Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.07
Евро 99.93
Юань 1.29

Медпомощь в поморской глубинке приказала долго жить

 Шенкурская районная больница. Фото: Сергей Сюрин Шенкурская районная больница. Фото: Сергей Сюрин Дефицит бюджета и катастрофическая нехватка кадров кардинально сказались на состоянии фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) и районных больниц в Архангельской области. Северяне все больше жалуются на невозможность получения даже элементарной медицинской помощи. Речь уже не идет о доступности узких специалистов - онкологов, эндокринологов и т.д. Зачастую людям приходится проехать многие десятки километров, чтобы просто получить больничный

За больничным едут на поезде 

Больше всего нареканий у жителей небольших поселков, где есть ФАПы, но нет тех, кто хотел бы там работать. Оставшиеся без медпомощи люди пытаются всеми способами достучаться до власть имущих с этой жизненно важной проблемой. Активную позицию занимают в этой непростой ситуации жители Устьянского района.

Больше всего нареканий у жителей небольших поселков, где есть ФАПы, но нет тех, кто хотел бы там работать. Оставшиеся без медпомощи люди пытаются всеми способами достучаться до власть имущих

«Общественный контроль» рассказывал о том, что в селе Бестужево люди собрались в клубе и записали видеообращение к президенту Путину с просьбой не закрывать отделение местной больницы. А вот жители поселка Лойга из того же района написали министру здравоохранения региона Антону Карпунову. Здесь проживает более 1 200 человек, а с медициной - просто катастрофа.

«Вот уже целый год мы живем без фельдшера, - говорится в обращении. - Приходится выезжать в Устьянскую центральную районную больницу за медицинской помощью. Пригородный поезд уходит в 6.30, а вернуться можно только в 19.00! Представьте, каково больному человеку проехать два часа на поезде, протолкаться полчаса в автобусе, целый день просидеть в очередь в больнице, до пяти вечера просидеть на вокзале до поезда и два часа занимает обратная дорога? А с маленькими детьми, чтобы приехать на прием, выписать больничный лист и снова через несколько дней проделывать тот же путь для того, чтобы продлить или закрыть больничный лист работающим родителям, а иногда приходится по несколько раз ехать на прием к специалистам. Большинство населения вообще занимаются самолечением, чтобы не мучиться в дороге. Старики, если кто и едет, - то их приходится сопровождать кому-то из родственников.

Но ведь случаи бывают и экстренные, не только простудными заболеваниями болеем, а инсульты, инфаркты? Ночью приходится останавливать поезда не только пассажирские, но и товарные, чтобы больного доставить в ближайшую больницу города Котласа или поселка Октябрьский, т.к. автомобильное сообщение у нас до сих пор отсутствует. А иногда ведь достаточно правильно оказать первую медицинскую помощь в первые минуты, и человек - жив! А в наших случаях все наоборот!

Неужели за такой длительный период невозможно найти специалиста? Мы не просим направить к нам врача, неужели нельзя найти фельдшера? Чтобы самое элементарное - прийти на прием за назначением лечения и за больничным листом мы могли бы у себя дома, а не за 80 километров. Очень хочется верить, что наша просьба не останется без внимания!»

Вместо доктора - «домовой»

Ответом на этот крик души стала министерская отписка.

«К сожалению, должность фельдшера Лойгинского отделения вакантна с 29.03.2016 в связи с увольнением специалиста. Министерство здравоохранения Архангельской области разделяет ваше беспокойство по отсутствию постоянного работника, вместе с администрацией Устьянской ЦРБ проводится работа по укомплектованию должности фельдшера.

Оказание медицинской помощи жителям поселка Лойга осуществляют фельдшера структурных подразделений Устьянской больницы вахтовым методом… обеспечено круглосуточное консультирование медицинских работников специалистами Устьянской больницы. В июле 2017 года планируется укомплектовать должность фельдшера молодым специалистом».

А откуда возьмется молодой специалист - большой вопрос. Как заманить молодежь в северное село, а тем более удержать, если там в большинстве своем нет дорог, а что такое нормальное качество жизни - никто толком не знает?

Как заманить молодежь в северное село, а тем более удержать, если там в большинстве своем нет дорог, а что такое нормальное качество жизни - никто толком не знает?

На днях министр здравоохранения Поморья Антон Карпунов выступил с обширным докладом об организации медицинской помощи населению в регионе.

Глава ведомства подробно остановился на организации работы учреждений первого уровня: ФАПов, сельских амбулаторий, районных стационаров и поликлиник. Ноу-хау от минздрава звучит так: в сельских поселениях с числом жителей менее 100 организовать так называемые «домовые хозяйства». Это пункты, где больной или пострадавший сможет получить первую помощь до приезда медработника. «Домовым» может стать любой человек, который проходит обучение правилам оказания первой доврачебной помощи и в дальнейшем может оказывать ее жителям при травмах, несчастных случаях, отравлениях и других состояниях, а также проводить информационную работу с населением. Домовое хозяйство обеспечивается средствами связи, аптечкой и комплектами для оказания именно первой помощи. Причем работает такой Айболит бесплатно, на общественных началах.

- За два года совместно с органами муниципальной власти мы смогли организовать более 60 «домовых хозяйств», а требуется более 600. Для их организации нам необходима поддержка местных администраций, – отметил Антон Карпунов.

Следует учесть, что малонаселенность - бич глубинки. В Архангельской области сегодня более 3 тысяч населенных пунктов, где постоянно живут менее 100 человек. Получается, людей поставили в условия выживания: заболел - лечись у соседа.

Что касается населенных пунктов, где проживают до 300 человек, то там должен работать фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). По данным регионального минздрава, сегодня из 443 ФАПов Поморья в 55 работа приостановлена в связи с выходом на пенсию фельдшера и отсутствием замены, а также необходимостью капитального ремонта помещений.

- По программе «Земский фельдшер» в удаленные населенные пункты удается привлечь до четырех специалистов в год, что не решает проблему кадрового дефицита. Несмотря на это, министерство здравоохранения не закрыло ни один ФАП, - констатировал Антон Карпунов.

«Мы - заложники ситуации»

Проблемы сельской медицины не устают обсуждать на всех уровнях. На апрельской сессии областного Собрания развернулась острая дискуссия о качестве оказания медицинской помощи на селе. Свое мнение высказала депутат Татьяна Седунова, представляющая Пинежский район:

- Согласна, что численность населения падает, и при существующей форме финансирования районная больница находится в тяжелом положении. Но, согласитесь, медицинская помощь должна оказываться тогда, когда человеку это необходимо, а не по графику - два раза в месяц, - прокомментировала она обращения жителей Пинежского района, которые были направлены заместителю председателя Госдумы Ольге Епифановой. - Беда в том, что оптимизация здравоохранения идет сверху, а мы - заложники ситуации. Сегодня, прикрываясь тем, что население убывает, можно и свет отключить, и дороги не чистить, и продукты не возить. Это не выход, решать проблему надо масштабнее!

По словам Татьяны Седуновой, надо менять систему и подход к финансированию и содержанию ФАПов, врачебных амбулаторий в поселках и деревнях, независимо от количества проживающих.

- Люди одинаково болеют и в городах, и в селах. Право на получение медпомощи у них также одинаковое. Нужен качественный, реальный анализ, а то за цифрами в отчетах мы не видим живых людей, их насущные проблемы. Вот и получаем коллективные обращения, под которыми подписываются сотни жителей в надежде донести свои боль, нужду и надежду, - заметила депутат.

Следует подчеркнуть, что тяжелая ситуация с медицинскими кадрами сейчас сложилась и в других регионах Северо-Запада, фактически там глубинка тоже практически осталась без врачей.

Фото Сергея Сюрина.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, студентка, 19 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии