Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 100.03
Евро 106.2
Юань 1.37

В Архангельске добились демонтажа скандального терминала

 Фото: Сергей Сюрин Фото: Сергей Сюрин В столице Поморья идет демонтаж пассажирского терминала, уродовавшего один из знаменитых видов Архангельска. Ни возражения специалистов, ни протесты жителей не помешали строительству странного сооружения. Не помогло даже вмешательство прокуратуры: мэрия игнорировала решения суда. Потребовались годы, чтобы добиться сноса страшного строения. Впрочем, до окончательной победы еще далеко - второй терминал-близнец пока остается

Начали с киосков

«Сундуки», «сараи», «коробки» - это лишь самые мягкие слова, придуманные горожанами для названия двух странных строений непонятного назначения, появившихся пару лет назад в центре Архангельска, на главной транспортной развязке, у морского-речного вокзала (МРВ).

Здания уродуют площадь, закрывая вид и на новый кафедральный собор, деньги на который собирали всем Поморьем, и на здание морского-речного вокзала, которое известно на всю Россию по изображению на 500-рублевой купюре. Именно к причалу МРВ швартуются круизные лайнеры, которые привозят туристов из беломорских путешествий к Соловкам.

Началось все в 2014 году, когда владельцы киосков, торгующих пирожками и соками для пассажиров, начали бить тревогу: из мэрии, главой которой тогда был Виктор Павленко (нынешний сенатор), прислали уведомление, что их деятельность прекращается. Взамен неказистых киосков компании ООО «Автокапитал» и ООО «Комтранс» решили построить современный автотерминал.

На сторону малого бизнеса встали общественность, омбудсмен по защите прав предпринимателей и экс-главный архитектор Поморья Дмитрий Яскорский. Согласно градостроительным нормам и санитарным правилам, строить автостанцию на землях общего пользования и внутри «красных линий» нельзя. Чтобы обойти запрет, мэрия и застройщики назвали будущие здания не автостанцией, а пересадочными терминалами. Разрешение на строительство, несмотря на все явные нарушения, мэрией было выдано.

Построили под шумок 

Главный архитектор Архангельска Дмитрий Бастрыкин, успокаивал жителей рассказами о грядущем комфорте и красоте терминалов: «Зимой пассажирам стоять на открытых остановках холодно. А в закрытом помещении терминала будет отопление. Застройщики предлагают использовать обшивку из алюминиевых пластин, которые применялись при возведении новых зданий в Сочи и терминалов аэропортов в Европе. Благодаря морозоустойчивости и защите от деформации этот материал будет не только долговечным, но и красивым. Стеклянная стена с видом на кафедральный Михайло-Архангельский собор только подчеркнет красоту столицы Поморья».

Горожане же придерживаются иного взгляда на вещи: «Эти терминалы испортили весь вид на площадь! И это вранье, что их построили для пассажиров - здесь никто часами автобусов не ждет, они ходят по расписанию. Лучше бы площадь перед МРВ заасфальтировали - там яма на яме, и поставили бы обычные павильоны для ожидания. Но ведь простой народ никто не спрашивает, а торговцы что хотят, то и творят - лишь бы выгоду получить», - считает архангелогородка Елена Мухина.

Бодалась прокуратура с мэрией

Когда кипение страстей вокруг терминалов достигло апогея, прокуратура начала череду проверок в связи с очевидными нарушениями. Согласно генеральному плану Архангельска на площади перед МРВ не должно было появиться ни автовокзала, ни автостанции, ни загадочных терминалов. Да и в целом административно-торговое назначение терминала не соответствует действующим СНиПам.

И вот первая победа: летом 2015 года разрешение на строительство, выданное мэрией, было признано Архангельским областным судом незаконным. Застройщиков обязали убрать терминалы либо устранить нарушения.

Но мэрия продолжала отстаивать строения, и в октябре 2015 года разрешение на строительство было выдано вновь, невзирая на суд. Стройка продолжалась.

Ломать - не строить

В декабре 2015 года с приходом нового главы администрации Архангельска Игоря Годзиша власть приняла волевое решение отстоять площадь для горожан и благодаря этому один из терминалов сегодня демонтируется. В соответствии с соглашением, заключенным между администрацией города и собственником терминалов, до 1 сентября 2017 года земельный участок застройщики должны полностью освободить от инженерных коммуникаций и самого объекта.

Пока дело ограничилось лишь разборкой фасадов и внутренней отделки. Застройщик, кивая на дождливую погоду, попросил отсрочку.

Новой датой очистки площади от коробок по соглашению сторон назначено 1 октября. Игорь Годзиш пообещал, что пресловутая алюминиевая обшивка «как в Сочи» пойдет на обустройство остановочных павильонов. А застройщик взял на себя обязательства выполнить работы по благоустройству земельного участка.

Но полностью победить торговую экспансию городу так и не удалось. Ведь один из двух терминалов все-таки остается напоминанием о компромиссе между бизнесом и властью. С его владельцем подписан договор аренды земельного участка сроком на три года.

Фото Сергея Сюрина.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Леха, студент, 19 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии