Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Заполярные перевозчики загоняют население в транспортную блокаду

 Фото: Сергей Игумнов Фото: Сергей Игумнов Крупнейшее в Мурманской области автотранспортное предприятие, осуществляющее пассажирские перевозки по всей области, неожиданно начало сокращать число рейсов. Перевозчики жалуются на непонимание со стороны областного правительства, новую схему выделения субсидий и кризис, который не позволяет делать стоимость проезда стабильно низкой. Отмены рейсов вызывают негодование жителей относительно небольших населенных пунктов, из которых теперь им просто не выбраться

Рейсов меньше

Последнее время транспортные предприятия области регулярно жалуются на профильных чиновников и устраивают какие-то разбирательства с ними. До сих пор на слуху история с мурманским «Электротранспортом», который угрожал забастовкой и практически шантажировал министерство, требуя очередного увеличения стоимости проезда.  В итоге стоимость билетов поднялась до 28 рублей, это самая высокая цена на Северо-Западе после Петербурга, но ситуацию и это в лучшую сторону не  изменило - транспортникам все равно мало.

Но на смену приутихшим троллейбусникам пришли автобусники. «Мурманскавтотранс» без особой шумихи вдруг принялся сокращать рейсы. Официально в СМИ руководство предприятия ничего не комментировало. Неофициально - поговаривало об убыточности большой части маршрутов и проблемах с мелкими перевозчиками, которые все активнее завоевывают рынок. Между тем сейчас «Мурманскавтотранс» обслуживает 22 междугородних маршрута, 49 пригородных и 27 городских автобусных маршрутов в Мончегорске, Североморске, Кировске, Умбе, Кандалакше и Апатитах. Естественно, пассажиры сложившейся ситуацией очень недовольны, ведь из некоторых населенных пунктов Заполярья без автобусов просто не выбраться.

Список становится все длиннее

Первыми пострадали жители окрестностей Мончегорска. Закрытию подвергся 102-й маршрут, которым жители поселка Риж-губа добирались в город и обратно.

Одной из причин проблем «Мурманскавтотранса» называют все большее распространение райдшеринговых сервисов (совместного использования частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков. - Прим. ред.).

- Мы не раз пытались узнать, будет ли возобновлен автобус, однако внятного ответа так и не получили, - сетуют мончегорцы в социальных сетях. - Но точно говорят, что маршрут не будет работать до конца апреля.

Не меньше недовольны и жители Североморского района. Здесь отменили автобус Североморск - Щукозеро (112-й маршрут). Из-за этого страдают как работающие в городе корабелов взрослые, так и школьники, учащиеся или занимающиеся в секциях Североморска. Идет активный сбор подписей за возвращение автобуса, но пока обнадеживающей информации не поступает.  

Прекратило североморское автопредприятие обслуживать и маршрут Мурманск - Килпъявр. В результате пришлось вмешиваться кольским чиновникам, которые смогли организовать рейс между Колой и Килпъявром.

Сокращается и 1-й маршрут в Кировске: с него попросту убрали большие автобусы, оставив только маршрутки. Пообещали, правда, взамен продлить маршрут от поселка Титан до отдаленного микрорайона Кукисвумчорр, но только рейсов туда будет меньше.

Экономика экономии

На самом предприятии вину за все происходящее сваливают на областное правительство. Транспортники утверждают, что чиновники не компенсируют им затраты. Ну и, как обычно, жалуются, что билеты слишком мало стоят.

В прошлом году автоперевозчики во всей области перешли на субсидирование из бюджета на основании экономически обоснованного тарифа. В его схему, помимо отчислений в бюджет, входит компенсация заработной платы, коммунальных расходов и горючего. Однако всю эту систему контролирует областное правительство. А оно, с точки зрения автотранспортников, исходит исключительно из интересов экономии бюджета, не думая о расходах предприятия.  

В региональном правительстве знают о недовольстве автотранспортников, но подчеркивают, что вынуждены были изменить систему не просто так. Теперь она строится на более точных данных. Их удалось получить с помощью автоматизированной системы информации о пассажирах.  

- Пока не была использована эта система, понять, насколько правильно предприятия расходуют средства, было крайне сложно, - прокомментировали в региональном министерстве транспорта. - Теперь, кроме расчета тарифа, применяются данные независимой компании, которая подсчитывает пассажиров.

В общем, сейчас сведения о количестве пассажиров стали более объективными. Но, учитывая, что все больше северян приобретает личные автомобили, нетрудно понять, что число людей, пользующихся общественным транспортом, снизилось. Поэтому уменьшились и компенсации.

Так что чиновники готовы и к сокращению рейсов в муниципалитетах. При этом они уверены, что недовольных будет не так много.   

Конкуренты в Интернете

Происходящее сейчас активно обсуждается как в социальных сетях, так в специализированных сообществах Заполярья. В частности, одной из причин проблем «Мурманскавтотранса» называют все большее распространение райдшеринговых сервисов (совместного использования частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков. - Прим. ред.).

Если сравнивать цены на одни и те же маршруты у «Мурманскавтотранса» и на самом популярном сервисе Bla-bla-car, то в интернете можно найти гораздо более выгодные предложения. Среди мелких перевозчиков хватает индивидуальных предпринимателей, которые водят микроавтобусы и берут дешевле. Причем разница на междугородних рейсах может составлять несколько сотен рублей.

В общем, предприятие теряет клиентов из-за желания компенсировать свои убытки. Но получается, что они от этого только быстрее растут. Только за третий квартал прошлого года убыточность предприятия увеличилась в восемь раз. За девять месяцев прошлого года убыток составил почти 75 млн рублей. А в 2015-м он едва превышал 9 млн рублей.

Несмотря на то что предприятие имеет значительные активы, большой объем транспорта и возможности получения прибыли, ему явно не хватает грамотного управления.

Фото Сергея Игумнова.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, программист, 32 года Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии