Общественный транспорт в Заполярье «оЧЕКанят»

Обещания и планы
О появлении электронных карт и безналичного расчета профильные чиновники заговорили летом. Пока это оставалось лишь перспективой, северяне, пользующиеся общественным транспортом, мечтали почувствовать себя как минимум европейцами - во многих западных странах давно нет кондукторов. Радужные ожидания наших соотечественников активно подкрепляли обещания служащих министерства транспорта и руководство транспортных предприятий, которые обнаруживали в новой системе сплошные плюсы. Они указывали, что рулонные билеты неудобны, в отличие от электронных карт и, кроме того, лучше позволяют отслеживать пассажиропоток.
- Существующая система оплаты проезда не дает предприятиям-перевозчикам полноценно получать прибыль, - объясняют в региональном министерстве транспорта. - Возникают проблемы с нормальным учетом каждой конкретной поездки. Кроме того, есть большая вероятность использования поддельных проездных.
Зато в новой системе пассажиры будут применять смарт-карты, которые приобретаются у водителя или в специализированных пунктах продаж. А вся информация о перевозках поступит в единое хранилище, откуда ее в любой момент можно изъять. Пока вся система выстаивается, пассажиры будут использовать бумажные смарт-карты с чипом или обычные проездные. Зато потом появятся пластиковые карты.
Понять транспортников и чиновников можно. И дело даже не в необходимости внедрения современных технологий (которые, например, давно уже действуют в Петербурге) и удобстве горожан, хотя это важные составляющие. Руководство самого крупного в заполярной столице пассажирского перевозчика ОАО «Электротранспорт» уже год рассказывает журналистам о тяжелом положении на предприятии. Оно связано с банкротством автоколонны 1118, после которой «троллейбусники» дополнительно получили автобусные маршруты, и недостаточной компенсацией из регионального бюджета льготных проездных. Так что упорядочивание расчетов и сокращение «зайцев» ему явно не помешают.
Обучение и мучения
Месяц до начала тестирования сотрудники предприятия проходили особое обучение и отрабатывали навыки обращения с оборудованием. Здесь-то и выяснилось, что до Европы Мурманску очень далеко - как по удобству, так и по уровню сервиса.
- Пассажир, входящий в транспорт, должен зафиксировать оплату проезда, - рассказывает заместитель начальника службы эксплуатации «Электротранспорта» Юлия Матасова. - Он либо сам прикладывает карту к транспортному терминалу, либо передает ее кондуктору для осуществления транзакции.
В любом случае пассажир получает чек - даже если платит наличными.
- Северяне должны понимать, что теперь процедура существенно поменялась, - отмечает глава «Электротранспорта» Сергей Коробков. - Раньше было достаточно предъявить проездной при заходе в транспорт, сейчас же обязательно иметь на руках чек.
Так что без кондукторов троллейбусы и автобусы все равно не обойдутся. Но теперь им вручили чудесные электронные устройства, похожие на банковские терминалы - как будто кондукторам и без электроники работы не хватало. В итоге на любого пассажира, желающего оплатить проезд, тратится в два раза больше времени. Если вы вручаете кондуктору наличные, то он должен положить их в сумку, выдать сдачу, провести специальным жетоном по валидатору и вручить чек. И о каком улучшении организации проезда, о каком сокращении временных затрат участников процесса может идти речь?
Деньги на чеки
Раньше обладатель проездного мог из другого конца салона показать свой билет и спокойно ехать. Сейчас же ему нужно обязательно добираться до кондуктора через толпу народа.
- Непонятно, почему система работает в таком виде, - жалуются мурманчане. - Проездные билеты к устройству подносить неудобно. Люди путаются, возникают заторы. К кондуктору не пробраться. И у них постоянно с этими устройствами проблемы.
Критики системы ехидно намекают, что в решении изменить форму оплаты скрыта коррупционная составляющая, поскольку и оборудование, и объединяющая его программа стоит немалых средств - около 70 млн рублей
Кондукторы с пассажирами согласны, что вполне объяснимо. Теперь помимо тяжелой сумки с мелочью им приходится держать валидаторы, причем это не привычные для Петербурга маленькие приборчики, а устройство, совмещенное, считай, с кассовым аппаратом - ведь он еще и бумажные чеки печатает. Попробуйте сохранять со всем этим хозяйством равновесие в трясущемся транспорте!
- Работать стало намного тяжелее, - жалуются кондукторы. - Еще больше приходится носиться по салону, да и количество недовольных пассажиров увеличилось.
Также кондукторы жалуются на сбои в работе аппаратов и невозможность из-за них хоть как-то обслуживать пассажиров. А если система барахлит, то без бумажных билетов просто не обойтись. Или все пассажиры поедут зайцами - такие ситуации за минувший месяц тоже случались не раз.
Добавит сложностей и наступающая зима, когда пассажиры сплошь наденут пуховики и шубы. Возникающая толкучка никак не будет способствовать четкому получению платы за проезд, а наверняка приведет к бесконечным скандалам.
Критики системы ехидно намекают, что в решении изменить форму оплаты скрыта коррупционная составляющая, поскольку и оборудование, и объединяющая его программа стоит немалых средств - около 70 млн рублей. К тому же реализацией этого проекта занимается организация, возможно, аффилированная с представителями местной власти. В правительстве, кстати, уверяют, что деньги взяты из внебюджетных средств.
А самое главное так и остается непонятным: если хотели избавиться от бумажных носителей - билетов, то зачем вводить другой бумажный носитель - чек? И это при дополнительном внедрении современной электронной системы.
