Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Как новгородцам пришлось выбирать между туризмом и комфортом

 Фото: Иван Лесных Фото: Иван Лесных Жителям многоквартирных домов на набережной Александра Невского возле пешеходного моста повезло жить в историческом центре Новгорода. Или не повезло - по крайней мере, теперь так считают они сами. Поэтому и вынуждены писать петиции во все органы власти, борясь за свой покой и комфорт. Но ведь там, где задействованы большие деньги и права обычных горожан, Фемида, похоже, становится не только слепой, но и глухой

Буйный «апостол»

Дом № 22/2 по набережной Александр Невского - обшарпанный, во дворе - яма на яме. Зато рядом - Путевой дворец Екатерины Великой, Ярославово Дворище с почти 1000-летней историей, в окна виден кремль. Посмотреть на это туристы едут издалека, а местным жителям  в те же окна проникает ночной шум. Недовольство вызывает плавучий ресторан «Фрегат “Флагман”», пришвартованный прямо под окнами, а также пристань настоящих, а не бутафорских речных судов, расположенная на другом берегу Волхова.

В письме, отправленном по многим адресам - от мэра города Юрия Бобрышева до областной прокуратуры и даже врио губернатора Андрея Никитина - владельцы квартир в домах № 21 и 22/2 жалуются на ресторан:

«В выходные дни в ночное время его владельцы и гости превращают жизнь близлежащих домов в кошмар, попирая закон о тишине. Фейерверки могут запустить в 3 часа ночи. К 5-6 часам утра пьяные посетители устраивают дебоши и разбирательства прямо под окнами домов. Несмотря на установленные недавно на набережной знаки, запрещающие парковку в ночное время, улица в ночное время забита машинами гостей ресторанного комплекса».

У ресторана вообще непростая судьба. Само желание инвестора установить именно перед Путевым дворцом и напротив Детинца баржу, обшитую фанерой так, чтобы она стала похожа на судно XVIII века «Святой Апостол», большая часть местной общественности встретила протестами: дескать, против исторической правды - заводить в водах Волхова судно из тех, которые никогда не приставали и приставать не могли к его берегам, да и историческая панорама испорчена... Власти оставили тогда возражения без внимания. Хотя могли бы предвидеть, что к фрегату со временем возникнут претензии уже не только эстетического плана.

Времянка - это навсегда

В 2009 году мэр города Юрий Бобрышев извещал горожан, что договор аренды земельного участка для эксплуатации временного объекта заключен на 3 года. А в 2013-м - что договор будет действовать до 2016-го. Но ничто у нас так не постоянно, как временное, и корабль, похоже, обосновался здесь всерьез и надолго. Мэру, может быть, кажется неэтичным не продлевать договор: его семья тоже держит ресторанный бизнес - скажут еще, что устранил конкурента, занявшего бойкое место, обвинят в конфликте интересов.

Но и областной департамент культуры, устами зампредседателя Бориса Зорина 8 лет назад отвечавший горожанам, что считает «возможным перемещение данного объекта за пределы исторического центра города по завершении мероприятий, связанных с празднованием 1150-летия Великого Новгорода», - тоже о своей прежней позиции не вспоминает.

Постепенно новгородцы в основном притерпелись к искажению волховского пейзажа. А вот к совершенно «неапостольскому житию» фрегата притерпеться не хотят. Жители набережной требуют убрать его от их окон. Например, переместить выше по течению, где многоквартирных домов нет. Правда, там находится большая гостиница. И не факт, что ее постояльцам такое соседство понравится, даже если они сами не прочь отдохнуть в ресторане. Одно дело - шуметь самому, другое - не спать ради чужого веселья.

С законом о тишине - мертвая тишина

«В городе не работает закон о тишине», - констатируют жители набережной. Надо сказать, что несколько лет такой документ вообще отсутствовал в областном законодательстве. В прошлом году областная Дума его все-таки приняла, порадовав горожан. Увы, в полную силу закон так и не заработал: не подписано соглашение между МВД и региональным правительством - и у полицейских нет полномочий, чтобы составлять протоколы на нарушителей. Контрольно-административное управление мэрии, должно быть, тоже считает, что ничего не может. Хотя управиться с юридическим лицом - проще, чем с соседом, включающим ночью электродрель.

А впрочем, даже закон о тишине - не панацея в случае с туристическим городом. Закон охраняет ведь только тишину ночную...

Кого переселять будем?

Чем же провинилась пристань под стенами кремля, которую, как вариант, жители набережной тоже предлагают куда-нибудь переместить?

- С мая по октябрь с 10 утра до 22 часов прогулочные корабли напротив кремля оглушительно зазывают покататься, и это повторяется через минуту-две, - поясняет Марина Родионова - одна из тех, кому то ли повезло, то ли не повезло жить в эпицентре городских развлечений. - В летний сезон акваторию исторического центра города ночами оглушает громкой музыкой и фейерверком плавучая дискотека.

Протест жителей набережной поддерживают не все в городе. Их даже обвиняют в социопатии.

- Хотим туризм, но без туристов, хотим бюджет наполнить, но без пароходов, говорим, что поесть в городе негде, но и то, что есть, мешает. Странные новгородцы, - считает доктор экономических наук, профессор Наталья Омарова.

Если задуматься, проблема действительно приобретает характер концептуальный. Ведь сначала бывший губернатор Сергей Митин не слишком верил в экономическое значение туризма для Новгорода, но затем изменил свое мнение. Команда новых управленцев, пришедших в губернию в нынешнем году, с первых дней заявила, что будет держать курс на развитие этой отрасли. Тем более теперь, когда на Северо-Западе набирает ход туристический проект «Серебряное ожерелье».

Но при этом всякий город, стремящийся наращивать поток приезжих и всячески их развлекать, быстро обнаружит, что жить посреди Луна-парка или Диснейленда - неуютно, а порой и невозможно. А значит, придется думать, как соблюсти интересы туристов и аборигенов. То ли шумные развлечения выносить подальше от жилых кварталов, то ли горожан отселять с туристических троп. Или изучить опыт зарубежных городов, где прогулочные корабли есть, а лишнего шума - нет.

Фото Ивана Лесных.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Елена, воспитатель, 31 год Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии