Жители Заполярья протестуют против подорожания проезда

Фото: ru.wikipedia.org Фото: ru.wikipedia.org
С января в Мурманске стоимость проезда в общественном транспорте выросла на 3 рубля и составляет 28 рублей. И без того обедневшие северяне стали активно жаловаться во всевозможные инстанции и, не испугавшись 30-градусного мороза, вышли на митинг протеста. Чиновники и руководство транспортных предприятий утверждают, что билет должен стоить еще дороже - аж до 40 рублей. Но при этом они не могут предоставить экономического обоснования такого роста тарифа

До 50 рублей

То, что рост цен на проезд неизбежен, стало ясно еще больше полугода назад. Тогда руководство предприятий общественного транспорта во главе с директором ОАО «Электротранспорт» Сергеем Коробковым, отвечающим за основные автобусные и троллейбусные маршруты, поставило заполярным властям чуть ли не ультиматум. Они объявили, что стоимость билета в 25 рублей затрат не окупает, состав парков стареет - и вообще транспортники готовы перейти на сокращенный рабочий день. Кроме того, правительство вовремя не перечисляет компенсацию за льготные проездные. В тот раз ситуацию удалось разрешить, вернее - на какое-то время отодвинуть кризис.

При этом неожиданно у «Электротранспорта» появились деньги на не слишком удачный эксперимент с электронными проездными, оборудование и обучение персонала для которого обошлось в немалые суммы. Транспортники заявляли, что новая система позволит им легче считать получаемую прибыль.

Видимо, ее размерами они остались недовольны: еще недавно на транспортных предприятиях считали, что экономически обоснованный тариф должен составлять около 30 рублей. Теперь стоимость базового проезда, по мнению транспортников, должна составлять от 40 до 50 рублей по городу и в пригородах. Региональный комитет по тарифному регулированию, проанализировав все данные, аппетиты предприятий умерил до 36 рублей.

Инвестиционная программа

Но и эта стоимость оказалась слишком высокой как для пассажиров, так и для областного бюджета, который ежегодно компенсирует недополученную часть до экономически обоснованного тарифа. В результате два последних предновогодних месяца областное правительство, региональные парламентарии и руководство транспортных предприятий обсуждали, на каком повышении все-таки остановиться.

В бюджете нет 500 млн рублей, которые пришлось бы перечислять транспортным предприятиям в случае утверждения стоимости, заявленной комитетом по тарифному регулированию.

Ведь в бюджете нет 500 млн рублей, которые пришлось бы перечислять транспортным предприятиям в случае утверждения стоимости, заявленной комитетом по тарифному регулированию. Кстати, при цене за проезд в 25 рублей выделяемая на эти цели сумма была в два раза меньше. Депутаты областной Думы, впрочем - как и возмущенные северяне, задались вопросом, с чего вдруг так выросло представление о тарифе и у чиновников, и у транспортников. Выяснилось, что областное министерство транспорта утвердило некую инвестиционную программу для транспортных монополий, которую как будто лоббировали профильные предприятия сферы.

Почему-то теперь в нее вошли статьи расходов, которых раньше не было. Причем руководство министерства транспорта и комитета по тарифному регулированию принялись взаимно обвинять в ее появлении друг друга. Пока чиновники препирались, правительству, депутатам и транспортникам удалось договориться до стоимости билета в 28 рублей. Комитет по тарифному регулированию в итоге утвердил именно эту цифру.

- Дай бог, чтобы этот тариф позволил транспортной системе хотя бы поддерживать работу, - говорит глава комитета по тарифному регулированию Мурманской области Владимир Губинский. - Дело в том, что у перевозчиков накопилось много проблем. До 2011 года установленный тариф вообще практически не изменялся. Поэтому у предприятий образовались значительные долги и устарел состав парков.

Петиция и протест

Несмотря на убедительные объяснения чиновников, северяне активно протестуют против удорожания билетов. Возмущенную петицию с требованием не увеличивать стоимость проезда в интернете за несколько дней уже подписало почти 5 тысяч жителей Заполярья.

Северяне, несогласные с новым тарифом, вышли на митинг в центре города. Организаторы акции предложили всем участникам как можно шире распространить информацию о петиции.

«В Мурманске стоимость проезда признана одной из самых высоких в стране, - пишут авторы петиции. - А у северян второй год падают доходы, и повышение тарифа ударит по социально не защищенным слоям население. Правительство перекладывает на население затраты. Теперь за каждый километр пути в пригородном сообщении возьмут 2,8 рубля, а в междугороднем - 3,46 рубля».

Авторы петиции уверены, что чиновники регионального министерства транспорта не справляются со своими обязанностями по предоставлению населению качественных услуг. Также они отмечают, что на содержание правительства в этом году выделена сумма, превышающая компенсацию транспортным предприятиям.

Северяне, несогласные с новым тарифом, вышли на митинг в центре города. Организаторы акции предложили всем участникам как можно шире распространить информацию о петиции. Кроме противников повышения цен на проезд на митинге появились представители администрации области и депутаты областной Думы. Однако дискуссия сторон ни к чему не привела. Активисты заявили, что будут требовать экономического обоснования нового тарифа в письменном виде.

Пострадавшими помимо пенсионеров и студентов, составляющих основную часть пассажиров автобусов и троллейбусов в Мурманске, оказались и северяне, передвигающиеся по городу на маршрутках. Автоперевозчики, конечно, не имеют таких проблем, как крупные транспортные предприятия, однако при повышении стоимости билетов в автобусах и троллейбусах каждый раз поднимают и свою цену.

Впрочем, так ли трудноразрешимы проблемы флагманов общественного транспорта? Еще в марте 2016-го, когда они угрожали практически забастовкой, в региональном правительстве резко предложили перевозчикам грамотнее управлять активами. К тому же с каждым годом в Мурманской области регистрируется все больше автомобилей - плюс появляются мелкие перевозчики, а вот населения становится все меньше и меньше. Так, может, стоило начать все-таки с реформирования схемы работы общественного транспорта? Ведь только за счет поборов проблему не решить.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Что вас больше всего беспокоит в организации работы общественного транспорта?
Реклама