Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.07
Евро 99.93
Юань 1.29

Квадропроблемы карельских моногородов

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org Хотя Карелии и удалось избежать социального коллапса, а в некоторых моногородах жизнь даже, казалось бы, наладилась, ситуация в целом остается непростой. О том, как в республике решают проблему моногородов и почему в северном регионе это делать на порядок сложнее, чем в других, выяснял «Общественный контроль»

Республика узкой специализации

Городов, выросших вокруг одного градообразующего предприятия и практически полностью зависимых от его стабильной работы, в Карелии целых десять - от Костомукши на севере до Пудожа на востоке республики. По их количеству регион занимает первое место в стране.

Городов, выросших вокруг одного градообразующего предприятия и практически полностью зависимых от его стабильной работы, в Карелии целых десять - от Костомукши на севере до Пудожа на востоке республики.

Но если Костомукша на сегодняшний день является примером успешного моногорода, где уровень жизни один из самых высоких в Карелии, то большая часть других, увы, не может похвастаться столь хорошими показателями.

До относительно недавнего времени таким же стабильным островом благополучия был и город бумажников - Кондопога. Местный целлюлозно-бумажный комбинат - один из локомотивов карельской промышленности, успешно переживший бурю 90-х годов прошлого века, он и в веке новом демонстрирует рост, увлекая за собой весь город. На предприятии запущено новое оборудование, включающее в себя современную бумагоделательную машину, оно может похвастаться пакетом зарубежных заказов, обеспечивая работой большую часть городского населения. В Кондопоге построены Дворец искусств с уникальным органом, созданным при участии зарубежных специалистов, и Ледовый дворец, арена которого может принимать соревнования международного класса.

Но с 2008 года кондопожская сказка заканчивается - мировой кризис подкосил бумажного гиганта, сказались и ошибки в управлении предприятием. Так или иначе - сейчас комбинат, а за ним и весь город переживают не лучшие времена. Значительная часть персонала сокращена, и комбинату стало трудно содержать ранее построенные дорогостоящие социальные объекты города. С похожими проблемами столкнулись и остальные моногорода республики: Надвоицы, Сегежа, Питкяранта…

Проблемы и решения

Уделять повышенное внимание моногородам в России стали как раз в период кризиса 2008 года, хотя корни проблемы растут еще из Советского Союза, в чью эпоху и были построены поселения вокруг заводов. В новой капиталистической реальности часть этих предприятий оказалась неспособной выдерживать конкуренцию на свободном рынке.

Уделять повышенное внимание моногородам в России стали как раз в период кризиса 2008 года, хотя корни проблемы растут еще из Советского Союза, в чью эпоху и были построены поселения вокруг заводов.

- Существует две политики в отношении таких городов, и они не противоречат друг другу, - рассказал корреспонденту «ОК-информ» заместитель директора по научной работе Института экономики КарНЦ РАН, кандидат экономических наук Евгений Жирнель. - Первая предполагает усиление градообразующего предприятия при поддержке государства и проведение на нем модернизации производства с тем, чтобы его сохранить. Вторая политика заключается в создании в моногороде альтернативных производств, как правило - смежных с главным направлением.

Тем не менее даже глубокая модернизация предприятия не способна решить все проблемы моногорода, как полагает Евгений Жирнель. Даже если получится ее провести, не считаясь с расходами, такое усовершенствование неизбежно ведет к сокращению персонала предприятия, причем количество сотрудников уменьшается в разы. Поэтому проблема, характерная для кризиса моногородов и связанная с тем, что из-за трудностей предприятия люди теряют свою работу, отнюдь не решается.

Поэтому любому моногороду нужно альтернативное производство. Оно может либо быть связанным с основным, либо занимать другую нишу. Примером положительного решения такого кризиса можно считать создание промышленного парка в поселке Надвоицы. Предполагается, что для местных жителей занятость в этом парке станет альтернативой работе на местном алюминиевом заводе.

Северный колорит

Тем не менее у Карелии есть свои особенности, которые затрудняют применение здесь решений, основанных на опыте моногородов средней полосы России или даже учитывающих богатый зарубежный опыт.

У Карелии есть свои особенности, которые затрудняют применение здесь решений, основанных на опыте моногородов средней полосы России или даже учитывающих богатый зарубежный опыт.

- Во-первых, практически все местные предприятия - сырьевой направленности, они так или иначе привязаны к ресурсной базе, что создает определенные ограничения, - подчеркивает Евгений Жирнель. - Во-вторых, для Карелии характерны большие расстояния и малонаселенность. Все наши моногорода удалены друг от друга и от столицы республики на значительное расстояние.

С изолированностью карельских городов связан целый букет проблем республики - и не только обусловленных необходимостью поддерживать километры инфраструктуры на больших расстояниях. Касается он и непосредственной участи моногородов.

- Например, у нас практически полностью отсутствует маятниковая миграция населения. При потере работы в городе невозможно найти работу в соседнем населенном пункте и ездить туда каждый день, - отмечает замдиректора Института экономики. - У нас эти пункты расположены слишком далеко, чтобы реализовать подобную возможность, которой пользуются жители более густонаселенных районов, например Ленинградской или Московской областей. Единственная пара городов в Карелии, где понемногу работает такая схема, - это Петрозаводск и Кондопога.

Помимо этого, особенности Карелии создают проблемы и в предпринимательстве: спрос на товары и услуги, предоставляемые бизнесменами, минимален. Низкая плотность населения и его невысокая покупательная способность делают бизнес-проекты в северной республике гораздо менее прибыльными.

Как оно работает?

Успешный пример города горняков Костомукши базируется на двух основных составляющих. Первая заключается в том, что градообразующее предприятие ОАО «Карельский окатыш» находится в районе богатых залежей природных ресурсов - Костомукшского железорудного месторождения. Вторая - предприятие входит в состав могучего российского холдинга «Северсталь».

Минус в том, что «Карельский окатыш» не платит налог на прибыль на месте, что создает финансовые проблемы республике. А плюсы вполне очевидны: предприятие стабильно, пользуется финансовой поддержкой материнской компании.

- Для Карелии тот факт, что крупный горно-обогатительный комбинат находится в такой мощной структуре, содержит и плюсы, и минусы, - рассказывает Евгений Жирнель. - Минус, конечно, в том, что «Карельский окатыш» не платит налог на прибыль на месте, что создает финансовые проблемы республике. А плюсы вполне очевидны: предприятие стабильно, пользуется финансовой поддержкой материнской компании. Очень важно то, что в составе холдинга можно решать проблемы менеджмента, если они возникают, всегда есть возможность обмена кадрами и опытом.

Трудности же Кондопоги лежат глубже карельских железных руд - и проблемы не могут решиться вхождением предприятия в какой-либо более мощный концерн. ЦБК помимо кризисных факторов 2008 года столкнулся с проблемой эффективного управления. Это не позволило в свое время воспользоваться положительными моментами кризиса, например -  девальвацией рубля, что помогло бы предприятию, работающему на экспорт и получавшему прибыль в твердой валюте, а зарплаты выплачивающему в рублях, получить дополнительные средства. Также ЦБК не смог вывести на рынок более доступную по цене продукцию, нежели бумага конкурентов.

- Самая важная проблема комбината лежит в дне завтрашнем. Рынок газетной бумаги во всем мире падает в связи с переходом средств массовой информации на цифровые технологии. ЦБК становятся неперспективными для инвесторов, - констатировал Евгений Жирнель. - Вместе с этим провести диверсификацию такого предприятия крайне сложно: бумажное производство узко специализированное.

С применением современных технологий проще было бы построить новый завод другой специализации, но в таком случае инвесторы предпочтут разметить его не в Карелии, помня о проблемах с удаленностью края. Гораздо больше для этих целей подойдет средняя полоса России, где транспортных проблем в разы меньше, а высокая плотность населения обеспечивает больший рынок труда.

Книга без рецептов

Несмотря на все трудности, проблемы моногородов в Карелии решаются, и на сегодняшний день удалось избежать социального коллапса. Как полагают в Институте экономики КарНЦ РАН, простого универсального рецепта для республики нет, необходимы поиск возможностей и индивидуальная работа с каждым конкретным населенным пунктом.

Правительство республики предполагает создавать в моногородах территории опережающего развития - этот метод будет применен по меньшей мере в пяти поселениях.

Так, правительство республики предполагает создавать в моногородах территории опережающего развития - этот метод будет применен по меньшей мере в пяти поселениях. Отправлены заявки на создание ТОРов в Надвоицах, Кондопоге, Питкяранте, Суоярви и Пудоже. На этих территориях будут действовать налоговые льготы - налог на прибыль в течение первых 5 налоговых периодов будет вообще равным нулю. Также будут работать льготные тарифы страховых взносов.

В целом - такой метод позволит сделать эти моногорода более привлекательными для инвесторов, что, в свою очередь, сделает возможной диверсификацию местной экономики. Например, для поселка Надвоицы такой подход позволит создать дополнительно не менее 400 рабочих мест в первое время.

Самый радикальный метод - переселение местных жителей из пришедших в упадок городов, как это произошло, например, в американском Детройте, - в Карелии не используется, поскольку ситуация здесь не самая тяжелая. Вместе с этим стоит помнить, что проблема моногородов лежит не только в экономической, но и в политической плоскости. Особенно это актуально в приграничных территориях страны, где власти стремятся сохранить все городские поселения.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр Луконин, историк-краевед, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии