Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +16 погода в Петербурге
Доллар 66.26
Евро 73.5
Юань 9.38

Калининградскую область ждет экономический коллапс?

 С 1 апреля самый западный российский регион начнет жить по совершенно новым экономическим правилам. Действовавший 20 лет закон «Об особой экономической зоне» передаст свои права «наследнику», который хоть и носит то же самое название, но отличается принципиально. И хотя документ готовился годами, за считанные дни до начала его действия вдруг выяснилось, что далеко не все важнейшие вопросы оказались учтены в документе

Чем грозят экономике российского анклава апрельские вводные, выяснял корреспондент «Общественного Контроля».

По накатанным рельсам

Об окончании манны небесной (в виде нулевых таможенных ставок по большинству категорий ввозимого в анклав товара) калининградским предпринимателям было объявлено заблаговременно - еще в 2006 году. Два десятилетия в оторванном от остальной части России регионе действовали очень вольготные экономические условия.

- Достаточно банальные правила игры, которые, по слухам, были подписаны Борисом Ельциным «на ходу», оказались жизнеспособным регламентом, - пояснил корреспонденту «Общественного Контроля» кандидат экономических наук Сергей Ковалев. - Не надо быть экономическим светилом, чтобы просчитать: любой товар, произведенный в России и привезенный в Калининград - через три границы, - становится золотым. То же самое и в обратном направлении. То есть калининградские производители оказывались в заранее проигрышных условиях, а бремя такой логистики несли жители региона. Поэтому принятый в 1996 году закон не только искоренил малейшие ростки сепаратистских настроений, но и дал шанс для развития экономики области.

Об окончании манны небесной калининградским предпринимателям было объявлено заблаговременно - еще в 2006 году. Два десятилетия в оторванном от остальной части России регионе действовали очень вольготные экономические условия

Но во все время действия льгот с трибун самого различного уровня закон об особой зоне регулярно подвергался самой жесткой обструкции. Формы критики менялись, аргументы же оставались постоянными: регион паразитирует на таможенных преференциях, местный бизнес лишь имитирует развитие, поставляя в Россию беспошлинные импортные товары под видом произведенных в янтарном крае.

Сказать, что на первоначальном этапе становления калининградского капитала нарушений и злоупотреблений не было, значит пойти против истины.

- Конечно же, активно использовалась фиктивная переработка, - констатирует Сергей Ковалев, - когда товар, ввезенный в область без пошлин и платежей, буквально оборачивали в фольгу, клеили ярлык «Сделано в Калининграде» и отправляли в Москву или Питер. Но при этом в 1990-х удалось сдержать рост цен на продукты, а в нулевых бизнесмены, глядящие в перспективу, стали развивать реальный сектор, вкладывать деньги в производство.

Слова экономиста подтверждает сухая статистика. Сегодня регион - лидер по стране в отраслях, которые не развивались здесь в советское время. Например, в мебельной промышленности и агросекторе. Про автопром и говорить не приходится. На долю предприятия «Автотор» (с 2013 года холдинг реализует проект кластера, способного выпускать ежегодно до 250 тысяч автомобилей) приходится почти половина продукции произведенной в области.

Что день грядущий нам готовит?

Перечислять успехи калининградской экономики можно долго. Успешно развивается туристическая инфраструктура. По данным областного правительства, только в прошлом году край посетило более миллиона гостей. Казалось бы, похороненный проект игорной зоны неожиданно получил новый импульс развития. За последнюю пятилетку открыты четыре частных индустриальных парка, где налажен выпуск товаров в рамках программы импортозамещения. Однако всему когда-то приходит конец.

«Все у нас, конечно, решается в последние минуты, часы. Практически все проблемы сегодня сняты всеми министерствами, но есть некоторые вопросы, связанные с таможенным регулированием. Если этого не сделать, я боюсь, что 1 апреля наступит коллапс, и вся работа, которая была нами проделана, пойдет насмарку», - Николай Цуканов

- Когда Россия вступила в ВТО, стало понятно, что действующий закон «Об ОЭЗ» обречен, - пояснил политолог Владимир Абрамов. - Есть жесткие регламенты этой организации, определяющие равенство условий для всех участников рынка. В столице очень четко обозначили позицию: анклаву необходимо принимать новые правила игры. И обозначили их алгоритм. Таможенные льготы должны быть заменены обоснованными преференциями и субсидиями предпринимателям, работающим в анклаве. Не всем, а лишь тем, кто потянет за собой сектор реальной экономики, будет готов инвестировать в развитие собственного бизнеса определенную сумму.

После многолетних дебатов и в Москве, и Калининграде новые правила стали приобретать конкретные очертания. Определился инвестпорог для резидентов особой экономической зоны. До недавнего времени он ограничивался суммой в 150 млн рублей, но в конце февраля разработчики решили снизить эту цифру втрое.

- По нашим оценкам, порядка 800 предприятий области смогут воспользоваться государственной поддержкой, - пояснила корреспонденту ОК-информ министр экономики области Анастасия Кузнецова. - Объем помощи из федерального бюджета только в этом году составит более 66 млрд рублей - это почти 22% валового регионального продукта! Так что никакого провала, скачка цен или промышленного спада ожидать не приходится. Но при этом надо понимать, что льготы не будут длиться вечно. Это не пособие, а некий гандикап для того, чтобы адаптироваться к новым условиям, приобрести современные технологии, создать необходимые рабочие места.

Предоставленная центром фора, кстати, достаточно жестко ограничена по времени. Начиная с 2020 года размер субсидий из столицы будет ежегодно снижаться на 5%.

Однако, несмотря на почти полную ясность на новых экономических горизонтах, в Калининграде к 1 апреля относятся с определенным беспокойством. И на это у скептиков и реалистов имеются веские основания.

Аврал заказывали?

В конце прошлой недели Калининград посетил Дмитрий Медведев. Глава правительства приехал не один, а во главе целой делегации. Премьера сопровождали аж 15 федеральных министров. За один день московский гость попытался разобраться, готова ли область к переходу на новое время. Как оказалось, не готова. И совсем не по вине здешних властей или предпринимателей - ведь именно в столичных кабинетах немало нормативных актов регулирующих правила игры до сих пор находятся лишь в стадии разработки!

- Сегодня, например, существует реальная опасность, что с товаров, произведенных в Калининграде и отправленных на территорию России, будет взиматься таможенная пошлина и НДС, - рассказал об одном из ляпов Владимир Абрамов. - Почему? Потому, что в ФТС не составлено соответствующее письмо. Но письмо мало составить! Его надо еще согласовать с целым рядом министерств. А это занимает достаточно большой период времени.

«Хочу отметить, что некоторые решения пока в стадии проектно-нормативных актов или в стадии законопроектов. Это плохо. Это означает, что не все ведомства сделали то, что положено. Сейчас мы проведем разбор полетов, кто что сделал и кто какой оценки заслуживает», - Дмитрий Медведев

А ведь если начнут взимать эти пошлину и налог, в Калининградской области могут встать сотни компаний. Таможенной проблемой поделился с московским гостем и губернатор области Николай Цуканов:

- Все у нас, конечно, решается в последние минуты, часы. Но самое главное то, что решается. Практически все проблемы сегодня сняты всеми министерствами. Есть понимание, но есть некоторые вопросы, связанные с таможенным регулированием. Если этого не сделать, боюсь, что 1 апреля наступит коллапс, и вся работа, которая была нами проделана, пойдет насмарку.

Оценив на месте ситуацию в регионе и вникнув в суть проблем, Дмитрий Медведев пообещал разобраться с мелочами, в которых, как известно, часто кроется черт.

- Сделано немало, чтобы защитить предприятия от негативных последствий переходного периода, часть принятых решений уже работают, - подчеркнул премьер. - Но хочу отметить, что некоторые решения пока в стадии проектно-нормативных актов или в стадии законопроектов. Это плохо. Это означает, что не все ведомства сделали то, что положено. Сейчас мы проведем разбор полетов, кто что сделал и кто какой оценки заслуживает.

Определив проблемные точки и поставив перед региональными властями вполне конкретные задачи, Дмитрий Медведев улетел в столицы разбираться с нерадивыми волокитчиками и бюрократами.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Андрей, военнослужащий, 21 год Какое место в Петербурге придает вам сил?
Комментарии
Яндекс.Метрика