Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Кто ответит за гибель людей на «Кольской»

 Фото: Сергей Ещенко/РИА «Новости» Фото: Сергей Ещенко/РИА «Новости» Меньше месяца остается до суда по делу о гибели 18 декабря 2011 года буровой платформы «Кольская», унесшей жизни 53 человек. Но сохраняется впечатление, что, чем бы процесс ни закончился, виновные наказаны не будут. Просто потому, что они не фигурируют в деле или являются всего лишь свидетелями

Как могло случиться, что люди стали заложниками жадности тех, кто остался в стороне от внимания следствия, разбирался «Общественный контроль».

Отправленные на смерть

Перегон огромной махины в зимнем, штормовом Охотском море - само по себе мероприятие крайне рискованное. С учетом состояния платформы - почти самоубийственное. Это прекрасно понимали начальники на «Кольской»: они всеми силами пытались предотвратить эту губительную затею. А когда не смогли, попрощались с родными и ушли в последний рейс. Шансов вернуться у них не было…

Экономя средства, для перегона буровой не наняли специализированное судно типа «Трансшельф». Лишь ледокол и один буксир (их в таких случаях необходимо три) осуществляли перевозку.

Экономя средства, для перегона буровой не наняли специализированное судно типа «Трансшельф». Лишь ледокол и один буксир (их в таких случаях необходимо три) осуществляли перевозку. С поставленной задачей эти суда справиться в принципе не могли. Кстати, буксир «Нефтегаз 55» сам еле избежал катастрофы: у него и часть палубы снесло, и трещины в борту появились. Пострадал и ледокол «Магадан». Кто-то неплохо сэкономил на транспортировке.

А большое число жертв объясняется еще одной «экономией». На момент катастрофы на борту «Кольской» был не только экипаж - моряки, но и штат буровиков, и даже пассажиры (транспортировка с ними вообще запрещена). По правилам, их должны были вертолетами доставить на берег, и только после установки платформы на новом месте - на «Кольскую». Но кому-то не захотелось оплачивать перелеты и проживание в гостиницах. Вот и отправили поиграть в «русскую рулетку» со штормовым морем…

Когда стало очевидно, что суда сопровождения абсолютно не справляются с транспортировкой, руководство «Кольской» неоднократно запрашивало дополнительный буксир. Но кто-то снова решил сберечь деньги. И гибель платформы стала неизбежной.

Длительная и мучительная агония

Буровая умирала долго. О последних днях ее жизни подробно рассказал в своем дневнике болгарский страховой агент Живко Жеков - один из пассажиров, убитых жадностью хозяев «Кольской». Все записи он копировал и отправлял по электронной почте. В последней момент появилась надежда - к ним на выручку летели вертолеты спасателей. Увы, когда они прибыли спасать было уже некого, они могли лишь оказать медицинскую помощь 14 выжившим.

По правилам, МЧС может запрашивать только руководство на Большой земле. А оно совсем не горело желанием откликнуться на призывы командования «Кольской».

Позднее прибытие спасателей не было случайностью, оно также стало следствием безудержной экономии. По правилам, МЧС может запрашивать только руководство на Большой земле. А оно совсем не горело желанием откликнуться на призывы командования «Кольской». И это в то время, когда шторм срывал шлюпки, волны уносили контейнер с гидрокостюмами, воды вышибала иллюминаторы… Лишь тогда капитан «Кольской» пошел на нарушение и подал сигнал СОС.

Последняя запись Жекова: «11.50. Сообщили, что вертолет придет к 15.30. Будут три группы по 12 человек. Первая - на Магадан, две - на НГ-55». Вот только около часа дня платформа затонула. По воспоминаниям выживших, почти все находящиеся на борту «Кольской» оказались в воде. У них еще были достаточно реальные шансы на спасение. Но… «на помощь» пришел «Магадан». Неповоротливая махина, поднимающая дополнительную волну. «Ледокол не спасал, а топил нас» - так описывают те события оставшиеся в живых. Увы, их оказалось крайне мало…

По одной из версий, гуляющих в интернете, состарившуюся «Кольскую» погнали в смертельный рейс, чтобы получить страховку. Подобную криминальную схему владельцы судов используют уже сотни лет. Но в данном случае это было бы уже верхом цинизма и жестокости. Может быть, все-таки решили проскочить на авось.

И все-таки главная причина трагедии - не разгильдяйство и халатность, а именно жадность. Желание получить деньги любой ценой - вот что привело к гибели 53 человек.

Тайны следствия

В этой вроде бы достаточно очевидной истории следствие стало разбираться как-то странно. Словно с одним глазом и одним ухом - вроде видит и слышит, но уж очень однобоко. То есть только хозяев «Кольской». Неудивительно, что и родственники погибших, и обвиняемые оказались по одну сторону баррикад.

И все-таки главная причина трагедии - не разгильдяйство и халатность, а именно жадность. Желание получить деньги любой ценой - вот что привело к гибели 53 человек.

Впрочем, увы, такая избирательность отечественного правосудия вряд ли может сильно удивлять. Стрелочников у нас сажали, сажают и сажать будут. Обратные примеры редки. Например, можно вспомнить трагедию в Коми. Тогда - 31 января 2009 года - в Подъельске сгорел дом-интернат для престарелых. В огне погибло 22 человека.

В республику срочно прилетела делегация из Москвы. Возглавляющая ее шишка (не хочется имя его поминать) с ходу объявил имя злодея. Великий следователь! Еще угли дымятся, а он уже виновного нашел! Объявил ведь официально перед камерами всех федеральных каналов, и не как версию, а как приговор. Просто суд верховный.

Хорошего человека тогда тут же скрутили - и на нары. Потом в итоге отпустили, признав невиновным, но это было уже потом. В результате посадили кого надо, в смысле - не стрелочника.

Вот только вряд ли подобный справедливый конец будет в истории с «Кольской». Ведь одно дело - наказать мелкого чиновника из глубинки и пожарных инспекторов, создавших условия для этой трагедии, и совсем другое - владельцев огромной компании, хозяев буровой платформы. Хозяев жизни, короче.

Самое печальное, наверное, не то, что виновные останутся на свободе, а то, что невиновных посадят.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, финансовый аналитик, 32 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии