Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +3 погода в Петербурге
Доллар 61.53
Евро 68.54
Юань 8.97

Новгородские ямы и ухабы пробуют выровнять деньгами

 Фото: Наталья Кремнева Фото: Наталья Кремнева В новгородских СМИ появилась информация о том, что областные власти намерены обратиться к правительству страны с просьбой включить Великий Новгород в федеральную целевую программу по развитию транспортной инфраструктуры. По некоторым сведениям, попросить они намерены не менее 20 миллиардов рублей. Вот только будет ли от этих денег толк? Многие специалисты считают, что нет. Почему - выяснял «Общественный контроль»

Город, разрезанный натрое

Инфраструктура в древнем городе - один из самый болезненных вопросов. Чиновники дали понять, что неплохо было бы за федеральный счет построить окружную дорогу, которая позволила бы окончательно освободить город от грузового транспорта, а исторический центр - от автомобильного транзита в направлении Пскова.

Правда, это не единственная проблема. В городе есть два важных препятствия, мешающих трафику: река Волхов и железная дорога. Первая и древнейшая проблема, возможно, будет решена, когда начнет «работать» новый мост через реку, сдача которого в эксплуатацию ожидается уже нынешним летом. Но останется проблема вторая, родившаяся полвека назад, когда город, вопреки создававшемуся еще в годы войны «генплану академика Щусева», шагнул за железнодорожные пути и стал строить там спальные районы, в которых обосновалась большая часть населения…

Теперь новгородцы предвкушают появление новых улиц и виадуков, которые позволят избежать пробок на железнодорожных переездах, - если, конечно, федеральная казна даст денег. Но при этом и задаются вопросом: а сможет ли город эти деньги освоить? Ведь пока - и с меньшими объемами работ - не все гладко.

Центр объедает глубинку

Местные автоинспекторы считают, что лишь 10% дорог в Новгороде отвечают установленным требованиям, а половина - и вовсе нуждается в капитальном ремонте. Горожане утешают себя мыслью, что у областного центра традиционно не хватает денег на дороги (впрочем, как и на многое другое). Но так ли это?

Дорожный фонд Новгородской области был создан в 2012 году. С тех пор Великий Новгород получил на ремонт и строительство дорог 1,2 млрд рублей. При этом собственные средства города составили лишь примерно пятую часть этой суммы.

Получается, нельзя сказать, что областной бюджет обходил вниманием административный центр губернии, скорее, наоборот - это районы области могут считать себя обиженными. Ведь дорожная сеть Великого Новгорода - это 218 км, а всего в области - почти 15 000 км дорог. Не считая нынешнего года, областной центр в среднем получал в год на свои улицы по 343 млн рублей. Выходило более чем по 1,5 млн на каждый километр, тогда как на региональные дороги удавалось выкроить лишь по 191 тысяче рублей на км, а на местные - и вовсе по 60 тысяч. То есть дорог за пределами областного центра - в 75 раз больше, а средств на них выделялось… в 26 раз меньше.

Конечно, надо учитывать, что городские дороги - сложнее, под ними, в отличие от сельских, проходят коммуникации. И все же дело не в наличии денег, а в умении ими распорядиться. В прошлом году из дорожного фонда области Великому Новгороду было выделено 340,5 млн рублей, из которых 169 млн остались неосвоенными.

На 2016 год город располагает суммой в 460,8 млн рублей, причем областная субсидия была увеличена по сравнению с первоначальной на 177 млн

На 2016 год город располагает суммой в 460,8 млн рублей, причем областная субсидия была увеличена по сравнению с первоначальной на 177 млн.

Положа руку на сердце, это несколько напоминает старый советский анекдот про колхоз, в котором посевы год за годом уничтожает саранча, и колхозники, наконец, решают засеять площадь в три раза больше: «Нехай она подавится!». Шутки шутками, а значение, которое имеет состояние дорог в административном центре губернии, преувеличить невозможно. К тому же на городских властях висит исполнение судебных решений по ремонтам асфальтовых покрытий. Ведь в свое время прокуратура вышла в суд с длинным перечнем участков, которые становятся реально опасны для жизни и здоровья граждан. Так что областной бюджет просто вынужден «поднимать ставки».

Но теперь губернская власть решила строго следить за тем, рационально ли мэрия использует выделенные ей средства. Когда речь шла об увесистом «довеске» нынешнего года, мэрии был предъявлен фактически ультиматум: она должна обещать, что без проектной документации работы не будут начинаться, что сметы будут проверяться областью, что будет налажен муниципальный контроль и т. д.

Ни спроектировать, ни сосчитать

Приходится констатировать, что пока эти условия, которые губернатор Сергей Митин назвал «категорическими», выполняются не слишком уверенно.

Латание отдельных дыр только на время спасает колеса, однако затем дорожное полотно вокруг заплат начинает разрушаться еще активнее

Мэрия победоносно сообщила о том, что ЗАО «СМУ-57» приступило к выполнению контракта на 44,3 млн рублей. Будем надеяться, с объемом работ предприятие справится в срок и с надлежащим качеством. Но не стоит забывать, что вести оно будет пресловутый ямочный ремонт. К самой его идеологии специалисты по организации движения относятся весьма критически. Они утверждают, что латание отдельных дыр только на время спасает колеса, однако затем дорожное полотно вокруг заплат начинает разрушаться еще активнее.

А вот когда приступят к строительству новых дорог и реконструкции изношенных - еще вопрос, потому что там требуется проектно-сметная документация, а с ее подготовкой у города - проблемы.

- Начали строить улицу Космонавтов - уперлись в сети, бросили, - напоминает вице-спикер городской думы Константин Демидов. - Начали строить улицу Большую Московскую - уперлись в сети, тоже бросим. Начали строить Нехинскую улицу, сделали проект, не понравился - тоже бросили. Улицы Луговая и 8-го марта - та же история.

Неосвоенные в прошлом году средства - как раз следствие скверных проектов. Столкнувшись с ними, исполнители контракта в ужасе разбегаются, как было на Большой Московской, где «забыли» о ливневой канализации: понимают, что ошибки проектантов не позволят выдержать гарантийный срок службы дороги после окончания строительства, а устранять огрехи подрядчику придется за свой счет.

Неосвоенные в прошлом году средства - как раз следствие скверных проектов. Столкнувшись с ними, исполнители контракта в ужасе разбегаются, как было на Большой Московской

О том, как выполняются условия «ультиматума», рассказывает вице-губернатор Юрий Маланин:

- Приносят смету, в которой перечислены работы, соответствующие капитальному ремонту или реконструкции дороги. Объясняем: если это реконструкция - нужна проектно-сметная документация: или приносите ее, или оставляйте в смете только те виды работ, которые по классификации соответствуют просто ремонту. Получается, что в городской администрации даже не понимают отличия между разными видами деятельности!

Странности творятся и с составлением «простых» смет. Член правительства области, руководитель областного департамента архитектуры и градостроительной политики Валентина Захаркина отметила, что из 13 смет, представленных мэрией в департамент, все забракованы: если работы на одном километре региональных дорог обходится дорожному фонду в 10 млн рублей, то в городских сметах фигурируют и 18, и 22 млн на километр. Фрезерование городского асфальта стоит почему-то на 22% дороже, чем в области. И асфальтобетонную смесь предполагается закупать почти в полтора раза дороже.

8 сантиметров для элиты

Первоначальный выбор объектов дорожной сети для ремонта тоже показался Юрию Маланину странным.

- В области мы используем четкие критерии, чтобы установить очередность для дорог, требующих ремонта, - подчеркнул вице-губернатор. - В условиях Новгорода они должны выглядеть так: в первую очередь - интенсивность движения и наличие автобусного сообщения. В перечне нет участка улицы Кочетова в спальном районе, где яма на яме, зато есть улицы, по которым ездят в основном немногочисленные жители элитных кварталов. Зачем там укладывать новый асфальт толщиной 8 сантиметров?

Между тем деньги нужны на строительство подъездов к городским новостройкам. Без этого жилье невозможно будет сдать в эксплуатацию.

Непонятно, наконец, как будет осуществляться муниципальный контроль, если ни городской УКС, ни муниципальное учреждение «Городское хозяйство» не располагают возможностями, чтобы профессионально анализировать качество работ. Так что пока муниципалитет не займется «самообразованием» в деле строительства дорог, похоже, ему любой суммы будет маловато.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья, учитель, 34 года Нужна ли в интернете цензура?
Комментарии
Яндекс.Метрика