Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург +12 погода в Петербурге
Доллар 66.4
Евро 69.44
Юань 1.01

Электрички Северо-Запада: неизбежно дорого

 Фото: Сергей Некрасов Фото: Сергей Некрасов С 1 июля подорожает стоимость проезда на московских пригородных поездах. Северо-Запад резонно замер в ожидании: не последуют ли их примеру коллеги в регионах? Вопрос отнюдь не праздный - ведь непомерные аппетиты железнодорожников уже не раз приводили к громким скандалам, акциям протеста и транспортным коллапсам. Для населения СЗФО порой электричкам нет альтернативы, но и у людей не всегда хватает средств оплатить сильно подорожавший проезд

Карелия: власти пытаются решать локальные проблемы

В Карелии - регионе, по площади сопоставимом с европейским государством, - проживает лишь около 630 тысяч человек, что создает невысокий спрос и делает пригородные линии убыточными. Но, в связи с плохим состоянием автомобильных трасс, пригородные поезда остаются для местных жителей самым быстрым и удобным способом перемещения.

Поэтому программа развития Карелии до 2020 года, о которой уже рассказывал «Общественный контроль», предусматривает сохранение пригородных линий. В части инфраструктуры в этом свою роль должен сыграть рост международного сотрудничества - взаимодействие с Евросоюзом предполагает развитие железнодорожных линий, пересекающих республику с востока на запад, в сторону государственной границы.

Пока что глобальные проекты развиваются медленно, так что республиканские власти пытаются решать локальные проблемы. Так, нынешней зимой депутатов ЗС озаботило состояние некоторых станций. Например, в Кондопоге и Кяппесельге не оборудованы должным образом платформы на станциях - пассажирам приходится высаживаться на землю, что создает серьезные неудобства, особенно пожилым людям.

В марте стало известно, что врио главы Карелии Артур Парфенчиков намерен развивать транспортное сообщение с Костомукшей на севере республики. Помимо графика автобусных рейсов, планируется разработать новый график и для пригородных поездов.

- Этот вопрос мы будем прорабатывать с коллегами из Октябрьской железной дороги. Я попросил правительство включить вопрос железнодорожного сообщения с Костомукшей в повестку наших переговоров. Понятно, что маршрут убыточный, но будем работать, - отметил врио губернатора.

Также обсуждается вопрос и о замене старых вагонов в поездах на новые. Вот только насколько хватит финансирования этих проектов?

Псков: поезд уже ушел

С 1 мая Октябрьская железнодорожная дорога возобновила пассажирские перевозки по маршруту Псков - Санкт-Петербург. Об этом сообщил заместитель губернатора Псковской области Александр Кузнецов. Между тем, как уже стало известно, не намерена упускать из поля зрения это выгодное направление и Северо-западная пригородная компания, пустившая раз в неделю (с пересадкой в Луге) еще один состав. По словам вице-губернатора, уже разработан комплексный план транспортной доступности в Псковской области.

- Мы подошли к стадии его реализации. Сегодня идет достаточно жесткий диалог по поводу того, как мы его будем внедрять, - заверил чиновник. Трудно судить, кого он имел в виду, заявляя о «жесткости», но, по всей видимости, речь шла именно о железнодорожниках, которые попортили немало крови областным властям.

В этой связи достаточно вспомнить, как пять лет назад руководство Северо-Западной пригородной пассажирской компании объявило о решительном сокращении движения поездов по всей области. Первоначально трафик ограничили с 36 пар до 21, но на этом железнодорожники останавливаться не собирались. Тут все зависело от сговорчивости области, а именно - готова ли она пойти на восьмикратное увеличение тарифа. При обязательной выплате задолженности размером в 405 млн рублей.

На такой шаг администрация пойти не решилась, вполне справедливо полагая, что это вызовет социальный взрыв. В итоге появилось предложение закупить на эти деньги автобусы и нанять водителей, чтобы решить транспортную проблему для жителей псковской глубинки.

Но в областной администрации убеждены: железнодорожники поздно спохватилась - ведь свято место пусто не бывает. И сейчас на смену составам пришли частные автоперевозчики.

- При этом железная дорога пыталась, считая себя монополистом, выкручивать руки, требовать какие-то преференции, что и привело к появлению конкурентов в виде автоперевозчиков, - комментирует ситуацию один из чиновников профильного комитета областной администрации. - Сейчас маршрутные такси на Питер отходят каждые полчаса. Круглосуточно! Таких автоперевозчиков на рынке работает не менее десятка компаний. Они подхватят клиента там, где он скажет, и заберут, откуда нужно. До Пулково доставят и платочком помашут! Немудрено, что потребитель выбирает их. При этом автоперевозчики дотаций и каких-то преференций не требуют - в отличие от железной дороги.

Новгород: «Ласточка» ударила по карману

Благодаря введению новых поездных пар на Новгородчине проблема пригородного сообщения переместилась от маленьких станций прямиком в областной центр. Имя у этой проблемы - ласковое: «Ласточка».

Этот состав бегает между Великим Новгородом и Северной столицей. Но дирекция скоростного сообщения (филиал ОАО РЖД) сочла его невыгодным для перевозчика. И, ссылаясь на то, что по нормативам Минтранса передвижение на расстояние до 200 километров можно считать пригородным (а «Ласточке» приходится пролетать 192 километра), передала маршрут Северо-Западной пригородной пассажирской компании (СЗППК).

Поскольку у той - иные правила и тарифы, она подняла цену билетов в полтора раза - до 579 рублей. Заодно они пропали из онлайн-продаж в интернете. При этом в конце февраля грянул скандал: в пригородную электричку можно продавать билеты, не сообразуясь с количеством сидячих мест, и на 431 место пришелся 831 пассажир. Так что половине «обилеченных» пришлось проделать путь между городами стоя.

Это был первый форс-мажор, с которым столкнулся только-только назначенный врио губернатора Андрей Никитин. Новичок отреагировал бурно.

- Если в ближайшие две недели мы с этим не разберемся, то все сотрудники областной администрации у нас будут перемещаться в Чудово не на машинах, а на «Ласточках», пока мы не решим этот вопрос до конца. Нельзя такое терпеть, когда это стоит столько денег, - заявил он.

После совещания с железнодорожниками вице-губернатор Валентина Захаркина отрапортовала, что вопрос цены на билеты отрегулируют введением абонементов для тех, кто совершает более 5 поездок в месяц, а «населенность» вагонов будет мониторить департамент транспорта Новгородской области, который сможет на основе особого соглашения требовать увеличения количества вагонов в составе.

То ли мониторинг оказался не на высоте, то ли способности прогнозировать ситуацию не хватило, но в мае ситуация повторилась. Это нивелирует преимущества железной дороги, на которой, в отличие от трассы «Россия», не бывает пробок. Репутация «Ласточки» подмочена, и конкуренты, владеющие автобусными парками, с готовностью увеличивают количество рейсов и покупают автобусы большей вместимости. Тем более что проезд по шоссе еще и обходится новгородцам почти в полтора раза дешевле.

Вологда: электрички оставили в покое

В Вологодской области проблема с пригородными поездами и электричками возникает периодически. Обслуживает внутреннее ж\д сообщение Северная пригородная пассажирская компания, которая по собственным соображениям регулирует тарифную политику и расписание поездов.

Вологодская область - это большая территория, много удаленных поселков и сел, которые когда-то были построены вдоль железнодорожных путей. Но сейчас в них работы практически нет, большинство людей ездит в город. А единственный способ добраться быстро и дешево - электричка. Самые востребованные маршруты Вологда - Вожега (140 км) и Вологда - Вохтога (80 км). Раньше электрички ходили каждые два часа, но два года назад руководство Северной транспортной компании решило. Тогда же было принято решение поднять стоимость проезда.

В ситуацию вмешались губернатор и правительство региона. Около года стороны судились, регион оспаривал тарифы в ФАС, была создана специальная комиссия. Разногласия вызывали положения о том, какой тариф является обоснованным и какую сумму перевозчику должен платить бюджет области. Аргументы СППК - с 2011-го по 2015 год компания понесла убытков на 755 млн рублей, а та часть, которую возмещает бюджет региона, слишком мала, чтобы обеспечивать перевозки. Аргументы правительства Вологодской области: альтернативы СППК нет и единственный выход - договариваться.

Кстати, примерно в то же время сохранить электрички велел президент Владимир Путин. В итоге стороны договорились. Электрички оставили в покое, во всяком случае - до 2018 года проблем быть не должно. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Людмила, пенсионерка, 60 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии