецтранс» Анатолий Язев указывает на то, что сейчас около 20% платежей населения за вывоз мусора расходуются управляющими компаниями на другие цели. «Если концентрировать деньги у кого-то в одних руках, то, значит, вероятность траты их на другие цели будет сведена к минимуму», - надеется он.

Анатолий Язев соглашается с тем, что на данный момент законодательная основа реформы недоработана. «На этой схеме (территориального планирования. - Ред.) нигде не сказано, куда возить отходы, - замечает он. - У нас полигоны, которые имеются в области, они все исчерпали свои возможности и практически нам некуда возить. Я думаю, что мы просто с 1 января 2017 года не готовы еще (переходить на новую систему. - Ред.)», - делает вывод специалист.

«Ни одна компания не способна стать сегодня региональным оператором по тем признакам, которые предусматривает закон, - говорит, в свою очередь, президент ХК “Созвездие Водолея” Владимир Хильченко. - Представьте себе, у нас в городе образователей отходов - несколько тысяч. Каждый из них должен заключить договор с этой компанией. Просто разделите количество времени, нужное для заключения обычного договора. Каков штат людей должен быть в этой компании? Я как-то подсчитывал - порядка тысячи человек. Тогда она за год справится с такой работой. Такой структуры сегодня нет ни у кого».

Другой проблемой, по мнению, предпринимателя, могут стать возможные претензии к единому оператору со стороны правоохранительных органов. Механизма передачи функций по вывозу отходов другому оператору законодательством не предусмотрено. «Я считаю, что региональных операторов должно быть несколько в таких городах-миллионниках, как Москва, Петербург, - делает вывод Владимир Хильченко. - Ни в коем случаев в целях безопасности работы нельзя быть региональным оператором кому-то одному. Для такого города, как Питер, должно быть не менее четырех операторов».

Цена вопроса

Еще один аспект реформы заключается в том, что в квитанциях всех жильцов появится строка «вывоз мусора». Сейчас она зачастую спрятана в графе «содержание и ремонт жилого помещения». Граждане платят за вывоз мусора 3,56 рубля с квадратного метра своей жилплощади. Как изменится тариф, чиновники пока не говорят, но указывают на то, что нормы образования мусора, которые заложены в основу тарифа, не менялись с советских времен.

Владимир Хильченко делает более прозрачный намек: «Тарифы “Водоканала” за 10 лет выросли в 10 раз, тогда как тарифы ЖКХ выросли всего в два с половиной раза за те же 10 лет». Сделать самостоятельный вывод нетрудно.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Филипп, консультант в сфере HoReCa, 40 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии