Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 99.42
Евро 106.3
Юань 1.36

Депутат Госдумы: Работающим в Арктике нужен климатический МРОТ

 Фото: Ольга Крупенье Фото: Ольга Крупенье Накануне старта Международного Арктического форума, который пройдет в Архангельске 29-30 марта, «Общественный контроль» побеседовал с депутатом Государственной думы от Ненецкого автономного округа, членом комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Сергеем Коткиным

- Сергей Николаевич, каких решений вы ожидаете от форума? 

- Я надеюсь, что он ускорит разработку нормативных документов по развитию арктических территорий России. Нам как воздух нужен закон об Арктической зоне РФ. Без основополагающих документов нет четкого понимания, что мы хотим в итоге видеть в Арктике. Сегодня существует более 500 федеральных и региональных законов и нормативно-правовых актов, регламентирующих развитие арктических территорий. Многие из них устарели, противоречат друг другу. Не так давно мы, депутаты Госдумы, отправили на доработку программу развития арктической зоны РФ до 2020 года. Документ, который нам представили, получился неконкретным, декларативным, не отвечающим реалиям времени. Есть ощущение, что программа писалась в московских кабинетах людьми, не представляющими положения дел на арктических территориях.

- Какой конкретики не хватает в программе?

- В частности, программа содержит материалы о развитии судоходства, ледокольного флота, снегоходной и болотоходной техники, однако там нет упоминания о развитии малой авиации, на которой держатся северные территории. Кроме того, очень слаба социальная составляющая, она не защищает людей, живущих и работающих в Арктике. Возьмите, например, МРОТ - он сегодня одинаков по всей стране. Но Краснодарский край и, допустим, наш Ненецкий округ - это разные условия жизни, цены на товары и услуги. Мы предлагаем, чтобы величина МРОТа для районов Крайнего Севера увеличивалась на климатический коэффициент. В Госдуме все чаще звучит мнение, что нам нужно министерство по делам Арктики, как существует Министерство РФ по развитию Дальнего Востока. Посмотрите, как после его создания изменилось положение дел в Приморье!

- Сергей Николаевич, тема форума - «Человек в Арктике». Каковы сегодня уровень и качество жизни людей в арктической зоне России?

- Считаю, что люди на Крайнем Севере выполняют государственные задачи - по защите рубежей страны, добыче полезных ископаемых, проведении важнейших научных исследований и так далее. Поэтому качество жизни должно быть одинаково высоким и в средней полосе, и в Заполярье. Прежде всего это комфортное жилье, хорошее образование, развитые социальные и медицинские услуги, транспортная инфраструктура, достойный заработок, безопасность и экология. Но у нас есть свои особенности. Недостаток кислорода и солнца, низкие температуры, геомагнитные бури, перепады давления - все это негативно влияет на здоровье. Так что среди первоочередных задач я бы назвал обеспечение северян качественной медицинской помощью. К примеру, Ненецкий автономный округ пошел по пути развития телемедицины. В любом ФАПе можно дистанционно получить квалифицированную консультацию специалистов из Нарьян-Мара, Архангельска, Санкт-Петербурга. Однако сложные случаи требуют доставки пациента в город, порой незамедлительной. Отсюда необходимость развития санитарной авиации. Это затратное дело, без федеральной поддержки тут не обойтись. В 2017 году федеральный бюджет выделил регионам на оказание медицинской помощи в труднодоступных местах 3,3 млрд рублей. Из них на долю НАО пришлось почти 55 млн.

- В Год экологии особенно много говорят о необходимости усиления природоохранной деятельности в Арктике. Какие проблемы в этой сфере наиболее актуальны?

- На мой взгляд, сегодня важны вопросы рекультивации земель, которые входят в зону традиционного хозяйствования коренных народов, ликвидации накопленного с советских времен экологического ущерба. На острове Колгуев, на архипелаге Новая Земля до сих пор носит ветром ржавые бочки. Арктика величава и могущественна, но при этом очень хрупка. След вездехода в тундре не зарастает десятилетиями. Природа отвечает на вмешательство человека глобальным потеплением, граница арктических льдов перемещается к северу, меняются климат, флора и фауна. К примеру, белых медведей можно видеть уже в окрестностях Амдермы и Усть-Кары. Такие тревожные признаки заставляют задуматься.

- Сергей Николаевич, для представителей коренных малочисленных народов Севера Арктика - это родной дом. Как сегодня происходит защита их прав и интересов?

- Отмечу, что сегодня отсутствие механизма, который определяет принадлежность человека к малочисленным народам Севера, затрудняет их доступ к природным ресурсам, не позволяет полноценно заниматься традиционной деятельностью. В декабре 2016-го в Нарьян-Маре прошел семинар по проблемам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с участием депутатов Госдумы. Его участники пришли к выводу, что необходимо создание госреестра коренных народов.

Кроме того, нужны изменения в существующие правила охоты и рыбалки, которые не учитывают или недостаточно учитывают права коренного населения. Ведь доходит до абсурда: люди, которые веками жили охотой и рыболовством, приравниваются к браконьерам! Например, правилами сегодня вообще запрещена охота на гусей на островах Северного Ледовитого океана, к которым относятся Колгуев и Вайгач, а это места проживания ненцев.

Еще раз подчеркну: Арктика - это Северный морской путь, топливная кладовая страны, форпост России, живущие в труднейших условиях люди. Сложность задач, поставленных для Арктики руководством страны, такова, что решать их нужно, имея в руках солидный инструментарий. Чтобы понимать, каким образом развивать Арктику комплексно и полноценно, надо скорейшим образом выстроить арктическое законодательство. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Евгения, пенсионерка, 67 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии