Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +3 погода в Петербурге
Доллар 59.63
Евро 70.36
Юань 8.99

Петрозаводск поднимают на рога городского транспорта

 Фото: Наталья Александрова Фото: Наталья Александрова В Петрозаводске собираются закрыть один из самых популярных среди горожан маршрутов, обслуживаемых частными перевозчиками, - № 26. И это станет только первой ласточкой - в дальнейшем власти планируют полностью пересмотреть городскую сеть общественного транспорта

Делается это для спасения от банкротства троллейбусного управления - многие маршрутки дублируют линии электротранспорта, забирая львиную долю пассажиропотока. Но итогом такой борьбы с конкурентами, скорее всего, станет увеличение транспортных расходов горожан, которым придется ездить с пересадками.

Прогрессивные колеса

Идея создать в Петрозаводске троллейбусную систему появилась еще в 30-х годах прошлого века, когда такой транспорт считался самой передовой инновацией. Однако сначала инициативе помешало отсутствие технических возможностей, а потом началась Великая Отечественная война. В итоге троллейбусы появились в столице Карелии в один год с запуском первого на Земле космонавта - в сентябре 61-го.

Когда город в 80-х годах изрядно расширился после строительства двух больших микрорайонов, один из них - Кукковку - удалось соединить с центром и отдаленными кварталами надежным троллейбусным маршрутом. Второй микрорайон, Древлянку, тогда подключить не успели - уже через несколько лет СССР распался, а в новой России наступил экономический кризис.

Троллейбусное управление лишь в середине 90-х ввело должности кондукторов в каждой машине, что позволило повысить выручку. Но благословенное время длилось недолго - вскоре на улицах карельской столицы появились маршрутные такси.

Проворные водители

В условиях конкуренции электрический транспорт предсказуемо стал терпеть убытки. Более многочисленные и быстрые маршрутки - их парк сначала состоял из микроавтобусов «Газель» - легко обходили неповоротливые «сараи» и забирали на остановках пассажиров прямо у них из-под носа.

Быстрота перемещения была, по сути, единственным достоинством маршруток: «газели» не выигрывали по комфорту, особенно после того как в троллейбусах стало свободнее.

Тем не менее хоть частные перевозчики и подорвали монополию на перевозки пассажиров государственного предприятия, но претензии появлялись и к ним. Быстрота перемещения была, по сути, единственным достоинством маршруток: «газели» не выигрывали по комфорту, особенно после того как в троллейбусах стало свободнее. Не отличались они и дешевизной, и, в конце концов, именно цены стали основным инструментом конкурентной борьбы.

К тому же не всех жителей Петрозаводска также обрадовало то, что в последние несколько лет большинство частных компаний-перевозчиков пришли на рынок из Санкт-Петербурга. В местных СМИ данное обстоятельство традиционно связывают с назначением на пост главы Карелии выходца из Ленобласти Александра Худилайнена.

Политическими мотивами обычно объясняют и одно из нововведений последнего избранного горожанами мэра Петрозаводска - Галины Ширшиной. Благодаря ей с 1 января 2014 года поездка в троллейбусе стала стоить вместо 17 рублей всего 10. Подобный демпинг не устроил частных перевозчиков, к тому времени в основном сменивших «газели» на «пазики», и вскоре они посреди холодной зимы устроили забастовку и разом погрузили транспортную систему города в коллапс. Ситуацию удалось разрешить, но напряжение сохраняется до сих пор, хотя поездка в троллейбусе стоит уже двадцатку, что, кстати, все равно на 10 рублей меньше себестоимости проезда.

Так, в прошлом году водители маршруток снова бастовали, помешав тысячам петрозаводчан вовремя добраться на работу апрельским утром. Тогда поводом стал их конфликт с собственными работодателями - водителей не устраивали условия труда. В частности - то, что им не полагались оплачиваемые больничные, отпуска и нормальный заработок.

Многомиллионная рука помощи

Ни демпинговая политика, ни последующий рост цен, ни даже сокращение штата сотрудников не помогают троллейбусному управлению избежать кризиса. Предприятие продолжает терпеть убытки.

Троллейбусная сеть обслуживает большую часть города, здесь работают несколько сотен человек, а для пассажиров действуют социальные льготы, чего не удалось добиться на большей части рейсов частных компаний.

- Нам необходимо поддерживать и развивать предприятие. В настоящее время понятно, что автопарк троллейбусного управления устарел, из-за чего тратятся значительные средства на ремонт подвижного состава. Налицо необходимость приобретения для Петрозаводска новых троллейбусов, - сообщили корреспонденту ОК-информ в администрации Петрозаводска.

Необходимость поддержания электротранспорта в столице Карелии обусловлена рядом факторов. Троллейбусная сеть обслуживает большую часть города, здесь работают несколько сотен человек, а для пассажиров действуют социальные льготы, чего не удалось добиться на большей части рейсов частных компаний. Кроме того, наличие троллейбусов все же сдерживает рост цен на проезд в городском транспорте, а вопрос повышения тарифов постоянно продавливается частными перевозчиками.

Это так называемая «социальная функция» электротранспорта, а есть еще вопросы экологии. К тому же петрозаводская троллейбусная сеть - одна из самых северных в мире, так что электротранспорт выполняет в том числе и функцию достопримечательности, о чем «Общественному контролю» рассказывал депутат Петрозаводского городского совета Валерий Матвеев.

В общем, мэрия вынуждена поддерживать убыточное предприятие субсидиями - на полноценную работу троллейбусного управления в прошлом году требовалось выделить 150 млн рублей. Иначе задолженности, например - за электричество в контактной сети, могли привести к отключению тока на линиях и остановке движения.

При этом поддерживать самостоятельно троллейбусный парк администрация города не в состоянии, но власти надеются решить проблему за счет внешних источников доходов. Среди них - бюджет республики, а также федеральные целевые программы.

Дорожные карты

Необходимость пересмотра карты всех маршрутов городского транспорта обсуждается уже давно. Частично это связано с их оптимизацией, а главное - с тем, что некоторые из рейсов частных перевозчиков дублируют основные линии троллейбусного управления. Говорили об этом и в прошлом году, но сейчас ситуация, похоже, сдвигается с мертвой точки.

Многим петрозаводчанам просто придется ездить с пересадками, меняя троллейбус на все тот же «пазик». Это приведет не только к увеличению дискомфорта в поездках, но и к двукратному росту расходов на транспорт.

- Глава Петрозаводска Ирина Мирошник поручила провести мониторинг пассажиропотока в транспортной системе города, - рассказал корреспонденту ОК-информ начальник информационно-аналитического управления мэрии Андрей Раев. - Планируется проанализировать все возможности экономического развития электротранспорта в городе.

Первые перемены произойдут уже с Нового года - с 1 января петрозаводчане лишатся возможности использовать один из популярных частных маршрутов, № 26. Следом за ним, вероятно, будут закрыты или пересмотрены еще несколько линий компаний-перевозчиков - некоторые из них на 100% перекрывают рейсы троллейбусов.

- Пока что окончательное решение не принято - многое зависит от того, сможет ли троллейбусное управление справиться с возрастающей нагрузкой, - сообщил Андрей Раев.

До января администрация Петрозаводска надеется уладить разгорающийся конфликт с частными перевозчиками. Однако нововведениями недовольны и сами пассажиры. Ведь контактная сеть электротранспорта проведена не во все районы Петрозаводска. Таким образом, многим петрозаводчанам просто придется ездить с пересадками, меняя троллейбус на все тот же «пазик». Это приведет не только к увеличению дискомфорта в поездках, но и к двукратному росту расходов на транспорт, что явно ударит по карману и так не особо богатого населения столицы Карелии.

Решить эту проблему в администрации планируют, возможно, покупкой новых троллейбусов, обладающих возможностью автономного хода - без использования контактной сети. Но пока неясно, насколько это экономически целесообразно.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вадим, водитель на пенсии, 72 года Революция - двигатель прогресса?
Комментарии
Яндекс.Метрика