Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Из жизни отдыхающих: как не надо пересекать финскую границу

 Фото: Сергей Бертов/«Интерпресс» Фото: Сергей Бертов/«Интерпресс» Сезон отпусков в полном разгаре. Однако нужно помнить, что отдых может испортить самая неожиданная мелочь. О том, какие опасности подстерегают путешественников, пользующихся интернет-сервисами, «Общественному контролю» рассказала семейная пара, возвращавшаяся из Финляндии в Петербург

Честная серая схема

- На днях мы с мужем возвращались из поездки по Скандинавии - гостили там у друзей. До Питера из Хельсинки решили добираться на Blablacar, причем это был наш первый опыт общения с интернет-сервисами по поиску попутчиков. На сайте мы быстро нашли девушку по имени Анна, согласовали дату и забронировали два места в ее «форде». Замечу: проезд в маршрутке Хельсинки - Санкт-Петербург стоит от 800 рублей с человека. Анна просила 700, причем была не против забрать нас прямо в аэропорту и в нужное нам время. Обменявшись телефонами, мы со спокойной душой стали ждать назначенной встречи. Эх, знали бы мы, чем она обернется!

Обещание свое Аннушка выполнила: не прошло и получаса после прилета, как мы уже встретились возле ее автомобиля. Первое, что насторожило, стал багажник, забитый до отказа какими-то коробками. Свой чемодан мы туда еле-еле втиснули. На полке заднего сиденья живого места тоже не было - все было заложено пакетами. Когда сели в авто, Анна объяснила, что занимается бизнесом - возит цифровую технику на продажу из Финляндии. Мол, схема известная: айфоны по акциям и на распродажах там стоят процентов на 20-30 дешевле, чем в России. Часть потраченной на закупку суммы она возвращает с помощью инвойсов и taxfree, а транспортные расходы ложатся на плечи таких добровольных помощников, как мы. «В общем, идеальный бизнес - минимум расходов, налоги платить не надо и прибыль ощутимая!» - откровенничала девушка, лихо руля по трассе в сторону родины.

Мы узнали, что чуть не каждый день наша новая знакомая мотается туда-обратно, оставляя в финских магазинах приличные суммы. По законам Суоми, из страны можно вывозить товаров на сумму в 1,5 тысячи евро на человека, и только для личного пользования. Аннушка же закупается на 8-10 тысяч евро, поэтому задача пассажиров на границе - подтвердить, что техника принадлежит им, то есть нам. Огорошив нас такой новостью, Анна тут же выдала четкий инструктаж на случай вопросов от таможенников. Пока мы судорожно пытались запомнить труднопроизносимые названия финских магазинов, фоном проходила мысль: «Зачем нам это нужно? Мы же просто хотели доехать до Питера на попутке!». Ну, раз сели и едем, посмотрим, что будет, решили мы и отдались на волю цифровой челночницы.

Тонкости грузооборота

Наши надежды побыстрее очутиться дома оправдались нескоро. По пути мы заезжали по нужным девушке адресам: сначала завезли канистру с бензином ее подруге, потом она решила купить деликатесов в рыбном магазине.

По законам Суоми, из страны можно вывозить товаров на сумму в 1,5 тысячи евро на человека, и только для личного пользования. Аннушка же закупается на 8-10 тысяч евро, поэтому задача пассажиров на границе - подтвердить, что техника принадлежит им, то есть нам.

Кстати, в «форде» было еще два свободных места. За новыми пассажирами мы заехали в Котку, забрали там пару ребят-яхтсменов, которые возвращались в северную столицу после участия в регате. Они тоже выбрали Анну на Blablacar и тоже были не особо готовы стать участниками авантюры под названием «провези товар через границу». Но, распихав свои рюкзаки по фордовской тесноте, наши новые знакомые приняли правила игры этой поездки, засыпав Анну вопросами о том, что отвечать, если на границе спросят, почему у них нет чеков на технику.

- Скажете, что получили taxfree и выкинули, - деловито инструктировала Анна, - чеки вам больше не нужны, а гарантийные талоны активируются в интернете по серийному номеру.

Чем ближе мы подъезжали к КПП «Торфяновка», тем больше нервничала наша бизнес-леди. Неожиданно она стала выяснять, у кого из мужчин есть водительские права. Мол, девушка за рулем при наличии трех мужиков на заднем сиденье может вызвать недоумение у пограничников(?!). Потом выяснилось, что чеков у Анны больше, чем коробок. То есть придется врать, что техника оставлена в Хельсинки у друзей и мы заберем ее в следующий раз. В общем, «все страньше и страньше», как говорила Алиса, героиня «Страны Чудес».

«Они глумятся надо мной!»

Интуиция нашего Остапа Бендера в юбке не подвела. Суровые финские люди в форме два раза заставили нас выгрузить и загрузить коробки из багажника. Они меняли друг друга, скрупулезно сверяя чеки и товар, на смеси англо-финско-русского выжимая из Анны нужную им информацию. Мы же услужливо таскали туда-сюда пакеты с айфонами, дорогими фотоаппаратами и объективами, в душе проклиная предприимчивую девицу.

Таможенники таки признали партию техники коммерческой. Анне было приказано поставить машину на стоянку до утра и оформлять декларации на товар, как полагается в этом случае. А вот как мы будем добираться до Питера - этот факт никого не интересовал.

После долгих переговоров таможенники попросили Анну убрать машину с дороги и проследовать на КПП. Мы же сели обратно в авто и стали ждать ее возвращения, гадая, что будет дальше и когда мы попадем домой. К слову, выехали мы из Хельсинки в 17.00. В Торфяновке очутились уже в сумерки, к тому же пошел дождь, который не добавил нам оптимизма.

В ожидании прошел час. Потом еще час. Яхтсмены делились с нами морскими впечатлениями, а мы постепенно подъедали все бутерброды и бананы, взятые в дорогу. А мимо нас в Питер бодро проезжали честные соотечественники, не обремененные товарно-денежными отношениями с незнакомцами из Интернета.

Наконец нашу Анечку выпустили из угрюмого серого здания КПП. «Они глумились надо мною! Я просила переводчика - не дали!» - рыдая и матерясь, она рухнула на водительское кресло. Оказалось, что таможенники таки признали партию техники коммерческой. Анне было приказано поставить машину на стоянку до утра и оформлять декларации на товар, как полагается в этом случае. А вот как мы будем добираться до Питера - этот факт никого не интересовал.

Сами дураки

К слову сказать, воспитанная Анна извинилась, что так нас подставила. Естественно, денег с нас она не взяла, а обреченно помахала нам рукой и осталась коротать ночь в машине. Мы же, четверо невезучих, с чемоданом и рюкзаками очутились ночью между Финляндией и Россией без средства передвижения. О таком окончании отпуска можно было только мечтать.

Что было делать? Стали тормозить проезжающие машины. Их было мало, и водители смотрели на нас с подозрением: мол, у вас что, паспорта не в порядке? В общем, желающих перевезти нас через российскую границу не нашлось. Когда мы уже совсем отчаялись и уже думали заночевать в комфортабельном финском туалете, Господь сжалился над нами и послал маршрутку. Ту самую, на проезде в которой мы пытались сэкономить. В ней как раз оказалось ровно четыре свободных места. Усиленные мольбы не бросать нас посреди ночи на границе возымели действие: наши фамилии внесли в список туристов, которые держали обратный путь из Хельсинки. Заплатив по 800 рэ с носа, мы выдохнули и со спокойной душой отправились в Питер.

В итоге вместо запланированных на дорогу шести часов было потрачено почти десять. А еще в сухом остатке - недоверие к подобным дорожным интернет-сервисам. Понятно, что гарантий никаких, вся надежда на порядочность водителей. Но по милому фото на аватарке и паре положительных отзывов трудно сказать, доедете вы по нужному адресу без приключений или нет. Так что всем хорошего отдыха и удачи на дорогах!

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Валентин, учитель, 34 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии