Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

ЖКХ остается в офлайне

 Фото: https://dom.gosuslugi.ru/#!/main Фото: https://dom.gosuslugi.ru/#!/main Информационная система ГИС ЖКХ, которая должна сделать прозрачным процесс управления каждым домом, включая начисление квартплаты, с нового года вновь не заработает в полном объеме. Как выяснил «Общественный контроль», фактически в этом не заинтересован никто

В распоряжении «Общественного контроля» оказался протокол совещания у заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака, состоявшегося 27 октября. Обсуждалось функционирование государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

В распоряжении «Общественного контроля» оказался протокол совещания у заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака, состоявшегося 27 октября.

По итогам совещания Минкомсвязи и Минстрою даны поручения в срок до 7 ноября представить законопроект, предусматривающий отсрочку введения административной ответственности за нарушение требований по размещению информации в ГИС ЖКХ. Кроме того, этот законопроект должен содержать график поэтапного размещения в системе информации о размере платы за коммунальные услуги и содержание жилья, о долгах, а также сами платежные документы. Временные границы этого графика указаны от 1 июля 2017 года до 1 января 2020 года. То есть фактически начало полноценной работы ГИС ЖКХ, которое было запланировано на 1 января 2017 года, может быть отсрочено на три года.

По итогам этого совещания заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис написал на своей странице в «Фейсбуке»: «По итогам целого ряда обсуждений принят ряд решений о совершенствовании процедуры внедрения системы. Система важная и очень масштабная, это один из ключевых проектов, направленных на повышение открытости данных в ЖКХ. Но, понимая ее сложность, запускать ее нужно аккуратно, без риска для работы систем жизнеобеспечения, поэтому внедрение будет поэтапным. Будет введена отсрочка ответственности за неразмещение данных, а также скорректирован перечень информации, требуемой к размещению в ГИС на первом этапе. Подробности скоро узнаете».

Можно вспомнить, как еще в июле этого года Андрей Чибис заявлял, что отсутствие счета за коммунальные услуги в личном кабинете на сайте ГИС ЖКХ позволит гражданам вообще не оплачивать этот счет. «Если этого счета там не будет с 1 января 2017 года, то у потребителя отсутствует обязанность оплачивать этот счет», - цитировало замминистра информагентство РИА «Новости». Введение данной нормы, согласно протоколу октябрьского совещания, теперь тоже переносится на неопределенный срок.

Кабинет, где нас нет

Идея свести воедино всю информацию по ЖКХ законодательно появилась в 2013 году. Годом позже был принят закон о создании ГИС ЖКХ. Подразумевалось, что в системе будет информация по каждому дому, по каждой управляющей компании, ТСЖ и ЖСК. В своем личном кабинете гражданин увидит не просто счет по квартплате, но и то, как он формируется. Более того, подразумевалось, что жилец сможет виртуально проголосовать на общем собрании собственников, узнать, насколько эффективно работает та или иная управляющая компания. Обобщенная же информация могла бы дать бесценную статистику по ситуации с ЖКХ в любом населенном пункте, районе, области и т.д.

Подразумевалось, что в системе будет информация по каждому дому, по каждой управляющей компании, ТСЖ и ЖСК. В своем личном кабинете гражданин увидит не просто счет по квартплате, но и то, как он формируется.

«Надо создавать информационную систему, благодаря которой люди могли бы беспрепятственно вести мониторинг потребления коммунальных услуг и порядка начисления платы за них. Сегодня эти сведения так запутаны, что даже финансово образованному человеку невозможно в них разобраться», - говорил в 2013 году президент России Владимир Путин.

Изначально планировалось, что система заработает с 1 февраля 2016 года. Потом срок сдвинули на 1 июля, а потом - на 1 января 2017 года. При этом (видимо, чтобы сохранить лицо) объявили, что с 1 июля 2016 года система введена в промышленную эксплуатацию.

Что это значит, корреспондент «Общественного контроля» решил испытать на себе. Чтобы войти в личный кабинет, необходимо ввести пароль от портала госуслуг. С этим проблем не возникает. Далее пользователю предлагается подключить лицевой счет к личному кабинету либо направить обращение или жалобу. И тут выясняется, что совершить первое предложенное действие не представляется возможным. После введения данных о квартире на экране появляется сообщение: «Номер активного лицевого счета (иного идентификатора плательщика) для указанных адреса помещения и ответственного квартиросъемщика не найден. Подключение к личному кабинету плательщика невозможно».

Прекрасное цифровое будущее осталось в области грез - и корреспонденту «Общественного контроля» пришлось вернуться в офлайн и попытаться разобраться, почему так произошло.

Пробуем зайти с другой стороны. Открываем список электронных сервисов и пытаемся воспользоваться каждым. Первый из них – «Узнать задолженность». «Невозможно определить задолженность. В системе отсутствует информация о лицевых счетах, для которых вы указаны в качестве плательщика», - равнодушно сообщает система. Аналогичный ответ получаем, нажав на кнопки «Внести показания приборов учета», «Оплатить ЖКУ», «Узнать о работах, услугах по дому». Сервис «Узнать о капитальном ремонте дома» не работает вообще без объяснения причин.

Зато можно узнать код дома в системе ГИС ЖКХ (правда, на сайте не объяснено зачем), проверить лицензию УК, найти свой дом на карте и получить по нему краткую информацию, узнать о субсидиях и льготах, написать обращение. Своеобразно работает сервис «Рейтинги управляющих и ресурсоснабжающих организаций, аналитика по ним». Он почему-то демонстрирует статистику внедрения ГИС ЖКХ по регионам страны.

Справедливости ради следует отметить, что техподдержка сайта работает оперативно. Корреспондент «Общественного контроля» заполнил бланк обращения с вопросом, почему его лицевой счет не подключается к личному кабинету, и получил уведомление, что ответ придет в течение 6 календарных дней. В реальности он пришел через час. В нем говорится, что необходимо обратиться в организацию, предоставляющую жилищные или коммунальные услуги, поскольку это она не внесла данных о лицевом счете.

Так прекрасное цифровое будущее осталось в области грез - и корреспонденту «Общественного контроля» пришлось вернуться в офлайн и попытаться разобраться, почему так произошло.

Неучтенная площадь

Опрошенные «Общественным контролем» эксперты оказались не только не удивлены решением об отсрочке внедрения ГИС ЖКХ, но и заявили, что ожидали его. Генеральный директор СРО «Межрегионразвитие» Владислав Воронков говорит, что вообще-то система нужна. «Внедрение системы необходимо прежде всего для самих собственников, граждан, чтобы контролировать и видеть, что происходит с управляющей организацией либо с ТСЖ практически в онлайн режиме, - объясняет он. - Для органов надзора система ГИС ЖКХ позволит не запрашивать тонны бумаги от каждой управляющей организации либо с целью проведения лицензионного контроля, который у нас оставляет желать лучшего, либо с целью рассмотрения жалоб граждан», - поясняет Владислав Воронков.

Однако с введением в систему данных возникли проблемы, признает он. Например, это нестыковка программного обеспечения вычислительных центров, печатающих квитанции, управляющих организаций и ГИС ЖКХ. Кроме того, выяснилось, что не все помещения имеют лицевые счета. «Очень много помещений не имеет лицевых счетов, - говорит гендиректор СРО. - В многоквартирных домах это отделения полиции, отделения почты, магазины. Оказывается, у них нет лицевых счетов, потому что они не граждане».

Внедрение системы необходимо прежде всего для самих собственников, граждан, чтобы контролировать и видеть, что происходит с управляющей организацией либо с ТСЖ практически в онлайн режиме.

«В доме живет 80 человек, - приводит пример Владислав Воронков. - На первом этаже магазин. Если магазину не начисляют (плату за коммунальные услуги. - Ред.), то кто оплачивает тепло всего дома? Оставшиеся 80 человек наверху. А куда же платит магазин на первом этаже? Напрямую в ресурсоснабжающую организацию? Это не самый плохой вариант: по крайней мере - хотя бы платят. Я в ходе своей работы сталкиваюсь с тем, что они вообще никому не платят».

Такие ситуации в случае полноценного запуска ГИС ЖКХ станут видны. А в этом заинтересованы далеко не все. «Искусственно затягивается ввод этой системы со стороны субъектов, - считает Владислав Воронков. - Не запускают регионы, они не хотят показывать, что в домах есть квартиры, помещения, в которых нелегально кто-то проживает. Выморочные квартиры на поверхность всплывают, где собственники естественным путем умерли - и эти квартиры пустуют. Кто там на сегодняшний день живет? Администрация обязана передать квартиру очереднику, который с 80-х годов в очереди стоит. А в реальности там живут какие-то “свои люди”».

«У нас до сих пор в каждом многоквартирном доме не определен до конца конечный список всех помещений, которые принадлежат тем или иным собственникам, в том числе Санкт-Петербургу, - подтверждает создатель общественного образовательного движения "Школа Управдома" Никита Грайворонский. - И не определены те нежилые помещения, которые являются общим имуществом в доме и по которым не рассчитывается квартплата. Как только этот "ящик Пандоры" откроется, обнаружится, что город - это крупнейший собственник-неплательщик за коммунальные услуги и взносов за капитальный ремонт».

Никита Грайворонский также указывает на технические проблемы при создании ГИС ЖКХ: «Фундаментальные ошибки в описании функционала (например: управляющей компании по умолчанию предполагается вручную заносить сотни тысяч записей, а информацию брать из визуального осмотра или за отдельную плату вместо использования заранее загруженных в ГИС данных из существующих городских информационных систем), в структуре баз данных». «Шаблоны для автоматического ввода данных в ГИС меняются каждые три месяца, - приводит пример эксперт. - По старой версии шаблона вы не можете занести информацию, нужно данные копировать в новый шаблон».

Бабули и компьютер

Не заинтересованы в запуске ГИС ЖКХ и управляющие компании. «Нужно специального человека брать на работу, что увеличивает расходы», - говорит глава Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций ЖКХ Евгений Пургин. Дополнительные расходы для средней компании он оценивает в 100 тысяч рублей в месяц. «Система еще не готова, она сырая, она не работает корректно. Многие не могут найти свой дом, - приводит пример эксперт и резюмирует: -  Это напрасная трата денег на данном этапе развития жилищно-коммунальной системы».

«Нужно специального человека брать на работу, что увеличивает расходы», - говорит глава Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций ЖКХ Евгений Пургин.

Но если УК еще как-то справляются с задачей по наполнению ГИС ЖКХ актуальной информацией, то в рядах ТСЖ царит настоящая паника. Ассоциация ТСЖ Центрального района Санкт-Петербурга насчитала 2 200 полей в системе, которые надо заполнить. «Всю эту информацию надо забивать самому ТСЖ, - объясняет член президиума ассоциации Рамиль Зарбеев. - Хорошо, когда ТСЖ большое, на 1000 квартир, там можно нанять человека-айтишника, который будет сидеть и тупо вбивать всю информацию туда целыми днями и ночами. А, например, наше ТСЖ - оно маленькое. И здесь работает только один председатель. Члены правления - бабули, они могут только морально поддержать, но в компьютере они не соображают. Работы у председателя своей навалом, когда он будет ГИС ЖКХ заниматься? Пока я еще не встретил человека, который бы разместил требуемую информацию о доме», - признает Рамиль Зарбеев.

Он также указывает на объективные трудности. Например, если в доме есть как приватизированные квартиры, так и городские, то ТСЖ не имеет подробной информации о том, как формируются счета для нанимателей, и не понимает, как вносить данные по таким домам в ГИС ЖКХ. «Даже чиновники еще не знают, как это делается», - сетует член президиума.

Неудивительно, что этим летом Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга сообщала, что лишь 15% ТСЖ и ЖСК зарегистрировались в ГИС ЖКХ. Едва ли сейчас ситуация намного лучше.

«Где разработанный и внедренный "Пилотный проект системы ГИС ЖКХ" для одного небольшого региона, на котором без наказаний руководителей УК, ТСЖ, ЖСК, ТСН была бы обкатана эта большая система?» - задают риторический вопрос петербургские ТСЖ в своем обращении, которое они рассылают в федеральные органы власти. В ответ приходят отписки, сетуют управляющие. Там, наверху, виднее.

Комментарий

Павел Созинов, член регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге, руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни»:

- Органы государственной власти, курирующие сферу ЖКХ, не реагируют должным образом на жалобы граждан о правильности начислений за жилищно-коммунальные услуги, так как не располагают полной и достоверной информацией о реальных затратах управляющих организаций, включающих в счета горожан дополнительные необоснованные затраты на коммунальные услуги. Необходимо сделать расчеты между всеми участниками платежей за жилищно-коммунальные услуги - жильцами, управляющими компаниями, ресурсосберегающими организациями - прозрачными, а финансовую нагрузку на граждан - меньше. По итогам межрегионального форума ОНФ, прошедшего в январе в Ставрополе, президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин поручил правительству совместно с ОНФ провести мониторинг работы ГИС ЖКХ и подготовить предложения по ее совершенствованию. ОНФ уделяет пристальное внимание размещению информации в ГИС ЖКХ. В ближайшее время пройдет ряд совещаний с участием управляющих организаций и представителей государственных органов власти, ответственных за разработку и реализацию государственной информационной системы.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алиса, наблюдатель, 25 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии