Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +13 погода в Петербурге
Доллар 65.6
Евро 72.62
Юань 9.26

Павел Созинов: Капремонт исторических зданий необходимо регламентировать

 Фото: пресс-служба ОНФ Фото: пресс-служба ОНФ В этом году в Петербурге впервые в рамках нового жилищного законодательства приступили к ремонтным работам капитального характера в жилых зданиях, являющихся объектами культурного наследия. Какие существуют риски и действительно ли переплачивают жильцы массовой застройки за тех, кому довелось жить в центре и чьи дома попали в программу капремонта, рассказал «Общественному контролю» руководитель региональной рабочей группы «Качество повседневной жизни» ОНФ Павел Созинов

- Павел Борисович, сейчас, летом, ремонтные работы капитального характера в самом разгаре. С учетом того, что в этом году они впервые проводятся в жилых домах-памятниках, какие проблемы вы здесь видите и чего опасаетесь?

- При реализация региональной программы капитального ремонта МКД, являющихся объектами культурного наследия (ОКН) в Санкт-Петербурге, по информации «Фонда - регионального оператора капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», в работе находятся 496 объектов (фасады, крыши, фундаменты и др.). Всего порядка 200 домов, в среднем на дом приходится 2 вида работ. Всего в городе насчитывается 1 920 зданий, являющихся ОКН. Санкт-Петербург является городом, внесенным в список ЮНЕСКО, в том числе из-за большого количества зданий - памятников архитектуры.

Всего в городе насчитывается 1 920 зданий, являющихся ОКН. Санкт-Петербург является городом, внесенным в список ЮНЕСКО, в том числе из-за большого количества зданий - памятников архитектуры.

Существует большая разница между ремонтом обычного многоквартирного дома типовой застройки и объекта культурного наследия. Все прекрасно понимают, что работы на ОКН обходятся намного дороже. Они требуют длительной и тщательной подготовки документации, для ее согласования требуются более длительные сроки в КГИОП. Но это то, что лежит на поверхности.

В настоящее время обсуждается ряд проблем, связанных с капремонтом ОКН. Речь идет в первую очередь о совершенствовании законодательной базы. Так, в Жилищном кодексе (ст. 166) предусмотрен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Однако в Законе № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» такого понятия нет.

В статье 42 «Ремонт памятника» перечисляются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, которые необходимы для поддержания и эксплуатации ОКН без изменения его особенностей, являющихся предметом охраны. В Министерстве культуры считают, что это локальный ремонт. Выполнение реставрационных работ, более приближенных к капремонту, ЖК РФ опять же не предусмотрены. ОКН не внесены в особый перечень, а включены в общую массу МКД. Отсюда непонятно, что же включает в себя понятие «ремонт объекта культурного наследия».

Для любого дома-памятника требуется и авторский надзор, историко-культурная экспертиза. Всего этого для обычных МКД типовой застройки в Жилищном кодексе не прописывается. Сразу встает вопрос о том, кто и за чей счет должен финансировать подобные работы. К Фонду капремонта рано или поздно могут возникнуть вопросы и у прокуратуры, и у любого другого надзорного органа, так как в городском законе № 690-120 «О капитальном ремонте» говорится, что экспертиза возможна только строительная. Нет сейчас и понятных тарифов по определению стоимости экспертизы.

Для любого дома-памятника требуется и авторский надзор, историко-культурная экспертиза. Всего этого для обычных МКД типовой застройки в Жилищном кодексе не прописывается.

На длительные сроки и подготовки проектной документации, и проведения самих работ по капремонту на ОКН также необходимо обратить пристальное внимание. Для МКД обычно предусматриваются достаточно сжатые сроки, в которых нет возможности учесть технологические требования к материалам для памятников, нестандартную отделку - ту же лепнину и т.д.

Сейчас каждый субъект РФ самостоятельно принимает решения по реставрации объектов культурного наследия. И поэтому большинство субъектов проводят лишь единичные работы по ОКН.

В Петербурге несколько иная ситуация. Объемы ремонта существенны. Здесь увеличены предельные нормы затрат на ремонт фасадов ОКН - как на наиболее дорогие работы, утверждены типовые решения по ремонту крыш. Разрабатываются поправки в региональный закон о капремонте, они касаются необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации и возможности проведения локальных реставраций в рамках работ по капремонту.

Здесь надо четко понимать, что в РФ есть дотационные субъекты и самодостаточные. В первой категории регионов деньги на капремонт собираются в основном с населения. А во-второй - львиную долю выделяет региональный бюджет. Петербург является самодостаточным регионом. Так, если с населения на капремонт собирается 2-3 млрд рублей в год, то городская казна предоставляет на эти цели 7 млрд рублей и вправе распоряжаться этими деньгами по своему усмотрению. Поэтому в Петербурге есть возможность включить ОКН в краткосрочные планы капремонта.

При этом нельзя все сводить исключительно к экономическому аспекту. Кроме денег, у дотационных субъектов не хватает, например, квалифицированных специалистов для проведения надлежащего капремонта памятников.

Добавлю также, что даже в Петербурге потребовалось достаточно много времени для поиска точек соприкосновения между различными ведомствами, в первую очередь с КГИОП.

- Что можно сделать для совершенствования системы капремонта ОКН в Петербурге?

- Сейчас Фонд капремонта выступил с инициативой приравнять по стоимости работ дома в исторической части города в центральных районах, не являющиеся ОКН, но построенные в одно время с ними и имеющие на своем фасаде элементы декора. Я считаю, что такую инициативу, безусловно, стоит поддержать.

Еще в прошлом году эксперты рабочей группы «Качество повседневной жизни» Общероссийского народного фронта в Санкт-Петербурге выступили с предложением синхронизировать все виды работ по ОКН. Речь идет о комплексном ремонте, чтобы в единый временной промежуток отремонтировать в здании-памятнике и крышу, и фасады, и фундамент, не разрывая эти виды работ во времени. Это позволило бы провести соответствующее обследование единовременно и дало возможность технологически верно провести ремонт. Очевидно, следует принять соответствующую региональную программу.

Сегодня и Фонд капремонта города выходит с аналогичным предложением о синхронизации работ и единовременном обследовании. И если мы наконец перейдем от слов к делу, то ОКН начнут ремонтировать комплексно. Тем более что Жилищный кодекс предоставляет нам эту возможность.

- Но ведь далеко не все готовы переезжать в маневренный фонд. Сейчас, по информации того же Фонда, растет число отказов жителей от работ капитального характера как раз по этой причине. Некоторых граждан не устраивает качество капремонта…

- Опасения граждан вполне можно понять. Недавно в рамках работы Центра мониторинга благоустройства городской среды ОНФ мы посетили дом в Колпино по Павловской улице, 41, который чиновники не готовы признать аварийным, хотя это несколько другая история. Там провалился пол, и, естественно, починить его без отселения жильцов невозможно. При этом в районном маневренном фонде имеются тоже только «убитые» квартиры без ванн, без горячей воды. Понятно, что, хоть и временно, вселяться в такое жилье никто не хочет. А некоторые опасаются, что вообще никогда не вернутся в свои прежние квартиры. Существуют и такие бытовые неудобства, как необходимость вывезти мебель и вещи, а потом привезти их обратно в квартиры. Да и качество капремонта в МКД сейчас вызывает вопросы. Поэтому и следует вывести ремонт ОКН в отдельную программу.

Бывают, впрочем, и случаи, когда управляющие компании под предлогом текущего ремонта по существу занимаются уничтожением памятников. Все видели, как в центре с домов сбивали лепнину, ценные элементы декора.

Еще раз уточню: для зданий-памятников имеются охранные обязательства. При этом КГИОП обязан на ОКН выдавать технические задания, в которых ведомство указывает подрядным организациям все, что им нужно сделать. КГИОП же по логике федерального закона 73-ФЗ должен осуществлять надзор и принимать объект после проведения капремонта. А В Жилищном кодексе РФ такая норма отсутствует, и возвращаемся к тому, с чего начали: к разночтениям двух федеральных документов. А пока все вопросы не сняты, и Фонд, и КГИОП трактуют законодательство по-разному. Поэтому с точки зрения сохранения ОКН и всего центра в целом необходимо установить четкую регламентацию капремонта. Иначе исторический центр мы можем потерять.

Подчеркну, что не менее важен для ОКН не только капитальный, но и текущий ремонт, который постоянно ускользает из поля зрения. Работы текущего характера УК ведут ни шатко ни валко.

Бывают, впрочем, и случаи, когда управляющие компании под предлогом текущего ремонта по существу занимаются уничтожением памятников. Все видели, как в центре с домов сбивали лепнину, ценные элементы декора. Да, конечно, если от их падения пострадают люди, это будет трагедия, но такие методы явно не способствуют сохранению ОКН. Это совершенный нонсенс. Получается, КГИОП и УК друг с другом не взаимодействуют. В этом мы убедились в ситуации с помывкой в городе грязных фасадов в центре. КГИОП живет своей собственной жизнью, Фонд капремонта - другой, а УК - третьей. И они никак не пересекаются.

- Акция ОНФ по контролю за работами по мытью фасадов получила широкую огласку в СМИ. Выяснилось, что таких загрязненных объектов, за которыми никто надлежащим образом не ухаживает, десятки. Почему так вышло?

- Здесь та же история, о которой мы говорили выше - отсутствие надлежащего регламента взаимодействия между ведомствами в силу несогласованности документов. Так, в постановлении бывшего Госстроя № 170 от 2003 года за жилищниками официально закреплена обязанность по помывке фасадов. Но тогда еще не было управляющих компаний.

Позже, в 2013 году правительство РФ выпустило постановление № 290. В этом документе обязанность УК по помывке фасадов уже куда-то исчезла, ее попросту забыли вписать. Комитет по тарифам Смольного разъясняет, что такая обязанность возложена на УК для домов государственного фонда, размер тарифа на такую услугу составляет 0,24 рубля за 1 кв. метр общей площади. Те же тарифы УК закладывают и для жилищного фонда в целом. Выходит, деньги с нас собирают, а услуги в итоге не оказываются. ГЖИ не всегда оперативно реагирует на эти нарушения. В тоже время есть судебные решения об обязанности УК мыть фасады.

Впрочем, нерадивых УК на объектах ОКН тоже понять несложно. Для того чтобы вымыть фасады на доме-памятнике, необходимо получать разрешения, согласовывать работы с КГИОП, привлекать организацию с лицензией. Текущий ремонт также не проводится. Вот поэтому УК и ждут, пока этим займутся в Фонде капремонта, фасады в это время разрушаются. Это - опять же -  вопрос межведомственного взаимодействия, а точнее - его отсутствия.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Филипп, консультант в сфере HoReCa, 40 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Комментарии
Яндекс.Метрика