Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

В Чкаловске не нашлось места музею военной авиации

 Фото: Илья Козырев Фото: Илья Козырев В Калининградской области ветераны морской авиации уже несколько лет безуспешно бьются за возрождение разграбленного в 90-е годы музея героической истории летчиков Балтики. Сейчас они готовят официальное обращение к новому командующему БалтФлота и новому губернатору в надежде доказать необходимость экспозиции уникальных экспонатов. Увы, особого оптимизма асы не испытывают

Собирали по крупицам

Экспозиция, обустроенная в конце 60-х в Доме офицеров калининградского пригорода Чкаловска, собиралась по крупицам со всего Советского Союза.

- Началось все в 1968-м, - вспоминает заместитель совета ветеранов авиации БФ Александр Балабанов. - В Гатчинский архив откомандировали старшего офицера, который практически создал документальную концепцию музея. Далее - годы рутинной переписки с боевыми асами, прославившими нашу авиацию, и их родственниками. В итоге собралась очень достойная коллекция. Расцвет самобытного музея пришелся на 80-е. Тогда в Чкаловск, чтобы познакомиться с вехами Балтийской авиации, приезжали любопытствующие со всей области. В музее возникли и соответствующие традиции - здесь принимали в пионеры и комсомол, давали присягу на верность Родине молодые солдаты.

- Усилиями энтузиастов были собраны уникальные экспонаты, бесценные и в духовном, и материальном смысле, - рассказал корреспонденту ОК-информ директор областного историко-художественного музея Сергей Якимов. - Например, мундир Героя Советского Союза Евгения Преображенского - легендарного летчика, под личным командованием которого самолеты дальней авиации в августе-сентябре 1941 года несколько раз бомбили столицу третьего рейха.

Однако шло время, в стране многое поменялось, в том числе и отношение к собственной истории.

Расследовать хищения не стали

В конце 90-х необычный музей стал помехой у власть имущих (как военных, так и штатских), пожелавших пустить с молотка гарнизонный ДОФ.

- Тогда и музейных работников, и ветеранов авиации уверяли в том, что закрытие экспозиции - явление временное, - не скрывая горечи, пояснил председатель совета ветеранов авиации БФ Юрий Барышев. - Ящики с экспонатами в срочном порядке как ненужный хлам вывезли в неотапливаемое сырое помещение.

Уже во время переезда, больше напоминавшего безалаберную эвакуацию, коллекция подверглась первым невосполнимым потерям. Бесследно исчезло несколько самых ценных предметов музейной коллекции, в том числе и мундир с регалиями Евгения Преображенского.

Уголовного дела по факту хищения раритетов никто возбуждать не стал. У музея не было официального статуса, а у украденных экспонатов - официальной оценочной стоимости.

После поднятого ветеранами шума уже изрядно отсыревшим ящикам с раритетами нашлось место в одной из подсобок штаба авиации Балтфлота.

- Луч надежды забрезжил в начале нулевых, когда к только что вступившему в должность командующего морской авиацией БФ Виктору Сокерину обратилась директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова, - вспоминает Юрий Барышев. - Светлана Геннадьевна ходатайствовала о том, чтобы ей на баланс передали какой-нибудь списанный военный самолет.

Лишь легендарной амфибии место нашлось

Авиаторы расстарались, хотя сделать это было совсем непросто.

Предприниматель согласился безвозмездно передать музею самый уникальный экспонат из купленных бортов - самолет-амфибию БЕ-12

- За пару месяцев до моего вступления в должность было списано и продано с аукциона 49 бортов, - вспоминает генерал Сокерин. - Боевые самолеты стали частной собственностью и должны были вскоре пойти в металлолом. Но так как появилась надежда в контакте с дирекцией Музея Мирового океана спасти нашу погибающую экспозицию, мы применили все связи и усилия. Договорились с Москвой, вызвали на переговоры коммерсанта, скупившего самолеты. Стали увещевать, давить на совесть.

В итоге - додавили. Предприниматель согласился безвозмездно передать музею самый уникальный экспонат из купленных бортов - самолет-амфибию БЕ-12, использовавшийся для обнаружения и уничтожения подводных лодок вероятного противника на дальних рубежах.

- Надо отдать должное Светлане Сивковой, - констатирует Виктор Сокерин. - Самолет отремонтировали, придали выставочный вид. Амфибия была оттранспортирована в центр города и выставлена на берегу Преголи.

Надежды продолжают умирать

А вот от пылящихся в ящиках экспонатов музей отказался, сославшись на нехватку выставочных площадей.

- За это время мы отписали уже не одну челобитную в различные инстанции, - посетовал Юрий Барышев. - Ведь то, что сегодня гниет в чуланах - наша история. Славная история, которой надо гордиться, а не прятать ее. Сегодня мы много говорим о патриотизме. Но получается, что только говорим, раз уж для своей истории не находится места.

А недавно у ветеранов умерла очередная надежда. Московские столоначальники из Министерства обороны сдали на 49 лет в аренду столовую, расположенную в штабе авиации БФ.

- Идеальный был бы вариант, вход свободный с улицы, - мечтательно рассуждает Александр Балабанов. - Любой мог бы зайти, увидеть, на каких самолетах сражались в прошедшей войне, как развивалась наша авиация до недавнего времени. Как наши ребята совершали подвиги даже в мирное время. Но деньги, видимо, главнее всего.

Из собранных ветеранами отказов - вежливых и хамских, пустых и мотивированных, а зачастую и просто формальных уже можно создавать отдельную экспозицию. Однако убеленные сединами ветераны не сдаются и снова пишут обращение. Но будет ли оно последним?

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Саша и Таня, инженеры, 37 и 34 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии