Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +4 погода в Петербурге
Доллар 63.89
Евро 70.41
Юань 9.11

Школы глубинки Северо-Запада: нищета и недоступность

 Фото: Игорь Бобраков Фото: Игорь Бобраков Проблемы среднего образования на Северо-Западе России регулярно приводят к громким скандалам. То учителя, возмущенные крайне низкими зарплатами, выходят на митинги протеста, то родители учеников пишут петиции, требуя сохранить школу, а то выясняется, что путь на уроки опасен для детей. Но на решение проблем денег зачастую не хватает, хотя в целях пресловутой оптимизации в последние годы множество учебных заведений было закрыто. Вот только, похоже, сэкономить так и не получилось

Коми: на уроки - с угрозой для жизни

Для Республики Коми с ее огромной территорией и низкой плотностью населения проблема доступности школ в отдаленных уголках региона на протяжении десятилетий была крайне серьезной. Это подтвердила и акция «Водный патруль», проведенная активистами Общероссийского народного фронта в Коми в прошлом году на реке Печоре.

Для Республики Коми с ее огромной территорией и низкой плотностью населения проблема доступности школ в отдаленных уголках региона на протяжении десятилетий была крайне серьезной.

В Ижемском и некоторых других районах река является чуть ли не единственной дорогой, по которой организовано транспортное сообщение маленьких деревень с более крупными населенными пунктами, где имеются школы. А от «Большой земли», например, деревню Пильегор отделяет 12 км. В самой деревне действует начальная школа, поэтому старшеклассники добираются летом по реке - на лодках и катерах, а зимой на «Буранах». Стоит ли говорить, что ежедневный сплав по суровой северной реке - занятие достаточно опасное.

Пример далеко не единичный. По официальным данным, в Коми насчитывается около 400 труднодоступных населенных пунктов, которые из-за удаленности от районных центров находятся фактически на автономном жизнеобеспечении. И далеко не везде организованы школьные перевозки. Для родителей, живущих в сельских глубинках и имеющих довольно невысокие доходы, доставка детей собственными силами обходится в копеечку.

Однако и там, где ходят школьные автобусы, не все обстоит гладко. В прошлом году в том же Ижемском районе из-за сильного снегопада школьный автобус застрял на участке Гам – Мошъюга и его пришлось вытаскивать трактором.

По мнению депутата Госдумы РФ Ольги Савастьяновой, эту проблему необходимо решать не только на региональном, но и на федеральном уровнях. В Российской Федерации почему-то выработаны единые нормативы стоимости оказания государственных и социальных услуг. Хотя одна и та же услуга в городах-миллионниках и в Ижемском районе, где крайне низкая плотность населения, будет иметь разную стоимость.

Но на этом проблемы среднего образования в глубинке не исчерпываются. В Усть-Куломском районе в довольно большом селе Помоздино, насчитывающем почти 3 тысячи жителей, до сих пор нет школы. То есть формально она есть, но классы разбросаны по семи зданиям, находящимся в разных концах. Между тем в этих классах учатся детишки из десяти близлежащих поселений.

Школу в Помоздино планировалось построить в этом году. Но, как сообщила на одном из рабочих совещаний в республиканском парламенте в декабре 2016 года министр финансов Коми Галина Рубцова, от этой идеи пришлось отказаться. Это связано с тем, что не поступили средства из федерального бюджета.

Впрочем, в прошлом месяце все-таки затеплилась надежда. Москва выделила деньги - 440 млн рублей - на создание новых мест в школах.

Заполярье: здания ветхие и пустые

Число школ в Мурманской области последние несколько лет сокращается. Этому способствуют и объективные причины - такие как уменьшение населения и муниципалитетов. Кроме того, есть и субъективные факторы, связанные, в частности, с изношенностью зданий.

Ликвидирована школа и в прославившейся на весь мир после фильма «Левиафан» Териберке. Школьникам приходится ездить в соседнее Лодейное. Несмотря на то что здание признали ветхим, его выкупили.

В поселках Заполярья, похоже, просто не стремятся сохранять учебные заведения. В Дровяном закрыли одну из старейших школ в области. Ее посещали 28 детей. Чиновники сочли существование школы малоэффективным. Теперь ученики вынуждены посещать учебные заведения в других населенных пунктах. Правда, туда и обратно их возят на автобусе.

Ликвидирована школа и в прославившейся на весь мир после фильма «Левиафан» Териберке. Школьникам приходится ездить в соседнее Лодейное. Несмотря на то что здание признали ветхим, его выкупили. Собирались открыть гостиницу, но этого так и не сделали.

Впрочем, проблема с ветхостью школ характерна не только для поселков, но и для самой столицы Заполярья. Много шума наделало закрытие 12-й школы, одной из старейших в Мурманске, которая к тому же является архитектурным памятником.  Городские чиновники вдруг заявили о необходимости объединить ее с 37-й школой якобы из-за аварийности здания. При этом до случившегося родителям учеников отказывали в капитальном ремонте. В результате часть учеников 12-й школы вынуждена учиться во вторую смену, хотя до сих пор не отремонтирован корпус, где детей планировали разместить.

Похожая ситуация возникла и со школой-детским садом № 14, располагавшейся на улице Сафонова. Здание, где находилось учебное заведение, было построено в 1953 году и пришло в аварийное состояние. Экспертиза показала протечки кровли и набухшие чердачные конструкции. Так что ее пришлось закрыть, а учеников распределить по другим заведениям, что, конечно, создало дополнительную нагрузку для всех.  

Псков: «Нет перспективы для молодых специалистов»

На Псковщине продолжаются массовые акции профсоюзов, требующих повышения зарплаты работникам бюджетной сферы (в том числе и учителям). Люди возмущены тем, что областное управление образования совершенно не желает замечать простую вещь: фактические заработки учителей значительно ниже цифр, которые фигурируют во всех парадных докладах.

Если верить областным начальникам, то сейчас средняя зарплата педагога составляет примерно 21 тысячу рублей в месяц. На самом деле на местах картина поистине плачевная - всего 11 тысяч.

Учитель математики с более чем двадцатилетним стажем Любовь Васильевна Жильцова, преподающая в харлапковской школе Палкинского района, считает, что «нынешняя система оплаты труда не дает никакой перспективы для молодых специалистов».

- Лично я получаю примерно 18,5 тысячи, потому что работаю на 1,5 ставки. В идеале зарплата складывается из основной ставки (9 680 рублей. - Прим. ред.) плюс компенсационные выплаты, которые на самом деле не такие уж и высокие, - рассказала корреспонденту ОК-информ педагог. - Начинающий учитель за 18 часов еженедельной нагрузки имеет основную ставку 8 800 рублей и то, что ему приплюсуют за дополнительную нагрузку. Получается гораздо меньше тех 20 тысяч рублей, которые нам рисуют в областном управлении. Как с таким материальным багажом жить, работать, создавать семью? Немудрено, что молодых учителей-мужчин практически нет.

А ведь харлапковская школа - одна из старейших в районе, в прошлом году ей исполнилось 135 лет, но занимаются ребята в здании, которое было построена еще в советскую эпоху. И что особенно следует отметить - эта не филиал, а полноценное учебное заведение.

- Но нас предупредили: денег на школу заложено только до июня. Что дальше будет - мы не знаем, - посетовала Любовь Васильевна. - Но сейчас у нас обучаются всего 30 человек, а когда я начинала - занималось 120 ребят.

Причем деревня по нынешним меркам вполне благополучная: здесь есть почта, детский сад, до Пскова всего полчаса. Одно плохо - собственной экономики нет, отсюда все проблемы.

Новгород: ликвидация как путь к бунту

За последние годы по новгородской глубинке прокатилось несколько волн так называемой оптимизации сельских учебных заведений. Поначалу процесс имел как бы стихийную природу: многие школы, особенно начальные и малокомплектные, продолжали действовать в старых малопригодных зданиях. Точнее - очень старых: некоторые располагались в бывших барских усадьбах. Состояние их конструкций оставляло желать лучшего, деревенские туалеты во дворах не вписывались в требования нового века, печное отопление просто угрожало безопасности учеников и учителей.

Не имея бюджетных средств для строительства новых зданий, муниципалитеты предпочитали просто закрывать такие школы, а детей переводить в те села, где за годы Советской власти успели построить современные каменные постройки с центральным отоплением.

Но самой большой угрозой для Новгородчины, «девятым валом» ликвидации грозила стать масштабная программа оптимизации, которая стартовала в 2012 году. Детям деревни Чижово Демянского района предложили жить не с родителями, а в интернате за 30 км. Перечень школ, намеченных к ликвидации, оказался обширен - благо область исправно получала новые школьные автобусы, которые могли доставить учеников на расстояние, которое, по нормативам, можно покрыть за полчаса.

Однако планируемая акция натолкнулась на хорошо организованное сопротивление родителей. Настоящий бунт подняли в деревне Вотолино Демянского района. Детей из местной малокомплектной школы хотели также перевести в райцентр: дескать, до Демянска - всего 23 км. Но вотолинцы ценили свою школу именно за малокомплектность, нахваливая индивидуальный подход учителей к их воспитанникам. Центром сопротивления оказались несколько семей, переехавших сюда из северной столицы: бывшие петербуржцы настаивали, что сам их переезд свидетельствует о возрождении деревни, а оптимизация лишь повернет этот процесс вспять.

Региональная власть, более всего озабоченная малонаселенностью новгородских деревень, поняла эти мотивы. Уже в 2013-м тогдашний губернатор Сергей Митин заявил, что дальнейшем школы планируется не закрывать, а переформатировать их в филиалы с несколькими центральными, экономя на управленческих расходах. Впоследствии он особо ставил себе это в заслугу.

Сейчас о сельских школах речь заходит лишь в связи с мониторингом дорог, по которым к ним подвозят учеников. За мониторинг взялся в декабре прошлого года региональный ОНФ.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Настя, SEO-оптимизатор, 27 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Комментарии
Яндекс.Метрика